Кто принимает решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома и обеспечивает его проведение.
Согласно Жилищному кодексу:
- · принятие решения о ремонте общего имущества, реконструкции многоквартирного дома является компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ) вне зависимости от способа управления данным домом;
- · решение о ремонте принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (статья 46 ЖК РФ);
- · решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт принимается с учетом предложения управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений (статья 158 ЖК РФ).
Реализация принятого собственниками решения о проведении капитального ремонта является задачей лица/лиц или организации, управляющей многоквартирным домом.
В связи с тем, что процесс реального вовлечения собственников жилья в управление общим имуществом в многоквартирном доме фактически только начался, до последнего времени ситуация с проведением капитального ремонта складывалась следующим образом:
- · решение о капитальном ремонте продолжали принимать органы местного самоуправления по предложениям, главным образом, муниципальных управляющих организаций, утверждая титульные списки многоквартирных домов для капитального ремонта (исходя из технического состояния домов и возможностей местного бюджета);
- · размер платы за капитальный ремонт или вообще не устанавливался (потому что согласно ЖК РФ ее должны установить сами собственники помещений каждого отдельного дома на общем собрании, а эти собрания не проводятся), или устанавливался решением органов местного самоуправления как некий усредненный «общегородской тариф». В первом случае все расходы по капитальному ремонту целиком ложились на местный бюджет. Во втором случае деньги собственников разных домов через единый расчетно-кассовый центр собирались в некий «городской фонд», из которого осуществлялось финансирование капитального ремонта домов согласно утвержденному титульному списку, то есть собственники оплачивали ремонт чужого имущества. Если средства собственников попадают на счета управляющих организаций и не расходуются в течение года (потому что ремонт не планировался), они становятся прибылью этих организаций;
- · подрядные организации для выполнения работ по капитальному ремонту выбирались уполномоченной администрацией города структурой, что не способствовало развитию рынка жилищных услуг, а собственники не могли контролировать ни объем, ни качество работ.
Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определил ключевые моменты нового порядка предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, соответствующий нормам Жилищного кодекса:
- · решение об участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (общим собранием членов товарищества собственников жилья), которое также утверждает смету расходов на капитальный ремонт;
- · общее собрание собственников помещений (общее собрание членов товарищества собственников жилья) принимает решение о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений (средств товарищества собственников жилья) — не менее 5 % от предоставляемых средств;
- · получателями бюджетных средств являются товарищества собственников жилья (жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы) и управляющие организации, выбранные собственниками помещений, которые затем самостоятельно привлекают подрядные организации для проведения капитального ремонта.
Реализация Федерального закона № 185-ФЗ может реально содействовать запуску нового механизма финансирования капитального ремонта, при котором активная роль в организации капитального ремонта будет принадлежать собственникам помещений и уполномоченным ими организациям, а прямое вложение бюджетных средств уступит место мерам поддержки собственников жилья.
Кто принимает решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома и обеспечивает его проведение.
Согласно Жилищному кодексу:
принятие решения о ремонте общего имущества, реконструкции многоквартирного дома является компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ) вне зависимости от способа управления данным домом;
решение о ремонте принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (статья 46 ЖК РФ);
решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт принимается с учетом предложения управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений (статья 158 ЖК РФ).
Реализация принятого собственниками решения о проведении капитального ремонта является задачей лица/лиц или организации, управляющей многоквартирным домом.
В связи с тем, что процесс реального вовлечения собственников жилья в управление общим имуществом в многоквартирном доме фактически только начался, до последнего времени ситуация с проведением капитального ремонта складывалась следующим образом:
решение о капитальном ремонте продолжали принимать органы местного самоуправления по предложениям, главным образом, муниципальных управляющих организаций, утверждая титульные списки многоквартирных домов для капитального ремонта (исходя из технического состояния домов и возможностей местного бюджета);
размер платы за капитальный ремонт или вообще не устанавливался (потому что согласно ЖК РФ ее должны установить сами собственники помещений каждого отдельного дома на общем собрании, а эти собрания не проводятся), или устанавливался решением органов местного самоуправления как некий усредненный «общегородской тариф». В первом случае все расходы по капитальному ремонту целиком ложились на местный бюджет. Во втором случае деньги собственников разных домов через единый расчетно-кассовый центр собирались в некий «городской фонд», из которого осуществлялось финансирование капитального ремонта домов согласно утвержденному титульному списку, то есть собственники оплачивали ремонт чужого имущества. Если средства собственников попадают на счета управляющих организаций и не расходуются в течение года (потому что ремонт не планировался), они становятся прибылью этих организаций;
подрядные организации для выполнения работ по капитальному ремонту выбирались уполномоченной администрацией города структурой, что не способствовало развитию рынка жилищных услуг, а собственники не могли контролировать ни объем, ни качество работ.
Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определил ключевые моменты нового порядка предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, соответствующий нормам Жилищного кодекса:
решение об участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (общим собранием членов товарищества собственников жилья), которое также утверждает смету расходов на капитальный ремонт;
общее собрание собственников помещений (общее собрание членов товарищества собственников жилья) принимает решение о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений (средств товарищества собственников жилья) — не менее 5 % от предоставляемых средств;
получателями бюджетных средств являются товарищества собственников жилья (жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы) и управляющие организации, выбранные собственниками помещений, которые затем самостоятельно привлекают подрядные организации для проведения капитального ремонта.
Реализация Федерального закона № 185-ФЗ может реально содействовать запуску нового механизма финансирования капитального ремонта, при котором активная роль в организации капитального ремонта будет принадлежать собственникам помещений и уполномоченным ими организациям, а прямое вложение бюджетных средств уступит место мерам поддержки собственников жилья.
Всё о нём: капитальный ремонт общего имущества в МКД.
В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам об инициативе Законодательного собрания Кировской области, предложившем уточнить перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, о разъяснениях Минстроя России, касающихся контроля за качеством капремонта. А также напомнить, как оформляется акт приёмки выполненных работ по капитальному ремонту.
Перечень работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме
Когда кто-то говорит вам, что субъекты ничего не решают на федеральном уровне, вспоминайте про проект Федерального закона о внесении изменений в ЖК РФ, предложенный Законодательным собранием Кировской области.
На проект Федерального закона N 1033588-6 уже составило положительный отзыв Правительство РФ, а предлагает он внести изменения в ст. 174 ЖК РФ – указать, что средствами из фонда капитального ремонта могут оплачиваться:
- работы, указанные в п.1 ст.166 ЖК РФ;
- работы, выбранные НПА субъектов РФ;
- кредиты и займы, взятые на проведение подобных работ.
Согласно ч.1 ст. 166 ЖК РФ, средствами из фонда капитального ремонта можно оплатить ремонт:
- внутридомовых инженерных систем;
- лифтового оборудования;
- крыши;
- подвальных помещений, если они входят в состав ОИ в МКД;
- фасада и фундамента МКД.
Правительство РФ считает, что такая поправка поможет конкретизировать перечень работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме и поспособствует их единому применению.
Средства фонда капитального ремонта
Сейчас, по мнению Законодательного собрания Кировской области, в ст. 174 ЖК РФ нет определённости по использованию средств фонда капитального ремонта. В пояснительной записке отмечается, что, согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, перечень работ и услуг по капитальному ремонту ОИ В МКД можно дополнить НПА, принятыми в регионах РФ.
В то же самое время ч. 1 ст. 174 ЖК РФ указывает, что деньги из фонда капитального ремонта можно потратить только на проведение работ, указанных в ч.1 ст.166 ЖК РФ, и погашение кредитов и займов, взятых с целью проведения таких работ.
Контроль за качеством капремонта
Минстрой России опубликовал разъяснительное письмо от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04 по вопросу осуществления контроля за качеством капитального ремонта. Содержание документа касается капитального ремонта в тех МКД, в которых собственники выбрали способом формирования фонда капремонта спецсчёт.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте ОСС принимает решение по следующим вопросам:
- привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества;
- порядок контроля качества проводимого капитального ремонта;
- выбор лица, уполномоченного осуществлять контроль от имени собственников;
- условия договора с подрядными организациями: стоимость услуг и (или) работ, гарантийный срок и иные существенные условия.
Соответствующие компетенции ОСС утверждены ст.44 ЖК РФ.
Выбор уполномоченного
Как мы писали выше, лицо, уполномоченное на контроль капремонта общего имущества МКД, выбирают собственники помещений на общем собрании.
В письме Минстроя на этот счёт добавлен комментарий, что решение о выборе уполномоченного лица принимается по согласованию с таким уполномоченным лицом. В данном случае, в соответствии со ст. 7 ЖК РФ, действует аналогия права и учитываются положения ч.3.1 ст. 175 ЖК РФ.
Акт приёмки работ по капитальному ремонту
Согласно пп.5 п.5 ст.189 ЖК РФ, уполномоченное лицо также имеет право принимать участие в приёмке работ по капитальному ремонту и подписывать соответствующие акты. Правила оформления актов приёмки работ по капитальному ремонту описаны в Приказе Минстроя РФ от 26.10.2015 N 761/пр «Об утверждении формы акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ».
В акте приёмки работ в первую очередь указывается информация о заказчике (данные уполномоченного представителя интересов собственников помещений МКД: ФИО, номер квартиры, в которой он проживает) и исполнителе (лицо, производившее работы по капитальному ремонту).
Следующий блок сведений:
- вид работы или услуги (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290);
- единица измерения;
- количество раз, когда оказывалась услуга;
- стоимость по смете;
- цена услуги.
Сметная стоимость берётся из договора подряда по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту ОИ в МКД.
Акт приёмки работ составляется в двух экземплярах, стороны расписываются в том, что работы по капитальному ремонту выполнены надлежащим образом.
Напоминаем, что акты о приёмке работ по капитальному ремонту входят в состав технической документации по МКД, так что храните их бережно.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая