Что дает гис жкх

Эксперты: ГИС ЖКХ нуждается в доработке.

Создающейся в России ГИС ЖКХ с 1 июля будут обязаны активно пользоваться все управляющие организации страны. Между тем на прошлой неделе замглавы Минстроя и главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис заявил, что инициатива замкнуть все платежи на ГИС ЖКХ не поддерживается Минстроем и другими участниками рынка. «Во-первых, мы не согласны с любой монополизацией системы оплаты ЖКХ, — разъяснил Чибис. — Оплата жилищно-коммунальных услуг — это очень важная и чувствительная тема для людей, и повышение комиссии даже на долю процента увеличивает расходы. Поэтому здесь обязательно должен быть открытый, конкурентный рынок. Во-вторых, ГИС ЖКХ должна, в первую очередь, стать именно информационной системой. Но эта система не должна стать очередным посредником в цепочке платежей — это наша принципиальная позиция».

При этом эксперты предупреждают, что система, которая позволит обычным людям отслеживать взаиморасчеты между управляющей компанией и поставщиками услуг, еще нуждается в серьезных доработках. По их мнению, полноценно запускать ГИС ЖКХ в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, пока нельзя.

Напомним, система заработала по всей стране с 1 июля прошлого года. А уже с 1 июля 2017 года управляющие компании начнут в обязательном порядке размещать данные в системе. Для нарушивших это правило с 1 января 2018 года введут административную ответственность. Кроме того, если информация о начислениях за услуги ЖКХ вдруг не появится на портале, россияне смогут не вносить за них плату.

«В законе о ГИС ЖКХ есть норма о том, что при отсутствии в системе соответствующих данных за ЖКУ можно не платить», — говорит член рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при Правительстве РФ Алексей Макрушин. По мнению эксперта, эта норма может стать причиной больших проблем в коммунальной сфере. Если ГИС не будет работать как часы, начнутся накладки с платежами населения и будут расти долги, утверждает он.

Сейчас же управляющие и ресурсоснабжающие компании массово вносят свою информацию в ГИС и жалуются на плохую работу системы.

«Мы получили массу отзывов от пользователей о техническом состоянии и ошибках системы — на настоящий момент к полноценной промышленной эксплуатации она действительно не готова, — отмечает заместитель исполнительного директора ассоциации ЖКХ «Развитие» Екатерина Бондусь. — Вот характерный пример обращения такой компании в службу техподдержки — система при загрузке в нее информации выдала ошибку, и такая неработоспособность функционала продолжалась 8 дней. После сообщения об устранении неисправности компания попыталась повторно провести загрузку, и снова ошибка повторилась. И эти обращения о том, что техническое состояние системы пока далеко от идеала, идут на протяжении последних полутора лет».

Тот факт, что IT-компоненты системы нередко дают сбои, подтверждают компании, непосредственно работающие с системой. «На текущий момент мы, к примеру, со стороны «Мосэнергосбыта», по заданию которого осуществляем техническую интеграцию с сервисами ГИС ЖКХ, не смогли загрузить даже три дома, — рассказывает директор по разработке информационных систем компании ООО «Интегратор ИТ» Людмила Корнаковская. — Хотя пытаемся провести эти работы с середины апреля, с 26 апреля по 3 мая у нас зафиксирована неработоспособность системы, и 10 мая снова возникла аналогичная ошибка при повторной загрузке. Есть проблемы со скоростью внесения данных и характеристиками по нагрузке».

РСПП недавно направил вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо, где подчеркнул, что ГИС ЖКХ пока не готова к применению в качестве платежной и расчетной системы.

В Минкомсвязи назвали претензии представителей бизнеса надуманными, а их недовольство работой системы объяснили тем, что расширение возможностей оплаты коммунальных услуг в системе лишит крупные компании монополии на расчеты через их РКЦ.

Тем не менее, по словам экспертов и участников рынка, сейчас процесс сопоставления оплаты, которую произвел потребитель, с тем, что ему было начислено с учетом всех долгов, условий, перерасчетов, — в ГИС ЖКХ совершенно не отлажен.

«Сейчас в ГИС ЖКХ нужно загружать весь биллинг по миллионам потребителей ежемесячно, — поясняет Екатерина Бондусь. — Установлена обязанность всех поставщиков коммунальных услуг загружать данные платежных документов, потом система по своим алгоритмам сама формирует платежный документ к оплате. Здесь начинаются проблемы и вопросы. Она, например, не учитывает переплаты или задолженности за прошлые месяцы. Сам алгоритм составления платежных документов реализован некорректно».

«Платежно-расчетный функционал ГИС ЖКХ не проработан в должном объеме и выглядит «сырым», — считает Людмила Корнаковская. — Ошибки системы создают риски наступления штрафных санкций, что всех пугает. Процесс необходимо продумать так, чтобы он приводил к действительно реальным результатам».

Кроме того, эксперты утверждают, что платежи, проведенные через систему, доходят до поставщика услуг с большой задержкой.

«По результатам тестовых оплат выяснилось, что задержка поступления платежа может достигать от 4 до 9 дней, — отмечает Екатерина Бондусь. — Основное же время деньги находятся в банке, который обслуживает оператора системы. К каким последствиям могут привести такие задержки: это вызовет огромное количество претензий и жалоб у граждан к поставщикам услуг ЖКХ. Могут возникнуть вопросы по начислению пени, неустоек, невозможности вовремя оформить субсидии на услуги ЖКХ и т.д.».

В свое время идея ГИС ЖКХ возникла для формирования общественного контроля в сфере ЖКХ, чтобы сделать работу управляющих компаний более прозрачной. Предполагалось, что запуск ГИС ЖКХ существенно расширит возможности управленцев и рядовых пользователей. К примеру, можно будет отследить все начисления за услуги ЖКХ, также граждане смогут контролировать качество выполняемых ремонтных работ, видеть все необходимые документы.

Столь масштабную систему, рассчитанную и на обычных граждан, и на представителей власти, и на управляющие компании, создавали комплексно, одновременно работая над разработкой программного обеспечения, формированием нормативной правовой базы и собственно внедрением ГИС ЖКХ по всей стране.

Для этого, в частности, было принято два федеральных закона и 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя.

Однако, как это часто бывает со столь масштабными разработками, техническое исполнение проекта оказалось недостаточно качественным, и далеко не все механизмы и функции системы работают должным образом.

На сегодняшний день рынок ЖКХ является одним из наиболее сложных, а проблемы ЖКХ носят не только экономический, рыночный характер, но и социальный. Учитывая эти факты, большинство экспертов сходятся во мнении, что ГИС ЖКХ в своем нынешнем состоянии принесет больше вреда, чем пользы.

Несомненно, потенциал и амбициозность проекта впечатляют, проделана огромная работа. Так, уже сегодня в системе зарегистрировались 74 тысячи организаций сферы ЖКХ, в базу данных внесли информацию о 500 млн платежей за ЖКУ, 33 млн лицевых счетов граждан и почти 11 млн домов. Но чтобы система полностью соответствовала стоящим перед ней задачам, а не стала новым потрясением и очередным вызовом для рынка, требуется более тщательная комплексная оценка ее функционала, более длительный тестовый период, который позволит исправить существующие технические проблемы и сформировать именно тот функционал, который будет удобен, понятен и востребован рынком.

ГИС ЖКХ не готова к запуску.

Состояние ГИС ЖКХ

Счетная палата проверила состояние государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и пришла к выводу, что она не готова к полноценному запуску. Причина — низкий уровень насыщения системы необходимой информацией, в связи с чем она непригодна для информирования граждан о ЖКХ и проведения оплаты жилищно-коммунальных услуг. Оператором ГИС ЖКХ является ФГУП «Почта России», которая с 2013 г. находится в ведении Минкомсвязи.

Недостаток информации

По результатам проверки выяснилось, что на портале ГИС ЖКХ размещены неполные статистические данные. В частности, там не представлены в должном объеме плановые показатели для расчета статистики. Кроме того, необходимые характеристики заполняются не полностью: более 90% характеристик присутствует лишь для 1% многоквартирных домов.

Поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ недостаточное количество лицевых счетов. По данным «Почты России», по состоянию на 1 ноября 2017 г. на одно помещение многоквартирного дома приходилась 1,76 лицевого счета, а на один жилой дом — 0,83 лицевого счета.

Последствия проверки

Счетная палата напоминает, что в июле 2017 г. в «Почте России» произошла смена руководства. Новое руководство серьезно отнеслось к проверке со стороны палаты и продемонстрировало конструктивное восприятие замечаний, отмечает контрольное ведомство. Еще до оглашения результатов проверки «Почта России» утвердила План мероприятий по устранению нарушений и План мероприятий по реформированию системы закупок предприятия. Исполнение обоих планов контролируется Счетной палатой.

По результатам проверки Счетная палата направит представления министру связи и гендиректору «Почты России». Кроме того, будут разосланы информационные письма Президенту России, руководителям парламентских фракций, а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Федеральное казначейство. Помимо этого, Счетная палата направит обращение в Генеральную прокуратуру и копию отчета в Федеральную службу безопасности (ФСБ). Также информацию об итогах проверки получат Госдума и Совет Федерации.

Развитие ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ — это единая информационная система, действующие по всей России и предназначенная для информирования граждан в сфере ЖКХ и оплаты жилищно-коммунальных услуг. Система должна объединить всех участников рынка ЖКХ — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также непосредственно жильцов — с тем, чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Проект создания системы стартовал в июле 2014 г. и осуществлялся совместно Минкомсвязью, Минстроем и «Почтой России», на субподряде у которой к работам была привлечена без проведения тендера компания «Ланит».

В качестве нормативно-правовой базы ГИС ЖКХ потребовалось принять два федеральных закона и зарегистрировать в Минюсте 15 приказов, выпущенных совместно с Минстроем. Система была аттестована на соответствия требованиям безопасности 28 апреля 2016 г., а 1 июля введена в промышленную эксплуатацию, и тогда же произошел запуск круглосуточной службы техподдержки.

С 1 июля 2017 г. в системе обязаны размещать тематическую информацию органы власти и все организации отрасли. До начала 2018 г. штрафы за неразмещение информации не были предусмотрены. Для городов федерального значения, то есть Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, ответственность за неразмещение информации наступит с июля 2019 г.

В мае 2017 г. замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраевзаявил, что «ГИС ЖКХ делается без копейки бюджетных денег. Инвестором выступает «Почта России», которая является оператором в силу закона, заказчик — Минкомсвязи, а всю нормативно-правовую базу мы делаем с Министерством строительства и ЖКХ». Чиновник указывает на то, что «Почта» хоть и государственное по сути предприятие, но его деятельность подразумевает зарабатывание денег. «И конечно, этот проект для «Почты» должен быть окупаемым, — говорит он. — Примерные сроки — 2022-2023 гг.».

«Подобные системы в спокойном режиме делаются за 7-10 лет, но никак не за 2,5», — рассуждал Евраев ранее на CNews Forum 2016.

По данным Минкомсвязи, представленным в январе 2018 г., в ГИС ЖКХ зарегистрировано 1,5 млн человек. Пользователи портала госуслуг получают личный кабинет в системе автоматически. В ГИС ЖКХ зарегистрировано более 85 тыс. организаций и госорганов. Система располагает данными о 18 млн многоквартирных и жилых домов, более 100 млн и лицевых счетов, более 50 млн индивидуальных счетчиков. С ГИС ЖКХ интегрированы 3150 ИТ-систем. В частности, с ней работают все банки России, которые разместили в системе более 1 млрд фактов оплаты.

15 августа 2016 года Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» присоединился к Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Теперь информация обо всех коммунальных платежах, совершенных в офисах Банка, будет передаваться в систему ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме.

Для корректной передачи информации о платежах в ГИС ЖКХ просим Вас при совершении платежа за жилищно-коммунальные услуги:

  • сообщать ИНН организации-получателя денежных средств, указанный в документах на оплату;
  • указывать буквенно-цифровые идентификаторы, содержащиеся в документах на оплату жилищно-коммунальных услуг (лицевой счет, период оплаты, номер платежного документа, адрес получения услуги и другие).

Указание данной информации в платежных документах позволит поставщику услуг корректно учесть поступление Вашего платежа.

На начальном этапе запуска нового сервиса рекомендуем Вам производить оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму, указанную в платежных документах поставщика услуг. В дальнейшем по мере развития и наполнения системы информацией со стороны поставщиков услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т. д.) Вы сможете получать информацию о размере задолженности непосредственно при обращении в Банк.

Обращаем внимание, что в настоящее время данные о коммунальных платежах передаются Банком в ГИС ЖКХ при проведении оплаты в офисах Банка. Для пользователей Системы «Интернет-Банк» такая возможность будет реализована не позднее декабря 2016 года.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector