Жкх в россии как управляют

Главный вопрос Госсовета – кто управляет ЖКХ страны.

В пятницу, 31 мая, в Москве состоится заседание Государственного совета под председательством руководителя страны Владимира Путина. Тема – актуальная ситуация в ЖКХ. Уже прогнозируется, что чиновникам придется жарко: ответ держать досталось губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, которому предстоит рассказать о том, как он допустил коррупцию в ЖКХ.

В пятницу, 31 мая, в Москве состоится заседание Государственного совета под председательством руководителя страны Владимира Путина. Тема – актуальная ситуация в ЖКХ. Уже прогнозируется, что чиновникам придется жарко: ответ держать досталось губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, которому предстоит рассказать о том, как он допустил коррупцию в ЖКХ. Одновременно возможны жесткие дискуссии между Минэкономразвития и Минрегионом. Выводы, как обычно, будет делать президент. Однако очевидно, что без общественного контроля в ЖКХ уже не обойтись. Почему именно общественным организациям будут уделять много внимания – в материале «ФедералПресс».

На Госсовете Владимир Путин собирается устроить широкий разнос всем чиновникам от ЖКХ. «Разговор предстоит очень жесткий, – рассказывают нам источники в Минрегионразвития. – Возможны острые дискуссии». «Да, мы тоже готовимся к серьезному разговору, тем более что он состоится далеко не в первый раз, и всегда выводы по итогам довольно жесткие, работы только прибавляется», – замечают чиновники в Фонде содействия реформированию ЖКХ.

Настроения чиновников понятны – Госсоветы по ЖКХ проходят раз в год (для сравнения – по развитию аэропортов, например, их было только два за десять лет работы Госсоветов). Это означает, что ЖКХ не сходит с федеральной повестки. Уже в этом году президент публично высказывал недовольство работой Минрегионразвития и Минэкономразвития, в результате чего они выступили с предложениями по сдерживанию роста платежей за коммунальные услуги. Такие частые разборы на высоком уровне ситуации в ЖКХ, очевидно, говорят и о том, что правительство страны отчаялось найти сколько бы то ни было быстрый выход, решение проблемы постоянно растущих тарифов, тотального недовольства услугами, вывода денег. Общая же причина у всего этого одна – коррупция.

Проблема в том, что коррупция в ЖКХ зачастую непобедима обычными методами. Муниципалитеты, особенно мелкие, проверять нереально. Да и крупные тоже. Пример – екатеринбургский Водоканал: он регулярно рапортует о том, что ему нужны инвестиции через повышение тарифов, гордума – не без скандалов, конечно, но это утверждает, как и инвестиции из горбюджета, из Федерации туда тоже регулярно поступают средства, однако воду из-под крана как было невозможно пить, так и теперь нельзя. А проверки Водоканала – даже прокурорские и милицейские – «ничего особенного» не находят.

В муниципалитетах поменьше и вовсе беда – там нет активного населения, которое может требовать отчета, все проверяльщики хорошо знают проверяющих, все повязаны друг с другом. Да еще и региональная власть именно «по линии ЖКХ» ничего сделать с муниципалитетом не может: дела коммунальные и жилищные в полном ведении местной власти – по закону о местном самоуправлении. Поэтому фирмы по обналичиванию бюджетных средств, завышенные тарифы для населения, раздутые инвестиционные планы – все это в муниципалитетах есть. Так, в Челябинской области под следствием находится бывший сити-менеджер Озерска Евгений Тарасов: заключил фиктивный договор на разработку схемы теплоснабжения города с фирмой, созданной только для обналичивания денег.

В муниципалитетах инвестиционные планы для предприятий коммунального комплекса принимают самостоятельно, региону они не подчиняются, прокурорские проверки иногда ведут люди, сами не понимающие в ЖКХ ничего. Муниципалитет же может закрывать глаза на то, как ручные управляющие компании не платят поставщикам ресурсов, завышают нормы общедомового потребления, грабят население, конечно, но зато делятся с кем надо.

«В ЖКХ можно заводить любые бюджетные деньги, списать по документам можно сколько угодно большое их количество», – утверждают источники, знакомые с ситуацией в отрасли. И только с помощью общественного контроля получается эти деньги вернуть.

Тарифы берутся с потолка и утверждаются, как договорятся, – заявил председатель совета регионального отделения общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по Свердловской области Аркадий Халявин. – Складывается какая-то круговая порука, когда представители организаций заинтересованы в решениях в интересах друг друга. С этой точки зрения, я считаю, что необходимо политическое решение. Если бы оно было принято, тарифы на услуги ЖКХ можно было бы легко снизить до разумных пределов, даже при наличии той нормативной базы, которая имеется сейчас».

И действительно, при простом следовании законам можно добиться существенного снижения тарифов. Так, при проверке Водоканала небольшого города Кстова в Нижегородской области экспертам удалось выяснить, как получается, что депутаты местной думы регулярно выделяют деньги Водоканалу из бюджета в качестве инвестиций, однако никаких заметных изменений в работе коммунальной структуры не видно. Группа профессионалов под авторским надзором автора методики Александра Синева сумела выяснить, как и куда уходили деньги из бюджета, как завышались тарифы и как по отчетам Водоканала перед депутатами инвестиционная кампания была, а фактически – нет, и как играли водоканальщики с амортизационными отчислениями, чтобы увеличить стоимость услуги и побольше брать денег с населения. Суд обязал Водоканал в том числе вернуть необоснованно полученные в составе тарифов деньги, пересмотреть и снизить стоимость оказываемых услуг до реальных. Часть денег, которые были выделены Водоканалу, удалось вернуть в бюджет. Примерно таких же результатов удалось добиться и еще в нескольких районах области.

На уровне региональной власти для «нужных» коммунальных компаний можно уставновить любые тарифы, собрать имущество в одну компанию и уже через нее выводить бюджетные деньги. Или, как в Питере, дать подряд на ремонт теплотрассы «своей» фирме». В результате «трубного дела» из бюджета похищено более 50 миллиардов рублей!

В России есть целые регионы, где фактически заправляют энергетики: они диктуют цены промышленности и населению, собирают деньги с жителей, разрешают муниципалитетам выводить через МУПы деньги, да что там – даже на уровне госструктур, где, казалось бы, все прозрачно и понятно, идут многочисленные проверки. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вскрыл факты многочисленных нарушений при выделении денег для Смоленской и Ульяновской областей.

В правительстве и у президента есть понимание того, что ЖКХ находится в сложнейшем положении и неизбежны кардинальные реформы для оздоровления ситуации. На сегодняшний день ситуация с этой отраслью, по мнению экспертов, достигла того уровня актуальности, когда в высших эшелонах власти уже открыто выдвигают предложения о необходимости разделить Минрегион на два министерства – Министерство строительства и ЖКХ, основанное на Госстрое, и Минрегион, который будет фокусироваться на координационных функциях между регионами и центром, а также на проведении анализа и мониторинга экономического положения регионов. Кроме того, традиционно социально-политической ситуацией в регионах занимаются департамент внутренней политики администрации президента и профильные министерства правительства РФ.

«Администрация президента, к примеру, настроена довольно решительно, когда это касается использования средств федерального бюджета. Глава Минрегиона Игорь Слюняев справедливо отметил, что «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013–2015 годы» требует пересмотра в части ее финансирования. Ну и Минфин традиционно выступает оппонентом. Поэтому сложно пока говорить, чем закончится дело и как будет решен вопрос, но однозначно можно отметить: есть силы, которые заинтересованы в принятии конкретного эффективного решения по ЖКХ в наикратчайшие сроки. Эти силы настроены крайне решительно, и есть все основания предположить, что итоги мы увидим уже в ближайшее время», – отмечает в комментарии «ФедералПресс» председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.

Однако реакция из-за коррупции на местах заторможена. Зачастую же реагирование принимает странные формы. Так, например, в Минрегионе недавно прошла ротация кадров, при этом руководителей ведомств уволили с должностей и назначили в ранг помощников. Формально это повышение. Но такая система обрезает полномочия у экспертов. На должности же руководителей назначаются люди, которые работают в Минрегионе меньше полугода. Понятно, что это только попытка влить в министерство новую струю, помочь найти новые, нестандартные подходы к реформированию ЖКХ, однако такими методами ЖКХ с его зубрами от коррупции не победить.

Очевидно, что в этой ситуации сфере ЖКХ безотлагательно требуются профессиональные эксперты и механизмы общественного контроля. Первые помогут понять, что искать и где, обучат всех участников процесса. А жители смогут на основании этих знаний контролировать ЖКХ всех уровней, оперативно говорить о найденных нарушениях правоохранителям. В правительство региона, страны. Только так можно победить коррупцию в ЖКХ, а саму коммуналку сделать нормальной отраслью страны, а не вечной головной болью.

Взломать ЖКХ. 14 вещей, которые нужно знать о том, кто управляет вашим домом.

Свет, газ, вода, уборка подъезда и ремонт дома. Всё это непосредственно влияет на нашу жизнь, но услуги ЖКХ зачастую воспринимаются как что-то спущенное сверху: можно жаловаться в разные инстанции, но невозможно ничего изменить. В действительности у жителей каждого дома есть право сменить управляющую компанию или даже создать свою собственную. Именно с этого начинал Илья Сотонин, основатель сети частных ЖЭКов « Лига ЖКХ », которая теперь обслуживает 25 домов в Екатеринбурге и его городе-спутнике Березовском. Специально для Strelka Magazine он ответил на главные вопросы о том, как влиять на сферу жилищно-коммунальных услуг в России.

1. ЧТО ТАКОЕ ЖКХ?

ЖКХ — это глобальная система жилищно-коммунального хозяйства. В неё входят поставщики энергии (от электричества до воды), управляющие компании (УК) и товарищества собственников недвижимости и жилья (ТСН и ТСЖ), которые эту энергию заказывают и поставляют вам в дом, а также вся система по обеспечению коммунального хозяйства (лифтёры, охранники, уборщики, сантехники, сеть трубопроводов, канализации и так далее).

2. КАК МОЖНО УПРАВЛЯТЬ ДОМОМ?

По Жилищному кодексу есть три способа управления домом. Первый — самый популярный, так управляются примерно 80% жилья в России: домом занимается управляющая компания, которая может быть как частной, так и государственной. Второй вариант — товарищество собственников недвижимости (ТСЖ). Если вы или кто-нибудь из жильцов возьмёте инициативу в свои руки и решите самостоятельно заниматься домом, выбрать среди соседей правление ТСЖ и председателя, тогда именно ТСЖ будет заниматься обслуживанием. А если же вы с соседом за чашкой чая решите скинуться по 500 рублей и нанять дворника самостоятельно, то в вашем доме нет никакого юридического лица, и вы сами будете заниматься домом через договорённости с другими жильцами. Это третий, самый редкий способ управления.

3. ЕСЛИ Я САМ СОЗДАМ ТСЖ, ТО СМОГУ ЗАРАБАТЫВАТЬ?

ТСЖ — некоммерческая организация, которая занимается обслуживанием дома, поэтому, создав такое товарищество, по закону вы не сможете зарабатывать. А вот управляющая компания имеет право зарабатывать деньги.

4. ЧЕМ ИМЕННО ЗАНИМАЕТСЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ?

Управляющая компания обслуживает дом и в цепочке ЖКХ она ближе всего к жителю. Вы платите деньги компании, а она передаёт их поставщику воды и энергии, за что вы получаете все эти ресурсы. Также УК занимается администрированием, уборкой, инженерными работами, делает так, чтобы работали насосы, лифты, мусорщики.

5. КАК ОТЛИЧИТЬ ХОРОШУЮ УК ОТ ПЛОХОЙ?

Хорошая компания сама придёт к вам и расскажет, что в вашем доме дырявые окна и тепло вылетает на улицу. Она предложит взять кредит и поставить окна. За два года такие затраты окупятся, а ваша оплата ЖКХ снизится. Если вам в доме некомфортно жить, там грязно, в диспетчерской грубят или сантехник приходит пьяный, то можно смело менять УК, так как она не справляется со своими задачами.

6. КАК Я МОГУ СМЕНИТЬ УК?

Важно помнить, что УК — это сервис, который меняется. Но для этого нужно проявить инициативу жителям дома. Смена УК происходит следующим образом: за 10 дней до собрания вы должны направить каждому жителю уведомление. На встрече важно собрать кворум — более 50 процентов жителей. А от всех пришедших более 50 процентов должны проголосовать за смену компании. Далее вы создаёте протокол и передаёте его в жилищную инспекцию. После этого происходит смена УК. Точные правила по смене УК можно найти в Жилищном кодексе.

7. А ЕСЛИ У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

Для смены УК в любом случае нужны активные жители дома. Если не проявлять инициативу, не выбирать компанию и тарифы на ЖКХ, то обслуживание дома будет назначено сверху. Скорее всего, тогда вашим домом будет заниматься организация, которая подчиняется администрации города и принадлежит либо бюджетному МУП (муниципальное унитарное предприятие), либо ГУП (государственное унитарное предприятие). Это старые формы управления домом, сохранившиеся ещё с советских времён. Между МУП и ГУП в управлении домом нет разницы. Обычно они работают в минус, а их собственник, администрация города, возмещает убыточность компании из городского бюджета, что, в свою очередь, ложится на плечи налогоплательщиков. Также на ваш дом могут назначить коммерческую УК, которая может не справляться со своими задачами и завышать тарифы.

8. УК МОЖЕТ МЕНЯ ОБМАНЫВАТЬ?

По закону все деньги, которые вы передаёте УК за оплату коммунальных платежей, должны пересылаться поставщику. На этом нельзя зарабатывать, но часть УК нечестно ведут свой бизнес и зарабатывают. Например, УК может собрать 100 рублей, а отдать поставщику только 50. Из-за этого поставщики получают не все деньги. Оставшиеся суммы в задолженности они закладывают в свои тарифы, которые сразу же повышаются, а вам приходится платить всё больше и больше.

9. ЭТОГО МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ?

Пока вы можете рассчитывать только на добросовестность УК и следить, чтобы она выполняла свои задачи. Но сейчас правительство разрабатывает закон , при котором оплата по коммунальным платежам будет идти в обход УК сразу к производителю энергии. Тогда УК не смогут делать наценки на ресурсы. Это многое изменит: с рынка уйдут недобросовестные УК, которые не оказывают качественные услуги и оставляют себе часть денег. Если примут этот закон, то компании будут распоряжаться деньгами только за обслуживание, станут менеджерами и от лица жителей начнут договариваться с поставщиками.

10. КАК НАЙТИ ДОСТОЙНУЮ УК?

Управляющие компании почти никак себя не продвигают, хотя их бизнес затрагивает каждого жителя страны. Здесь почти нет конкуренции, и рынок только начинает формироваться. Чтобы найти достойную УК, вы можете посмотреть отзывы в интернете или попросить соседей, чей уход за домом вам нравится, порекомендовать свою компанию. Если таких нет, то можно создать свою УК.

11. КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИТОГОВАЯ СУММА В КВИТАНЦИИ?

Тарифы ЖКХ делятся на две части: коммунальные ресурсы (вода, свет, тепло, газ) и содержание — уборка, лифты и прочее. Поэтому две трети платежа в квитанции — это коммунальные ресурсы, а оставшаяся часть идёт на содержание. Тарифы зависят от дома и от набора услуг, которые вы выбираете. Если вы живёте в маленьком и старом доме, то его обслуживание будет дороже, чем у большой новостройки. Также у дома, который стоит посередине парка, тариф будет дороже, чем у дома, стоящего на небольшом пятачке. В российских городах тарифы на ЖКХ разные, так как они зависят от уровня жизни населения и средней зарплаты.

12. КАК УК НА ЭТОМ ЗАРАБАТЫВАЕТ?

УК получает от жителей деньги как за коммунальные услуги, так и за обслуживание. Но имеет право распоряжаться только деньгами из второй части. Чтобы компания не работала в ноль и бизнес имел смысл, УК из собранных 1000 рублей оставляет себе, к примеру, 10 процентов для дальнейшего развития.

13. ЕСЛИ МОЖНО СМЕНИТЬ УК, ЗНАЧИТ И ПОСТАВЩИКА ЭНЕРГИИ ТОЖЕ?

Чаще всего поставщик тепла, воды или света один если не на город, то по крайней мере на дом. Он монополист, и сменить его, в отличие от УК, нельзя. Таких практик в России, к сожалению, не было.

14. СФЕРА ЖКХ КАК-ТО МЕНЯЕТСЯ?

Чтобы вся система ЖКХ развивалась, вам как жителю дома нужно быть активным, оценивать качество работы компании и назначать собрания жителей при необходимости. Тогда компании начнут больше стараться и лучше выполнять свою работу. Помимо этого, в России через лет пять стандартные ТСЖ и УК могут исчезнуть благодаря новым технологиям. Например, возможно создание IT-системы без посредников, где, с одной стороны, будут представлены жители, а с другой — поставщики. И вы будете связаны между собой онлайн через приложение. Также через IT-систему можно будет оставлять комментарии и вести рейтинги, кто хороший лифтёр, а кто плохо работает. Пока такого нет в мире, но активные бизнесмены в сфере ЖКХ из России уже разрабатывают возможные варианты, чтобы реализовать эту идею.

Не удается отобразить страницу

  • Обновление страницы: выполните повторный поиск страницы, нажав кнопку «Обновить». Возможно, тайм-аут произошел из-за перегрузки Интернета.
  • Проверка написания: проверьте правильность написания адреса веб-узла. Возможны ошибки при вводе адреса.
  • Доступ из ссылки: если имеется ссылка на искомую страницу, попробуйте получить доступ к странице с помощью этой ссылки.

Технические сведения (для персонала службы поддержки)

  • Код ошибки: 403 Запрет доступа. Сервер отклонил указанный URL-адрес. Обратитесь к администратору сервера. (12202)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector