Что такое бюджетное финансирование жкх

.

Финансирование жилищно – коммунального хозяйства.

Являясь важной частью народного хозяйства страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в местных — 19%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Метод дотаций распространен в отраслях ЖКХ. Как отмечено выше, размер доходов некоторых предприятий отраслей ЖКХ стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям — изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.

Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предприятий — территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты — 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

· на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

· на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

· на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Услуги жилищно-коммунального хозяйства являются одним из элементов жизненных средств. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы.

С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать.

Помимо соответствующей строки в законе о федеральном бюджете на конкретный год и принятой в надлежащем порядке федеральной целевой программы необходимо дополнительно принять специальный акт Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в нем должны быть определены средние размеры стоимости жилья по регионам, исходя из которых и рассчитываются размеры федеральных бюджетных субсидий. К примеру, Госстрой России принял постановление от 27 февраля 2004 т. № 11 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета. В приложении к указанному акту установлено, что средний размер рыночной стоимости жилья по России составляет 10 800 рублей за 1 кв. м, в том числе по Москве — 17 500 рублей, по Санкт-Петербургу — 13 600 рублей и т.д. Аналогичным образом обстоит дело и с нормативно-правовым обеспечением предоставления других субсидий. Для их получения необходима строка в расходной части бюджета, наличие соответствующей целевой федеральной программы и в ряде случаев принятие компетентным государственным органом исполнительной власти специальных подзаконных актов.

ТЕМА 8. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

6. благоустройство населенных мест.

Источники финансирования расходов на ЖКХ:

1) бюджетные средства (31% — из региональных бюджетов и 69% — из местных бюджетов);

2) средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг юридическим и физическим лицам;

3) средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна:

1) дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест — финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;

2) водопроводно-канализационное хозяйство — средства бюджета лишь на капитальные вложения;

3) городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

В связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, убыточности и дотациям из бюджета. Дотационность производства негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует повышению заинтересованности в более экономном использовании ресурсов.

Реформа в ЖКХ предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий жилкомсервиса путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им

дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Согласно финансово-бюджетной политике государства на 2010-2012 гг. в сфере ЖКХ государственные корпорации – форма бесперспективная, нужна свободная рыночная конкуренция в сфере предоставления данных услуг, чтобы потребитель мог выбирать управляющую компанию, оказывающую более качественные услуги.

Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. В последние годы увеличился жилищный фонд городов, улучшилось инженерное оборудование домов, оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т.д. Однако с ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают и расходы на их содержание.

Для улучшения финансового состояния жилищного хозяйства:

1) необходимо снизить расходы на оплату труда (путем механизации и автоматизации производственных процессов);

2) требуется мобилизация доходов (концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях; создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий).

Источники доходов жилищного хозяйства: квартирная и арендная плата (80% от всех доходов); сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы.

Финансирование коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т.д.

1) средства территориальных бюджетов;

2) средства юридических и физических лиц.

Главным источником финансирования коммунальных услуг являются бюджетные средства, которые поступают в виде дотаций:

— на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов, транспортные услуги);

— на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хо­зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

— на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Основные проблемы водопроводно-канализационного хозяйства:

1) Дальнейшее развитие жилищного строительства и промышленности вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. При нарастающем дефиците воды в индустриальных районах потребуется ее доставка из отдаленных районов, где пока есть свободные водные ресурсы.

2) В результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов.

3) Химизация сельского хозяйства, смыв с полей удобрений в открытые водоемы требует расширения работ по очистке воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ ведут к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

Перед отраслью стоят важные задачи, в том числе:

· создание крупных централизованных систем водоснабжения;

· автоматизация работ насосных станций;

· обеспечение высокой санитарной очистки воды;

· разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды и др.

Главные резервы снижения темпов роста расходов:

1) улучшение использования основных фондов;

2) снижение потерь воды из-за технического несовершенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта;

3) строительство крупных предприятий и объединение мелких;

4) необходимо проводить работу по регулированию тарифов.

Городской пассажирский транспорт

1) бюджетные ассигнования (большая часть).

2) средства юридических и физических лиц.

Основные проблемы городского пассажирского транспорта:

1) увеличение себестоимости перевозок и тарифов на транспортные перевозки (в результате повышения цен на основные

средства, материалы и электроэнергию, увеличения зарплаты и др.);

2) недостатки в организации перевозок, а также непроизводительные расходы и потери транспортных предприятий;

3) велико выбытие подвижного состава по технической неисправности, длительные простои машин в ремонте;

4) значительны потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Пути снижения себестоимости перевозок:

1) более эффективное использование средств на заработную плату, повышение производительности труда на транспорте;

2) изменение порядка организации производственной деятельности транспортных предприятий, оценка их результатов, совершенствование системы оплаты транспортных услуг.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Импульсом к развитию ЖКХ в нашей стране стала Федеральная целевая программа «Жилище» 2005 г., которая затем получила статус Национального проекта.

Главные цели Национального проекта:

1) доведение к 2010 г. по сравнению с 2004 г. объемов годового ввода жилья с 41,2 млн. до 80 млн. м2;

2) увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам с 20 млрд. руб. до 415 млрд. руб.;

3) снижение времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 7 лет;

4) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств с 9 до 30%.

Контрольные вопросы к теме 8:

1) Раскройте структуру отрасли ЖКХ и источники финансирования расходов на ее содержание и развитие.

2) Каковы пути снижения роста расходов на содержание жилищного фонда?

3) Перечислите источники финансирования коммунального хозяйства.

4) Назовите основные проблемы ВКХ, пути для их решения и резервы экономии финансовых ресурсов.

5) Назовите пути снижения себестоимости перевозок.

6) Какова цель проведения жилищно-коммунальной реформы?

8. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования..

8.1.Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Тарифная политика.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важным сектором в экономики страны, призванным удовлетворять повседневные нужды населения, предприятий, организаций, учреждений в различных услугах жизнеобеспечения. Характеризуя поле деятельности отрасли, необходимо выделить следующие его основные особенности.

Во-первых, поставщики жилищно-коммунальных услуг работают как на потенциально высоко конкурентных рынках, связанных, к примеру, с эксплуатацией жилья, так и в сферах, где значительную долю составляют услуги естественных монополий. Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов характеризуются тесной зависимостью между производством и потреблением услуг, а коммунальные предприятия, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Такая система обеспечения потребителей исторически обусловлена построением топливно-энергетического комплекса России.

Во-вторых, система ЖКХ была и остается одной из самых многопрофильных отраслей экономики. Ее современная производственная структура включает в себя более 30 направлений деятельности.

Условия хозяйствования и источники финансирования работ и услуг определяют третью особенность ЖКХ, а именно двоякую роль отрасли в формировании доходов бюджета территории и значительные объемы ассигнований, направляемых на ее содержание и развитие.

Четвертая особенность обусловлена высокой степенью государственного регулирования жилищно-коммунальной сферы в части установления отношений между поставщиками и потребителями услуг.

Ведущее место среди законов в рассматриваемой области должно быть отведено разрабатываемому Жилищному кодексу РФ, который бы регламентировал вопросы распределения, пользования и эксплуатации жилищного фонда, права и обязанности жителей, а также жилищно-эксплуатационных организаций.

В настоящее время действующим законом, в котором сформулированы основные направления государственной жилищной политики, является Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

Следующий важный документ – Программа демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве. Она разработана в целях реализации концепции реформы ЖКХ.

8.2. Источники финансирования отрасли.

Потребности жилищно-коммунального хозяйства в финансовых ресурсах безграничны. Обусловлено это изношенностью основных фондов, необходимостью создания современных технологий и условий для производства и оказания услуг, низким уровнем платежеспособности населения.

Что касается бюджетных ассигнований, то их доля в финансировании отдельных под отраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство может получать средства бюджета лишь на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищная система, включая отопление жилых домов, получают бюджетные субсидии и дотации на частичное покрытие расходов по эксплуатации. Им выделяются также бюджетные инвестиции на капитальные вложения, связанные с приобретением транспортных средств, реконструкцией государственного и муниципального жилого фонда. В общей структуре консолидированного бюджета РФ расходы по финансированию ЖКХ в 2004 году составили 6,2%, при этом основная доля затрат в связи со спецификой его функционирования оплачивалась за счет региональных и местных бюджетов.

Помощь федерального бюджета субъектам РФ в финансировании ЖКХ до настоящего времени оказывалась косвенным образом. Изменение действующей системы межбюджетных отношений повлекло за собой создание в 2002 г. нового федерального Фонда софинансирования социальных расходов (ФССР). Его основное назначение – возмещение на долевой основе расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на предоставление субсидий малообеспеченным гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг.

Основная же доля расходов по предоставлению гражданам льгот возмещается субъектами РФ за счет федерального фонда компенсаций в виде субвенций. За счет бюджетных средств государство частично оплачивает расходы жилищно-коммунальных организаций по предоставлению льгот многодетным семьям, Героям Советского Союза, Героям России, «чернобыльцам», жертвам политических репрессий и т.п. категориям граждан, общий перечень которых содержит 24 наименования и все они имеют право на льготы в соответствии с федеральными законами.

Довольно высокой остается доля затрат на ЖКХ в общем объеме территориальных бюджетов. К примеру, в Республике Татарстан расходы на ЖКХ в 2004 г. составляли 5,7% консолидированного бюджета . Подавляющая доля (98,7%) была профинансирована за счет местных бюджетов.

Примечательно, что за период реформы структура источников финансирования ЖКХ резко изменилась. С 1990 г. доля платежей населения в общей структуре возросла с 2 до 83,3%, соответственно произошло поэтапное снижение удельного веса бюджетного финансирования. Наблюдающаяся в последние годы тенденция к снижению доли бюджетных ассигнований обусловлена стратегическими целями реформы в жилищно-коммунальной сфере, предполагающими постепенный отказ от субсидирования поставщиков услуг . Социальная защита граждан с низкими доходами предполагает выплату им компенсаций в случае превышения предельно допустимого уровня расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном бюджете и предоставление субсидий и компенсаций льготным категориям граждан за счет ассигнований, утверждаемых по разделу 18 функциональной классификации расходов «Социальная политика».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector