Государственный жилищный надзор.
Государственный жилищный надзор осуществляется в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре (в дальнейшем по тексту — Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493.
Государственный жилищный надзор осуществляется в целях проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
- обязательных требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
- учету жилищного фонда;
- порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
- определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
- определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
- деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 Положения, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- формированию фондов капитального ремонта;
- других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с положениями раздела X Жилищного Кодекса РФ на органы государственного жилищного надзора возложена также выдача лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а также контроль соблюдения лицензионных требований.
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
Обслуживающая организация должна составить акт о заливе квартиры. Предприятие, учреждение, организация, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства, обязаны возместить причиненный ущерб. Суд обязывает лицо, виновное в причинении вреда, возместить ущерб. (Статья 1082 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а согласно п. 28 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
В книге впервые рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами». При всех поправках и изменениях, которые могут быть внесены в проект, его концептуальная основа останется неизменной. Стандарты управления многоквартирными домами — это нормативные документы, регламентирующие управленческие решения и обязанности должностных.
Как бы нас сегодня ни огорчало ЖКХ, один неоспоримый плюс все же появился в последнее время. Нам не надо теперь стоять в длинных очередях в сбербанк, чтобы оплатить счета! Перевести деньги за жилье, электроэнергию, отопление, воду и прочее можно за считанные минуты, не выходя из дома. И мы научим вас, как это сделать. Но ничего не.
Орган государственного жилищного надзора: задачи и обязанности структуры.
Само понятие «госжилинспекция» было введено в правовое поле в 1994 году. Появление подобной организации было ответом на беспорядок, творившийся в вопросах жилищного и коммунального хозяйства страны. С тех пор права и обязанности организации претерпели существенные изменения.
Законодательная база
Что такое госжилинспекция? Фото № 1
Чтобы понять, что такое госжилинспекция, следует обратиться к закону, на основании которого она была создана.
- Первым законом, направленным на формирование подобной структуры стал федеральный закон «О государственной жилищной инспекции РФ». Он был принят в сентябре 1994 года и периодически менялся и дополнялся.
- Окончательный вид документ приобрел в июне 2013 года, когда предыдущая редакция была упразднена.
Согласно данному закону:
- за структурой было закреплено новое название – «орган государственного жилищного надзора»;
- инспекция стала выступать отдельным звеном ОГЖН, осуществляющим работу на территории субъектов РФ;
- были прописаны обязанности и задачи структуры, а также порядок их выполнения.
- Свое отражение нашло понятие и в Жилищном кодексе.
Положение о госжилинспекции. Фото № 2
20 статья объясняет термин ОГЖН, как структуру исполнительной власти, которая должна предупреждать, выявлять и пресекать нарушения «органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами» законодательства РФ, связанного с вопросами жилищно-коммунального хозяйства.
В статье также прописаны все функции инспекций и зоны их ответственности.
- Право реализовывать свои обязанности инспекторам дано на основе:
- Конституции России;
- Жилищного и Гражданского кодекса;
- КоАП;
- документов, созданных в рамках ведомств, к которым они относятся.
Инспекции организованы в каждом субъекте РФ и имеют полномочия в рамках подведомственной территории.
Задачи госжилинспекции
Что входит в задачи госжилинспекции? Фото № 3
Основное направление работы структуры – контроль над соблюдением законов и реагирование на нарушения прав физических и юридических лиц в жилищной сфере.
Задачи госжилинспекции, которые позволяют достичь поставленных целей, касаются:
- соблюдения норм жилищного законодательства всеми участниками жилищно-коммунального хозяйства;
- контроля сохранностью жилого фонда, согласно требованиям к помещениям различного назначения, их использованию, содержанию и ремонту;
- формирования и распределения средств в фондах капитального ремонта;
- деятельности управляющих компаний;
- поставщиков коммунальных услуг;
- деятельности компаний, осуществляющих ремонт или работы по обслуживанию в жилищном фонде;
- контроля над исполнением требований по монтажу приборов учета ресурсов, потребляемых гражданами.
Работа по достижению поставленных задач помогает защитить права потребителей в жилищно-коммунальном сегменте.
Как работает госжилинспекция?
Функции госжилинспекции. Фото № 4
В работе органов государственного надзора можно выделить функции, полномочия и обязанности.
При исполнении обязанностей сотрудникам ОГЖН дается право:
- проводить регулярные проверки в отношении организаций и предпринимателей, работающих в сфере ЖКХ;
- принимать меры к устранению несоответствий и нарушений, пресекать их;
- проводить мониторинг, анализ и прогнозирование работы подотчетных лиц и компаний с целью улучшения качества обслуживания и состояния жилого фонда.
Функции госжилинспекции напрямую связаны с Российским Законодательством. Их выполнение основано на правовых нормах, позволяющих принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий. Если их недостаточно, инспектора прибегают к взаимодействию с судебной системой.
Полномочия
Полномочия ОГЖН. Фото № 5
Полномочия госжилинспекции могут быть прямыми, в которых инспектора участвуют лично и косвенными, когда вопросы рассматриваются путем анализа полученной информации.
- проверка сохранности и использования жилых помещений и придомовых территорий;
- контроль над проведением капитального и текущего ремонта;
- анализ инженерных коммуникаций на предмет технической исправности и порядка эксплуатации;
- контроль над соблюдением норм потребления ресурсов и их учетом в расчетах с поставщиками;
- контроль за эффективным расходованием ресурсов;
- мониторинг поставки ресурсов и контроль оплаты за них, включая исправление ошибок и возврат переплат;
- инспекция жилых построек сезонного использования, новостроек, старого фонда и т.д.;
- прием граждан по вопросам ЖКХ.
Подтверждением полномочий являются служебные удостоверения инспекторов ГОЖН.
Обязанности госжилинспекции
Обязанности ОГЖН. Фото № 6
Исполнение обязанностей сотрудников ОГЖН можно разделить на текущие, которые служба планирует исходя из собственных задач, и, отработку тех обязанностей, которые реализовываются в результате обращения граждан.
В рамках своих обязанностей сотрудники ОГЖН:
- осматривают жилые объекты и выдают заключения;
- делают запросы данных в компании, работающие в сфере обслуживания, ремонта, поставки услуг и ресурсов, для дальнейшего использования инспекторами;
- документирует нарушения жилищного законодательства, в виде соответствующих протоколов и предписаний на их устранение;
- принимает участие в судах;
- активно работает с населением.
Исполнение обязанностей имеет установленный порядок, распространяющийся на:
- сроки проведения работ;
- прием обращений;
- сроки реагирования на заявления граждан;
- документооборот и т.д.
Недопустимым является нарушение инспекторами ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При ненадлежащем исполнении, сотрудники попадают под ответственность, установленную законодательством РФ.
За решением каких вопросов можно обратиться в госжилинспекцию?
Какие вопросы рассматривает госжилинспекция? Фото № 7
Обратиться в местный орган государственного надзора может любой гражданин, а также организация, если на это имеются основания. Для этого необходимо обратиться в инспекцию лично, написав заявление, либо направить жалобу почтой.
Если вопрос уточняющий, можно воспользоваться телефоном горячей линии.
Основаниями для обращения могут служить:
- нарушения при использовании жилого помещения или придомовой территории;
- неправомерные решения органов управления домом (управляющей компании, ТСЖ, администрации кооператива и т.д.);
- помощь, необходимая при создании или в работе органа управления дома (ТСЖ, жилищных кооперативов, совета многоквартирного дома и т.д.);
- ненадлежащее исполнение услуг, касающихся содержания и ремонта в многоквартирных домах;
- претензии по работе коммунальных служб;
- завышенные счета за ЖКХ и ремонт;
- необходимость обеспечить дом приборами учета или помочь с их использованием;
- вопросы, касающиеся договоров, заключаемых на обслуживание дома, его ремонт и содержание.
- необходимость перевести помещения из статуса жилого в статус нежилого;
- необходимость признать объект недвижимости жилым, аварийным, непригодным для проживания, подлежащим реконструкции или сносу;
- необходимость перепланировки помещения или переустройства строения в целом.
Еще один вариант обращения в инспекцию – её официальный сайт, который имеет каждый орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, основной сферой деятельности органа государственного надзора является охрана прав граждан в сфере ЖКХ, причем круг полномочий и вопросов, за которыми обязаны следить сотрудники инспекций достаточно обширный.
Подробнее о деятельности государственной жилищной инспекции вы можете узнать, посмотрев видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
ГЖН всемогущий: полномочия органов государственного жилищного надзора.
3 сентября в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона об увеличении полномочий органов государственного жилищного надзора.
Правительство РФ, а именно этим ведомством разработан законопроект, предлагает расширить компетенцию ГЖН и делегировать им рассмотрение административных дел о невыполнении РСО обязанности по оснащению приборами учёта МКД и жилых домов.
Предполагается, что законопроект N 1165258-6 поможет органам ГЖН более тщательно и эффективно следить за оснащённостью приборами учёта МКД и жилых домов. Изменения планируется внести в статьи 23.48 и 23.55 КоАП РФ.
Полномочия органов государственного жилищного надзора
Оборудовать помещения в МКД и жилых домах приборами учёта обязаны РСО.
Сейчас, согласно ст.20 ЖК РФ, органы ГЖН уполномочены:
- выявлять,
- предупреждать
- и пресекать
нарушения требований энергетической эффективности и оснащённости помещений ПУ. Таким образом, проверяя и даже выявляя подобные нарушения, органы ГЖН не могут привлечь к административной ответственности провинившихся. Пока это право Федеральной антимонопольной службы – согласно ст. 23.48 КоАП РФ.
Орган ГЖН в случае обнаружения нарушения требований энергетической эффективности или отсутствия приборов учёта в 30-дневный срок сообщает об этом в Федеральную антимонопольную службу. Та, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившую информацию также в течение тридцати дней.
Большая загруженность сотрудников указанных органов не позволяет рассмотреть все имеющиеся обращения в двухмесячный срок. Два месяца – срок давности, отведённый статьёй 4.5. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности за подобные нарушения. Таким образом, большинству недобросовестных РСО удаётся избежать наказания.
Именно поэтому Правительство РФ предлагает расширить полномочия органов ГЖН и дать им право привлекать к ответственности РСО, не устанавливающие приборы учёта в МКД и жилых домах, без участия Федеральной антимонопольной службы.
Установка ОДПУ
Так как ОДПУ входит в состав инженерных сетей, то, соответственно, может быть включён в состав общего имущества в МКД. По месту установки ОДПУ, согласно договору ресурсоснабжения, заключаемому между УО и РСО, проходит граница эксплуатационной ответственности.
За содержание и текущий ремонт ОДПУ несёт ответственность управляющая организация, потому что ОДПУ входит в состав ОИ в МКД. Однако обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ – обязанность РСО.
Как мы уже говорили, ещё одна обязанность РСО, согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, – установка ОДПУ в помещениях.
Также в п.4 ст.2 Федерального закона уточняется, что понимается под энергетической эффективностью, которой должны соответствовать приборы учёта, – это характеристики, позволяющие оценить полезность использования энергетических ресурсов.
Что делать УО, если РСО не устанавливает прибор учёта? Согласно п.5 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, УО, выступающая в роли заказчика, отправляет РСО заявку на установку ОДПУ и прикладывает к ней документы (перечислены в п. 6 указанного приказа):
- подтверждение права собственности на объект, где требуется установить ПУ;
- учредительные сведения;
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах РФ;
- подтверждение полномочий подписавшего заявку человека.
К заявке прикрепляются копии перечисленных документов, кроме тех, что подтверждают полномочия лица, – отдаётся оригинал.
Полезная статья?
Поделитесь с коллегами и друзьями
3 сентября в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона об увеличении полномочий органов государственного жилищного надзора.
Правительство РФ, а именно этим ведомством разработан законопроект, предлагает расширить компетенцию ГЖН и делегировать им рассмотрение административных дел о невыполнении РСО обязанности по оснащению приборами учёта МКД и жилых домов.