Что такое единый расчетный центр в сфере жкх

Что такое единый расчетный центр в сфере жкх.

Введите ваш e-mail:

Информационные расчётные центры ЖКХ (ИРЦ) вне закона.

В системе ЖКХ страны, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, для сбора коммунальных платежей, но деятельность этих центров в большинстве случаев не законна.

Во многих муниципальных образованиях нашей страны в системе Жилищно-коммунального хозяйства, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, на которые были возложены функции по сбору платежей за коммунальное обслуживание населения, предъявление претензий по неоплате этих платежей, а также, взыскание этих платежей в судебном порядке.

Как правило, эти центры создавались на основании постановлений органов местного самоуправления в форме муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Далее по тексту условно будем называть их МУП ИРЦ.

Законно ли создание подобных центров и их деятельность по сбору коммунальных платежей, предъявлению претензий и взысканию с населения в судебном порядке задолженности за коммунальные услуги?

На этот вопрос кратко можно ответить так:

Муниципальные чиновники вправе создавать муниципальные предприятия (МУП) типа Информационно-расчётных и иных центров, на основании соответствующих распорядительных актов, как правило, постановлений. Вправе утверждать уставы этих МУП ИРЦ с перечнем их полномочий в соответствии с действующим законодательством РФ.

Но, при определенных обстоятельствах, эти Информационно-расчётные и иные центры в форме МУПов, в соответствии с действующим законодательством, не вправе осуществлять некоторые виды деятельности.

Например: МУП ИРЦ не вправе по поручению любой организации, выполняющей функции управления многоквартирным жильём, без согласия Нанимателей или Собственников жилья выставлять квитанции на оплату услуг ЖКХ, а тем более, предъявлять Нанимателям или Собственникам жилья финансовые претензии и в судебном порядке взыскивать задолженность за услуги ЖКХ.

Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ какие-либо обязательства в рамках гражданско-правовых отношений могут возникнуть лишь из договора, вследствие причинения вреда или из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре найма (социального найма) жилого помещения, обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-нанимателей по отношению к наймодателю (исполнителю), вытекает из соответствующих положений п.3 ст.682 ГК РФ. Право же наймодателя, как соответствующего кредитора, требовать от нанимателей-должников надлежащего исполнения этого обязательства закреплено в п.1 ст.307 ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре управления жилого помещения (ст.162 ЖК РФ), обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-собственников по отношению к управляющей организации (исполнителю), вытекает из положения п.7 ст.165 ЖК РФ. Право же управляющей организации (исполнителя), как соответствующего кредитора, требовать от собственников-должников надлежащего исполнения этого обязательства также, закреплено в п. 1 ст. 307 ГК РФ.

Переход прав кредитора к другому лицу должен и может осуществляться лишь в порядке, установленном главой 24 ГК РФ. Так, согласно п.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Законные основания, изложенные в ст.387 ГК РФ, к рассматриваемым отношениям не применимы в принципе. Уступка требования, связанная с передачей соответствующих прав, принадлежащих первоначальному кредитору, новому лицу (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) Исходя из специфики и постоянного длящегося характера правоотношений между наймодателем и нанимателями жилья по договору найма, управляющей организацией и собственником по договору управления возможна только в том случае, если на то будет согласие должника (п.2 ст.388 ГК РФ).

Это принципиальное положение в данных правоотношениях.

В указанных гражданско-правовых отношениях личность кредитора – Управляющей организации или Наймодателя (ООО, МУП ДЕЗа, МУЖРП, ЖКУ) и прочих исполнителей коммунальных услуг, для каждого Собственника или Нанимателя жилого помещения имеет существенное значение, чему есть очевидное правовое обоснование.

В соответствии с п.2 ст.676 ГК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг жителям, проживающим в муниципальном жилищном фонде, возложена исключительно на наймодателя.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся у них в собственности, возложена исключительно на управляющую организацию.

Именно управляющая организация или наймодатель являются исполнителем коммунальных услуг по Закону РФ «О защите прав потребителей» и следовательно субъектом соответствующей ответственности, предусмотренной потребительским законодательством, а не информационно-расчётные, расчетно-кассовый и прочие центры, с которыми у граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, вообще отсутствуют какие-либо договорные отношения, порождающие взаимные права и обязанности.

Согласно ч.4 ст.15 ФЗ РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции ФЗ от 06.05.03 N 52-ФЗ) установление основ ценообразования в сфере ЖКХ и ежегодных федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждение правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандартов качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методик перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного и (или) ненадлежащего качества является исключительной компетенцией Правительства РФ.

В этой связи Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 не предусматривают создание каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров.

В соответствии с п.4 указанных правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником или нанимателем жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормотворчество органов местного самоуправления по созданию каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров может осуществляться только в пределах компетенции этих органов, не должно противоречить положениям вышеуказанного законодательства Российской Федерации, а деятельность этих муниципальных организаций (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) не должна ущемлять права граждан-потребителей.

В противном случае, деятельность муниципальных чиновников, которая нарушает и/или ущемляет права граждан в области вышеуказанных правоотношений, можно расценивать как обычное мошенничество этих чиновников.

Новое в блогах.

Правомочность деятельности информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ.

.Б.Вифлеемский д. э. н.,

директор Центра экономики образования

Правомочность деятельности информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ

С целью оптимизации расчета платы за коммунальные услуги создаются специализированные организации — информационно-расчетные центры, которым управляющие компании передают функции по расчету, начислению и взиманию платы за жилищно-коммунальные услуги. Насколько правомерно создание таких организаций и передача им данных функций с учетом требований жилищного законодательства?

В ряде крупных городов, в которых работают несколько управляющих компаний (причем, как правило, на базе ранее существовавших муниципальных предприятий — дирекций единого заказчика), функции начисления, расчета и взимания платы за коммунальные услуги и содержание жилья централизуются, для чего создаются специализированные юридические лица — информационно-расчетные центры. С такими центрами управляющие компании заключают договоры, в соответствии с которыми первые производят начисление текущих платежей и предоставляют счета на оплату собственникам помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими компаниями, а также принимают платежи от населения.

При этом управляющие компании предоставляют информационно-расчетным центрам списки многоквартирных домов в разрезе лицевых счетов, которые содержат различные данные о гражданах, в том числе Ф.И.О., дату и место рождения, адрес. Можно констатировать, что такие действия управляющих компаний являются грубым нарушением действующего федерального законодательства.

Согласно ст. 3 Закона о персональных данных персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе:

— фамилия, имя, отчество;

— год, месяц, дата и место рождения;

— семейное, социальное, имущественное положение;

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

При этом в соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В силу п. п. 4, 10 ст. 3 Закона о персональных данных конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Распространение персональных данных — действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение их в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

С момента заключения договоров информационно-расчетными центрами с управляющими компаниями первые осуществляли ведение лицевых счетов на основании персональных данных граждан, переданных управляющими компаниями, что противоречит вышеуказанным требованиям закона.

Согласно ст. 162 ЖК РФ между собственниками жилых помещений и управляющей организацией заключается договор управления многоквартирным домом, в котором в том числе должен быть указан порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Передача функций, связанных с начислением, приемом и учетом платежей, иным организациям ЖК РФ не предусмотрена и требует обязательного получения согласия субъектов персональных данных на сопутствующую передачу таких данных.

Кроме того, деятельность информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ нарушает и нормы жилищного законодательства. Заключенные между информационно-расчетными центрами и управляющими компаниями договоры являются возмездными и предусматривают оплату услуг по совершению действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, по сбору платежей. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 156, п. 7 ст. 155 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений и плату они вносят управляющей организации.

Таким образом, заключение управляющими компаниями с информационно-расчетными центрами договоров на совершение действий по начислению, учету и приему на расчетный счет центров денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, является неправомерным и нарушает жилищное законодательство.

В отдельных регионах данные нарушения федерального законодательства уже стали предметом судебных разбирательств. В частности, Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 24.06.2008, которым рассмотрено гражданское дело по иску общественной организации, специализирующейся на защите прав потребителей, в интересах неопределенного круга лиц к двум управляющим компаниям и информационно-расчетному центру, была признана противоречащей действующему законодательству передача управляющей компанией функций по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги центру без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. Заключенные договоры предусматривали передачу центру персональных данных всех жителей в нарушение требований Закона о персональных данных, который запрещает распространение таких данных без согласия граждан.

По условиям договоров на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, управляющие компании поручают информационно-расчетному центру производить действия по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги согласно перечню услуг по содержанию и ремонту жилья. При этом плата за услуги, удерживаемая центром с управляющей организации, устанавливается в размере 3% от каждой перечисленной центром с целевого счета суммы платежей потребителей.

Материалами дела подтверждено, что заключенные управляющей компанией и центром соглашения предусматривали предоставление списка домов в разрезе лицевых счетов с указанием типа благоустройства, высоты потолков и этажности. При этом лицевые счета содержали персональные данные жильцов домов, в том числе: фамилия, имя, отчество, дату и место рождения, адрес, семейное положение. Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о персональных данных операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В судебном заседании было установлено, что с момента заключения договоров информационный центр осуществлял ведение лицевых счетов, поквартирных карточек учета и карточек регистрации и выдачу их гражданам на основании персональных данных граждан, переданных управляющими компаниями, что противоречит требованиям закона.

Суд сделал вывод, что заключение управляющими организациями с информационно-расчетным центром договоров на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, является неправомерным. Также он указал, что в нарушение норм федерального законодательства функции, связанные с регистрацией граждан, были переданы управляющими компаниями информационному центру.

Поэтому суд признал противоправными действия ответчиков (управляющих организаций и информационно-расчетного центра) в части передачи функций по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, передаче и обработке персональных данных без согласия граждан, передаче функций по регистрации места жительства граждан.

Последствия данного судебного процесса в Омске таковы:

— управляющие организации и информационно-расчетный центр пришли к соглашению о расторжении договора на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги;

— советом директоров информационно-расчетного центра было принято решение о вынесении на собрание акционеров общества вопроса о ликвидации компании, в дальнейшем собрание акционеров поддержало решение о ликвидации.

А.Б.Вифлеемский д. э. н., директор Центра экономики образования

Правомочность деятельности информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, № 11

Подписано в печать 06.11.2009

Правомочность деятельности информационно-расчетных центров в сфере ЖКХ (А.Б. Вифлеемский, «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2009 г.)

Функции, выполняемые расчетно-кассовым центром (РКЦ).

Статьи по теме

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) в России повсеместно создавались в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы (1997-2003 гг.). Нормативно-методические документы, сопровождавшие реформу ЖКХ, заложили основные направления деятельности расчетно-кассовых центров, которые актуальны до сих пор.

Предполагалось, что расчетно-кассовые центры будут представлять собой единую систему сбора и обработки коммунальных платежей, начисления, расчета и перерасчета платы за ЖКУ (Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ»).

Подробнее разобраться в теме РКЦ вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Например, согласно Концепции реформы ЖКХ г. Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской думы № 214 от 26.02.1998 г., РКЦ сосредотачивает все средства, предназначенные для оплаты производимых ЖКУ, поступающие от пользователей и направляет их пропорционально объему оказываемых услуг каждой из подрядных организаций. РКЦ объединяет в себе функции сбора, расчета и обработки денежных средств за оплату жилья и коммунальных услуг и функции начисления и правильного оформления всех льгот и субсидий.

На основании системного толкования действующего законодательства, а также опыта регионов, к функциям РКЦ можно отнести:

1. Расчет платежей за ЖКУ:

  • оформление счетов-квитанций на оплату ЖКУ;
  • перерасчет платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня, при введении льгот или их отмене, изменении размера субсидий, ошибок при расчете плат и др.;
  • формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующих периодов;
  • подготовка и печать необходимой выходной документации.

2. Прием платежей от потребителей за ЖКУ:

  • определение сумм, необходимых для оплаты ЖКУ;
  • прием и получение денежных средств наличными в кассах РКЦ с соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
  • оформление платежных документов;
  • выдача сдачи плательщику;
  • заключение договоров с платежными субагентами, кредитными организациями, организациями связи, на прием денежных средств от потребителей ЖКУ.

3. Учет платежей за ЖКУ:

  • осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, необходимых для расчетных операций за предоставленные ЖКУ;
  • автоматизированная обработка информации, контроль за правильностью заполнения и наличия всех необходимых данных в документах;
  • ввод полученной информации в базу данных;
  • осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ;
  • последующий контроль за своевременной оплатой ЖКУ с применением штрафных санкций;
  • выдача справок, восстановление утерянных квитанций;
  • подготовка отчетности и составление аналитических документов;
  • учет расчетов с поставщиками ЖКУ, поиск, сортировка и выборка данных, необходимых для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование отчетности и аналитики.

4. Информационное и методическое обеспечение:

  • ведение баз данных по лицевым счетам потребителей ЖКУ;
  • сопровождение программных средств.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector