Субсидии по ЖКХ для малоимущих как посчитать

Сельские многодетные семьи получат субсидии на жилье по отдельному закону.

Вчера парламентарий А. Шерин подал на рассмотрение Госдумы проект закона «О жилищных субсидиях многодетным семьям» (зарегистрирован под № 638265-7). Депутат считает, что в настоящее время законодательных основ для эффективного улучшения демографической ситуации в стране недостаточно и необходимо принять отдельный закон, который будет стимулировать сельских жителей России к рождению детей гарантией обеспечения достойным жильем.

Действующий закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», нацеливает граждан на второго и третьего ребенка. Шерин считает, что надо идти дальше. Разработанный им проект закона предусматривает предоставление жилищных субсидий семьям, решившимся воспитывать семерых и более детей, в том числе усыновленных.

Второе условие участия в проектируемой программе — постоянное проживание обоих (или единственного) родителей/усыновителей в сельской местности на территории РФ не менее 10 лет до момента подачи заявления на субсидию. При этом 10-летний юбилей жизни на селе должен состояться не позднее рождения седьмого ребенка.

Размер субсидии должен соответствовать возможности приобретения жилья площадью не менее чем по 18 квадратных метров на человека по среднерыночной цене, сложившейся в регионе проживания семьи. Таким образом, господдержка обеспечит заявителям приобретение минимум 162 квадратных метров жилья — на семью из двух родителей и семи детей.

Напомним, что три года назад либерал-демократ А. Шерин вместе с коллегой по фракции В. Сысоевым выступил с инициативой о предоставлении субсидий на жилье семьям, воспитывающим пятерых и более детей, — без ограничения по месту проживания (законопроект № 998765-6). Размер господдержки предлагалось определять по аналогичной схеме. Но, поскольку реализация законопроекта требовала дополнительных расходов федерального бюджета в размере около 167 миллиардов рублей, а заключения кабмина на инициативу, как того требует в таких случаях часть 3 статьи 104 Конституции РФ, в Госдуму представлено не было, законопроект вернули авторам для выполнения требований конституции и регламента ГД.

Новая инициатива Шерина многократно сужает круг потенциальных получателей жилищных субсидий и, соответственно, снижает затраты на их предоставление. Более того, депутат считает, что принятие закона по обеспечению жильем сельских многодетных семей принесет экономию федеральному бюджету.

В пояснительной записке Шерин приводит статистику по количеству детей-сирот, которых государство обязано обеспечить жильем по определенному для них нормативу площади. В большинстве регионов это 33 квадратных метра на человека. А проектом закона о субсидиях сельским семьям, имеющим семерых и более рожденных или усыновленных детей, предусматриваются общие нормы предоставления жилья — 18 квадратов на каждого члена семьи. Таким образом, государство сэкономит деньги, а усыновленные дети приобретут семью и счастливое детство.

Если доводы парламентария будут восприняты правительством как убедительные и оно даст положительное заключение на инициативу о жилищных субсидиях многодетным сельским семьям, возможно, законопроект будет рассмотрен и принят Государственной думой в трех чтениях. Закон в этом случае вступит в силу с момента подписания Президентом РФ.

Коммуналка для бедных может стать бесплатной.

Глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин выступил за социальные гарантии для людей, которые по объективным причинам не могут полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. В интервью телеканалу НТВ он предложил дифференцированно подходить к неплательщикам, отделив добропорядочных граждан от шпаны, хулиганов и «пьяни болотной».

«Если мы видим, что люди действительно живут неважно, по объективным в том числе причинам, это не пьянь болотная, это не шпана и не хулиганы, это так история сложилась, — вот здесь должны быть социальные гарантии. Здесь надо дифференцированно подходить и по количеству средств, которые они должны платить за жилье», — сказал Степашин. Он обратил внимание, что в России около 20 млн человек (население какой-нибудь большой европейской страны) живут за чертой бедности. Чиновников, которые ратуют исключительно за карательные методы решения проблемы долгов, по словам Степашина, было бы неплохо проверить, за что получают деньги они сами.

Пристальное внимание чиновников различных уровней к насущным проблемам малоимущих, попытка детализации их проблем проявляются не впервые. После резко негативной реакции общества на пенсионную реформу, падения рейтингов политиков, включая президента, и проблем на выборах в регионах стало понятно, что поставленную в майском указе Владимира Путина задачу сократить количество бедных вдвое (с почти 14 до 7%) за шесть лет надо решать быстрее.

Государство предоставляет льготы, то есть возможность платить меньше за ЖКХ, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам 1-й и 2-й групп, героям труда, ветеранам боевых действий, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным семьям, детям репрессированных граждан. Но даже если вы не относитесь к этим категориям, льготу по оплате можно получить и исходя из материального положения. В ЖКХ субсидии предоставляются гражданам и семьям, если они расходуют определенный процент семейного бюджета на оплату коммунальных услуг. Этот порог зависит от региона проживания, в Москве, например, он составляет 10%, но чаще региональные власти устанавливают его на предельно допустимом размере в 22%.

Общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,2 трлн руб., сообщили в Министерстве строительства и ЖКХ в конце января. Из них 750 млрд — это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. Сумма выросла за год примерно на 200 млрд, что связывают с ростом цен на топливо.

Однако возникла также тема, что граждане порой просто не знают своих прав и не обращаются за положенной им помощью. То есть задолженность можно было бы погасить не за счет лишних доходов, которым взяться неоткуда, а за счет бюджета, просто перенаправив средства, не поленившись узнать о своих правах и собрать все необходимые справки. Об этом говорила вице-премьер Татьяна Голикова и обещала создать специальный обучающий ресурс. Например, в 90% регионов льготники полностью освобождаются от оплаты за газ и частично, в размере 50%, за свет. История с «чеченским газом» показала, что иногда надо просто проявить свое желание.

После 70 лет пенсионерам предоставляется скидка на пользование услугами коммунальных хозяйств в размере от 30 до 40%. Но для ее получения граждане обязаны обратиться в управляющую компанию по месту регистрации. Не все пожилые люди могут знать об этом, а чиновники лишний раз могут и не подсказать то ли из лени, то ли от особой «любви» к населению.

«Речь идет о необходимости адресной защиты малоимущих, — прокомментировала для «НГ» предложение Степашина председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. — Москвичи получают субсидии в случае, если тратят более 10% своих доходов на услуги ЖКХ. А по стране в среднем 22% надо отдать, только после этого приходит помощь. То есть пенсионеру приходится платить почти до четверти пенсии. При этом применяются нормативы, субсидии охватывают жилье до 33 кв. м, а все, что свыше, оплачивается полностью. Надо пересматривать ситуацию, установив порог самостоятельной оплаты услуг ЖКХ хотя бы в 15% (хотелось бы, 10%, но это предложение не пройдет никогда). Причем это надо делать федеральным стандартом, надо прекратить разговоры о том, что у регионов есть право самим устанавливать порог. Право у них есть, а денег нет, только 11 субъектов Федерации недотационные».

«Речь идет в первую очередь о тех гражданах, кто не может оплачивать коммунальные услуги по сложившимся и не зависящим от них обстоятельствам, так называемый форс-мажор. Например, резкое снижение дохода семьи вследствие продолжительной болезни одного из членов семьи (причем необязательно работающего) или продолжительная задержка зарплаты в связи со сложным финансовым положением работодателя», — сказал «НГ» доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Алексей Яшкин.

Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк называет несколько ситуаций, в которых схема субсидий не срабатывает. «Если речь идет о текущих платежах за ЖКУ и официальных «белых» доходах семьи, когда все проживающие в квартире прописаны, то при недостаточности доходов для оплаты ЖКУ люди обращаются за жилищной субсидией и получают социальную помощь. Однако система может не сработать, когда прописка и место проживания не совпадают у ряда членов семьи, когда есть очень большие накопленные задолженности за много лет (если задолженность небольшая, то ее реструктурируют и постепенно закрывают субсидией), когда вообще нет официальных доходов у семьи (тогда нужно какой-то доход декларировать устно при обращении за субсидией), когда родители малолетних детей проживают в другом месте, они обязаны предоставить справку о доходах, и их доход учитывается при расчете субсидии по месту проживания ребенка. Если у семьи нет возможности предоставить нужные справки — субсидии не будет из-за строгих правил».

Яшкин считает, что расширение системы гарантий ЖКХ возможно за счет беспроцентной рассрочки по оплате коммунальных услуг до восстановления платежеспособности пользователя коммунальными услугами. Впрочем, разработку алгоритма дифференциации тех, кто по не зависящим от него причинам оказался в сложной жизненной ситуации, от тех, кто просто безответственно отнесся к своим обязательствам по уплате ЖКУ, Яшкин называет нетривиальной задачей.

Субсидия на квартиру: правила расчета.

Стоимость коммунальных услуг постоянно растет, чего не скажешь о размерах доходах граждан. Облегчить бремя обязательных платежей можно за счет оформления субсидии. О том, что это за льгота, и кому она положена по закону, читайте в данном обзоре. Также из него вы узнаете, какие факторы и суммы учитываются при определении размеров субсидии, ознакомитесь с основными формулами. Обратите внимание, что для военнослужащих действуют особые принципы расчета, в некоторых регионах также предусмотрены свои особенности субсидирования услуг.

Что влияет на размер субсидии

В оплате коммунальных услуг государство помогает так называемым незащищенным слоям граждан путем выделения им бюджетных средств. Среди основных претендентов на субсидию:

  • малоимущие семьи, граждане;
  • матери-одиночки;
  • безработные;
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи.

Порядок предоставления субсидии на коммунальные услуги регулирует ст. 159 ЖК РФ.

Льгота предоставляется в тех случаях, когда общие расходы за пользование коммунальными составляют более 22% от совокупной суммы дохода в семье за определенный временной промежуток (обычно для расчетов берется один месяц). Как оформить субсидию по оплате ЖКХ? Решение о субсидировании принимает специальная комиссия, собираемая на пункте проживания заявителя. Она рассматривает следующие факторы:

  • социальный статус заявителя;
  • тип жилья, в котором он постоянно проживает и на которое хочет оформить льготу (это может быть многоквартирный дом либо индивидуальное домовладение);
  • региональные цены на коммунальные, установленные на официальном законодательном уровне;
  • лимиты по нормативам жилплощади на одного человека.

Подробно порядок оформления субсидии в РФ описан в Правилах «О предоставлении субсидий на оплату ЖКУ», утвержденных от 14.12. 2005 правительственным постановлением № 761.

Формулы расчета

Для расчета размеров субсидии используется следующая формула:

  • S – сумма субсидии, выделяемая конкретному гражданину ежемесячно;
  • C – утвержденная в конкретном регионе стоимость лимитов на получение ЖКХ услуг;
  • E – общий среднемесячный доход гражданина или семьи (показатели берутся за последние полгода).

Если показатель E ниже прожиточного минимума, к формуле добавляется поправочный коэффициент К. Под ним подразумевается числовой множитель, находящийся в диапазоне от 0 до 1 и используемый при расчете обеспечения достаточности суммы льготы.

Поправочный коэффициент при расчетах используется только тогда, когда общий доход семьи ниже установленного минимума.

Какие суммы учитываются

При расчете размеров субсидии учитываются следующие суммы:

  1. Регламентированная законодательно стандартная стоимость коммунальных услуг за квадратный метр для рассматриваемого региона.
  2. Ежемесячный доход всех членов семьи или гражданина, если он проживает один. Учитываются пособия, пенсии, стипендии, доплаты и прочие поступления.
  3. Средние показатели прожиточного минимума на семью (опять же, утвержденные для конкретного региона).
  4. Поправочный коэффициент – для получения корректных результатов расчетов совокупный доход семьи на человека делится на прожиточный минимум для всех членов семьи.
  5. Процент, которые составляют платежи за услуги ЖКХ с учетом общего дохода.

Останется определить сумму максимально допустимого платежа за коммунальные и рассчитать размеры государственной льготы.

Пример расчета

На сумму субсидии, которая может быть предоставлена для оплаты коммунальных услуг, оказывает влияние целый ряд факторов. Основные:

  • тарифы на все ресурсы;
  • нормативы их потребления;
  • степень благоустройства жилых помещений;
  • лимиты расходов по оплате.
  • Конечные значения рассчитывают по приведенной выше формуле. Сумма помощи выделяется гражданам раз в месяц.

Размеры субсидии не могут превышать общую сумму платежей за коммунальные.

Как мы уже писали выше, в тех случаях, когда показатель Е оказался ниже установленного прожиточного минимума, к формуле добавляется поправочный коэффициент. Выглядеть она в данном случае будет следующим образом:

Значение параметра К рассчитывается путем деления сумм общего дохода E на прожиточный минимум. Параметр совокупного дохода определяется путем суммирования полученных за последние полгода каждым членом семьи денежных средств.

Учитываются абсолютно все доходы. Скрывать их не рекомендуется, поскольку социальные службы могут провести глубокую проверку, по результатам которой у вас будут неприятности.

  • Состав семьи – муж, жена и ребенок. Размеры заработных плат – 10 тыс. и 8 тыс., детского пособия – 250 руб. Итого 18250 руб. или 6083,33 руб. на человека.
  • На коммунальные семья тратит 4000 руб.
  • Суммы прожиточного минимума для региона – в данном случае это 7851 руб. для взрослого и 7460 руб. для ребенка.
  • Поправочный коэффициент – рассчитываем его по формуле 6083,33/7720,66 и получаем 0, 78.

Теперь применяем формулу максимальных размеров стоимости услуг ЖКУ: 18250х0,22х0,78=3131,7 руб. Стандарт для региона 1 648 за человека или 4944 руб. на семью. Отсюда выходит размер льготы – 4944–3131,7=1812,3 руб.

Особенности перерасчета


Предоставление льгот на оплату ЖКУ носит не постоянный характер. Для продления срока субсидирования не позже, чем за 10 дней до конца периода действия договора, подавайте документы на продолжение начислений. Предоставлять бумаги нужно именно в то госучреждение, которое назначило вам льготу. В том случае, если сумма помощи за последний отчетный квартал превысит реальные расходы получателя субсидии на оплату коммунальных, будет произведен перерасчет. Лишние средства по разнице вам придется вернуть.

Какие нужны документы на субсидию на оплату ЖКХ узнайте по ссылке.

Перерасчет и возврат средств по субсидии осуществляется в том случае, если сумма льготирования за указанный период превысила реальные расходы семьи или конкретного гражданина.

Нюансы по регионам РФ

При расчете размеров субсидии в обязательном порядке во внимание берется регион проживания заявителя, поскольку для разных территорий в России значение максимально допустимых частей затрат на ЖКУ от общего бюджета может значительно различаться. Для примера:

  • в Москве 10%;
  • в Кемерово и области это 5-17%;
  • в Омской области – 18% для льготных категорий граждан и 20% для всех остальных;
  • в Ленинградской области – 14%.

Напоминаем, что сумма прожиточного минимума на одного человека также устанавливается на региональном уровне.

Особенности расчета для военнослужащих

В РФ для военнослужащих в звании положены дополнительные 15 кв. м. На льготу могут рассчитывать:

  • лица, имеющие почетные звания;
  • офицеры от чина полковника и выше;
  • командиры частей;
  • преподаватели военных профессий в ВУЗах.

В данном случае поправочный коэффициент тоже может применяться, причем его размеры зависят от срока службы – это 1.85 для 10-16 лет, 2.25 для 16-20, 2.375 для 20-21 и 2.45 для более 21 года. При расчете субсидии для семьи погибшего при выполнении обязанностей военнослужащего используется коэффициент 2.75.

Про субсидии пенсионерам на оплату коммунальных услуг рекомендуем прочитать в данном материале.

После 21 лет службы поправочный коэффициент растет каждый год на 0.075, но в конечном счете он не может превысить показатель 2.75.

Субсидия – главная форма государственной помощи на оплату коммунальных услуг. При расчете суммы субсидии на оплату ЖКХ, помимо уровня совокупного дохода семьи, должны учитываться региональные показатели прожиточного минимума и максимально допустимого платежа за коммунальные услуги. Социальные службы берут во внимание доходы из всех источников. Для военнослужащих и их семей предусмотрены дополнительные льготы. Кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг читайте тут.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector