За чей счет капремонт? Что должно государство собственникам жилья.
Многие россияне уже получили платёжки с графой «капремонт». Деньги немалые. Кому мы их платим? И что за это получим?
Утром — ремонт, вечером — деньги
Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) ещё в 2005 г. определил: бремя затрат на капитальный ремонт несёт собственник. Но платить за это отдельной строкой россияне начали только сейчас, потому что ЖК РФ обязывал предыдущего собственника, то есть государство, передать жильё перед приватизацией отремонтированным капитально, если дом на момент приватизации первой квартиры в доме (с 1991 г.) уже нуждался в капремонте в силу возраста. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда дом требует такого ремонта каждые 25 лет, но иногда и раньше, в зависимости от обстоятельств его эксплуатации, объясняет Елена Панина, президент Научно-исследовательского, аналитического центра ЖКХ.
Невыполнение обязательств по капремонту стало массовым. «Денег нет!» — говорят чиновники. А если жители выигрывают суд, то тянут время как могут. В конце концов за «накопившийся недоремонт» многоквартирных домов старше 30 лет взялся Фонд содействия реформированию ЖКХ. В настоящее время в жилищном фонде России таких домов насчитывается более 62%. По состоянию на 1 января 2014 г. фондом был полностью завершён капремонт 141 414 многоквартирных домов. Но этого мало! Эксперты констатируют, что в ближайшие 10 лет приблизительно 400 млн кв. м жилья придёт в непригодное для проживания состояние.
Кому и сколько платить?
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет минимальный платёж собственников жилья за капремонт. Именно поэтому он разный по регионам. Средняя рекомендуемая «цена» — 6 руб. с 1 кв. м. Но в крупных городах эта сумма может быть в 2-3 раза больше. Есть собственники, которых освободили от таких взносов официально. Не платят те, кто проживает: в домах, где менее чем 3 квартиры; в зданиях, чей конструктивный износ составляет более 70%. В связи с этим они подлежат сносу. И ещё не платят жители дома, стоящего на участке, который государство собирается изымать для общественных нужд. Например, через участок пройдёт шоссе или на нём будут строить общественно значимые сооружения — вроде аэропорта или олимпийского стадиона.
Закон позволяет собирать на капремонт с каждого собственника больше, чем определили власти. Но это решение добровольное, а вот меньше, чем определили региональные власти, — нет. Если вы уже платите в региональный котёл, но теперь решили собирать деньги на спецсчёте дома, сделать это можно по решению собрания собственников. Но, исходя из опыта Омска и Уфы, где несколько домов попытались это сделать, придётся столкнуться с бюрократией: чиновники, не желая упускать большие деньги, вставляют палки в колёса.
За чей счет должен проводиться капитальный ремонт многоквартирных домов и кто должен контролировать этот процесс? Официальный ответ.
Графы « Текущий ремонт», « Капитальный ремонт» в квитанциях за жилищные услуги ( ЖУ) однозначно являются самыми проблемными. Причина очевидна: оплата жильцами производится, а ремонт многоквартирных домов – далеко не всегда. В согласии с законодательством собственники самостоятельно должны следить за состоянием подъездов и пр. Так оно и происходит, только через посредника – управляющую компанию.
Ясно, что это идеальная картина. В действительности все часто складывается по-другому: дому может быть 25 лет, жильцы исправно платят за услуги, а ремонта все нет. Возможно, что еще 25 лет здание может не простоять. Заметим, что в Сети люди пишут о не менее примечательных ситуациях. Так, в одном подмосковном многоэтажном доме начала течь крыша. Жильцы обратились в управляющую компанию, она без проблем согласилась произвести ремонт. Правда, потребовала предварительную 100% оплату за него, так как у самой не было на это средств.
Что по этому поводу чиновники говорят в официальных ответах на запросы граждан?
За чей счет должен проводиться капитальный ремонт многоквартирных домов и кто должен контролировать этот процесс?
Вопрос: Нашему дому более 25 лет и не было даже косметического ремонта. Кто за этим должен следить. Здание разрушается, так скоро превратится в ветхое жилье. Зато всяких инспекторов полно. Что они инспектируют?
Ответ: Региональная служба по тарифам Ивановской области ( далее РСТ Ивановской области) рассмотрела Ваше обращение и сообщает следующее.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества ( далее соответственно — услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, ремонт дома должна осуществлять управляющая ( жилищная) организация, с которой заключен договор управления домом, за счет средств, собранных с жителей дома за жилищные услуги.
Дополнительно сообщаем, что контрольные функции за состоянием жилищного фонда на территории Ивановской области осуществляет Служба государственной Жилищной инспекции Ивановской области.
Капитальный ремонт многоквартирного дома: за чей счет этот банкет?.
Не смотря на усиленное реформирование системы ЖКХ и постоянное строительство нового жилья, проблем в этой сфере меньше не становится. Отдельной строкой тут стоит капитальный ремонт домов. Эта проблема рано или поздно встает перед всеми собственниками и нанимателями жилья, и в зависимости от ситуации, решать её можно по-разному.
Первый вариант, который в скором будущем предстоит всем нам, идеально подходит в случае, когда все жильцы являются собственниками. Согласно статье 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Таким образом, в ход идут денежные средства, внесенные собственниками в качестве ежемесячной платы за капитальный ремонт или целевые разовые взносы собственников помещений, размер которых определяется общим собрание собственников, в соответствии с видом ремонта.
Вторым вариантом будет удобнее воспользоваться, когда не все квартиры в доме приватизированы. Согласно статье 165 все того же Жилищного кодекса, в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут в порядке софинансирования предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов пропорциональной площади помещений, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, денежные средства собственников и муниципалитета будут внесены в определенной пропорции.
Третий вариант подойдет в случае, если дом был построен более 30 лет назад, и капитальный ремонт в нем никогда не проводился. В данном случае, в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда сохраняется за бывшим наймодателем вплоть до её исполнения. Таким образом, если с момента введения в эксплуатацию дома до введения в действие в 1991 году закона о приватизации дом эксплуатировался без капитального ремонта на протяжении сроков, превышающих установленные, то необходимость капитального ремонта на момент приватизации квартир является очевидным фактом. В данном случае можно обязать муниципалитет организовать проведение капитального ремонта в судебном порядке.
Отдельно можно было бы выделить проведение капитального ремонта за счет долевого участия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований, а также средств собственников жилых помещений, согласно Федеральному закону №185-ФЗ. Но, на мой взгляд, эта тема настолько обширна, что достойна отдельного рассмотрения.
Подводя итог, ещё раз напомню, что не существует стандартных подходов к решению проблемы поисков источников финансирования капитального ремонта. К каждому отдельному случаю следует подходить сугубо индивидуально. Далеко не лишней в данном случае будет консультация грамотного специалиста по жилищному праву.