Что такое коммунальные услуги на содержание общего имущества

Если фактическое потребление ресурса на содержание общего имущества меньше нормативного….

Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Переводя плату за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения, законодатель преследовал благую цель – ограничить размер расходов потребителей нормативом потребления. Действительно, в ситуации, когда фактическое потребление ресурса (по показаниям ОПУ) больше нормативного, баланс сохранен. Но практика показала, что из поля регулирования выпала ситуация, когда фактическое потребление меньше нормативного.

Нам известно, что органы ГЖН уже проводят проверки соблюдения управляющими МКД законодательства о расчете платы за жилое помещение в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, с 01.01.2017, естественно, по жалобам потребителей.

Потребителей можно понять: они увидели рост итоговой суммы в квитанции за январь по сравнению с декабрем, ведь в декабре им предъявляли к оплате стоимость коммунальных услуг на ОДН исходя из фактического потребления (менее норматива), а в январе выставили счет на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом норматива потребления. Их довод прост и логичен: почему они должны оплачивать услуги, которые им не оказывали?

Органы ГЖН поддерживают их, утверждая, что обязательства по оплате услуг являются производными от фактически оказанных и предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также коммунальных услуг.

Что УК может противопоставить этим аргументам?

Плата в пределах норматива потребления

Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Поскольку для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД, нарушение со стороны управляющего МКД может заключаться только в начислении платы в размере свыше норматива потребления.

Обращаем особое внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются на порядок расчета платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных в целях содержания общего имущества. Поэтому нельзя требовать от управляющего исчислять элемент платы за содержание жилого помещения в соответствии с п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Оплата фактически оказанных услуг или внесение «абонентской» платы?

Плата за коммунальные услуги имеет существенное отличие от платы за содержание жилого помещения. Первая рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (по показаниям приборов учета либо исходя из нормативов потребления) (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ), вторая же устанавливается решением общего собрания в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства (см. ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на год с учетом предложений УК. Сумма платы, которую собственник помещения обязан ежемесячно вносить УК, никогда не совпадает со стоимостью услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества, фактически оказанных (выполненных) в конкретном расчетном периоде. Тождество должно соблюдаться по итогам года, когда полный перечень мероприятий по содержанию общего имущества (в том числе сезонных) выполнен. Здесь нужно заметить, что повышение затрат УК на выполнение обязательных работ, необходимость проведения дополнительных работ, не согласованных при заключении договора, не дают права повышать в одностороннем порядке размер платы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10). Иначе говоря, УК не вправе без согласия собственников помещений требовать с них уплаты (выставлять в платежных документах) каких-либо дополнительных сумм, помимо утвержденного на общем собрании размера платы за содержание жилого помещения. Напротив, мы убеждены, что сокращение затрат УК на выполнение необходимых мероприятий не обусловливает ее обязанность делать перерасчет платы для потребителей.

О том, что ежемесячный платежный документ, являющийся основанием для внесения платы за содержание жилого помещения, не выполняет роль акта об оказании услуг, было сказано в том числе в Определении КС РФ от 28.02.2017 № 292-О.

Таким образом, действующее законодательство не дает оснований считать, что выставление к оплате расходов на коммунальные ресурсы (в составе платы за содержание жилого помещения) в размере, исчисленном в строгом соответствии с федеральным законом, приводит к взысканию с потребителей платы за неоказанные услуги.

О стимулах к энергосбережению

Один из доводов в пользу начисления платы за коммунальные ресурсы по факту заключается в том, что имеющийся сегодня порядок не стимулирует потребителей к энергосбережению. Однако именно такой довод приводили управляющие МКД, возражавшие против наделения РСО правом взыскивать с них стоимость коммунального ресурса, предоставленного в целях содержания общего имущества, с учетом повышающего коэффициента в отсутствие ОПУ. Управляющие справедливо отмечали: отсутствие ОПУ никоим образом не сказывается на потребителях, они не мотивированы устанавливать ОПУ и в целом сокращать потребление на ОДН. Убыток в виде повышающего коэффициента несет управляющий, он же теперь имеет право за свой счет установить ОПУ и использовать его показания в расчете платы.

Обязанности УК уплачивать сумму повышающего коэффициента дополнительно к оплате стоимости ресурса, потребленного для содержания общего имущества (в отсутствие ОПУ), и право УК получать с потребителей плату за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, в пределах норматива (при наличии ОПУ и проведении энергосберегающих мероприятий, направленных на сокращение объема потребления на ОДН, то есть на получение УК прибыли) – это обстоятельства одного рода. Установив ОПУ, УК избавится от убытка в виде повышающего коэффициента и сможет компенсировать расходы на монтаж ОПУ за счет разницы между нормативным и фактическим потреблением ресурса на содержание общего имущества.

О предлагаемых поправках к ЖК РФ (законопроект № 113667-7)

В начале марта 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 113667-7, которым планируется изменить порядок расчета платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества. Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ и ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ предлагается дополнить словами: за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении между собственниками помещений в многоквартирном доме объемов потребления коммунальных ресурсов на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета.

Иначе говоря, по общему правилу размер расходов обусловлен нормативом потребления, за исключением случая, когда собственники решили оплачивать их исходя из фактического объема потребления ресурса.

Безусловно, данная законодательная инициатива обусловлена экономической и политической конъюнктурой. Поэтому шансы на принятие этого закона весьма велики. Однако в чем тогда заключался смысл переноса платы за коммунальные ресурсы в состав платы за содержание жилого помещения? Чем отличается ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в предлагаемой редакции от п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в ранее действовавших редакциях?

Значит ли, что плата за содержание жилого помещения будет колебаться от месяца к месяцу? Или она должна приниматься стабильной на год с последующим перерасчетом?

Интересный момент: в пояснительной записке к данному законопроекту указано, что причиной значительного превышения нормативного потребления над фактическим являются завышенные нормативы, установленные на региональном уровне (по состоянию на 01.11.2016). Действительно, это наглядно показано в сравнительной таблице, приложенной к законопроекту. Выходит, легче поправить федеральный закон, чем обеспечить установление субъектами РФ оправданных нормативов потребления? Хотя с 2017 года органы ГЖН наделены полномочиями по контролю за обоснованностью установления нормативов потребления.

В начале 2017 года и управляющие МКД, и потребители стали заложниками поправок к жилищному законодательству. На стороне управляющих – закон, на стороне потребителей – справедливость. Какую сторону примет суд, заранее неизвестно, однако попытка не пытка…

Из пресс-релиза, опубликованного на сайте Минстроя РФ 06.04.2017, следует: чиновники также видят причину переплаты потребителей за жилищно-коммунальные услуги в завышенных нормативах потребления, своевременно не актуализированных на региональном уровне. В этой же публикации сообщается, что Минстрой разрабатывает изменения в жилищное законодательство, предполагающие:

– ежегодную корректировку платежей за ОДН (видимо, имеются в виду платежи за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества), исходя из показаний ОПУ;

– применение аналогового метода расчета в случаях, если результат будет ниже норматива, установленного расчетным методом.

Содержание общего имущества в коммунальной квартире.

Каждый из участников правоотношений испытывает на себе бремя по должному поддержанию помещений в коммуналке.

Согласно ст. 41 ЖК РФ, хозяин помимо комнаты, эксплуатируемой с целью пребывания, в коммунальной квартире является обладателем доли на эксплуатацию совместного имущества, значащегося в долевой собственности. При этом площадь части на общее имущество в коммунальной квартире рассчитывается строго с учетом квадратуры имущества, которое принадлежит владельцу. Расчет размера доли идет в соответствии с законодательным порядком. Поэтому каждый из участников правоотношений испытывает на себе бремя по должному поддержанию помещений в коммуналке, которые числятся в статусе долевой собственности.

Содержание жилого помещения в коммунальной квартире

Совместное проживание нескольких лиц в одной квартире коммунального характера может предстать причиной многочисленных конфликтов, которые возникают на различной почве. В большинстве случаев детерминирует споры пользование общей инфраструктурой. К сожалению, подобные ситуации могут длиться на протяжении ни одного десятилетия, тем самым усложняя жизнь собственников. Это связано с тем, что не все владельцы помещений (комнат) жилого предназначения имеют представления о законодательной базе, которая регулирует совместную жизнь в подобных объектах.

Содержание жилплощади в коммуналке регламентировано нормативными принципами ЖК РФ, а именно, ст. 43. Указанная правовая норма гласит о том, что при существовании долевой собственности все собственники комнат обязаны выплачивать налоги и коммунальные платежи. Кроме того, на плечи владельца возлагается обязанность оплачивать дополнительные финансовые издержки, требуемые на поддержку приемлемого для жизни состояния в квартире коммунального типа, но их расчет обуславливается размером доли, выведенной из общего имущества.

Бремя по содержанию общего имущества

ЖК подразумевает обязательный характер для всех собственников нести ношу по поддержанию приемлемых условий в совместно используемом имуществе в многоквартирном доме. Подобное бремя выражается в материальной форме, иными словами, все из собственников помещений должны оплачивать услуги, которые исчисляются на общее имущество в коммунальной квартире.

Сумма всех необходимых взносов рассчитывается пропорционально доли жилых комнат в коммуналках, числимых в собственности у владельца, и помещений, находящихся в совместной долевой эксплуатации.

Однако здесь необходимо отличать случаи, когда взимается плата на поддержание помещения в пригодном для пребывания людей состоянии в коммунальной квартире, от фактов, когда имущество числится в общей долевой собственности.

Первый вариант подразумевает, что все владельцы помещений признаются дольщиками единого объекта, поэтому совместно принимают участие в обеспечении должного состояния квартиры. В случае квартир коммунального типа каждый из собственников представляет собой отдельного владельца жилой комнаты, иными словами, он сам возлагает бремя по их содержанию.

Говоря проще, если один участник является хозяином в двухкомнатной квартире коммунального плана помещения в 20 кв. м, а другое лицо – комнаты 10 кв.м, то доли распределяются следующим образом:

  • первый собственник обладает долей в размере 2/3;
  • второй собственник, соответственно, 1/3 доли.

Таким образом, опираясь на законодательство РФ, на каждого из двух этих владельцев комнат возлагается бремя пропорционально 2/3 и 1/3 доли в коммунальной квартире.

Бремя расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры

Общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире определено на основании Правительственного постановления, которое было издано 30 июля 2004 года. К таковым объектам причисляются:

  • кухонная зона;
  • санитарные комнаты;
  • подсобки и иные помещения;
  • коридоры;
  • инженерное оборудование и коммуникационные сети.

При этом пользование совместным имуществом подразумевает образование как прав, так и обязанностей всех собственников помещений. В том числе формируется бремя дополнительных издержек на содержание общего имущества в коммунальной квартире. При этом размер финансовых затрат, если наблюдается пользование общим имуществом в коммунальной квартире, вычисляется как цена услуг или ремонта, которая умножается на размер занимаемой жилплощади.

Основания оплаты коммунальных услуг

Порядок оплаты коммунальных услуг в коммунальной квартире исчисляется из принципа содержания совместного имущества. Механизм распределения платы может происходить двумя способами:

  • по соглашению между владельцами комнат;
  • без договоренности между владельцами помещений.

Оплата коммунальных услуг в коммунальной квартире и расчет издержек посредством соглашения подразумевает определенный порядок эксплуатации совместного имущества. Например, если на территории коммунальной квартиры установлено средство телефонии, которое можно эксплуатировать коллективно, то и расходы на обслуживание распределяются между всеми участниками равномерно в соответствии с заключенным договором. Этот принцип касается и системы отопления и газификации помещения.

Если эксплуатация общего имущества в коммуналке не подразумевает заключение соглашения между владельцами комнат, то оплата коммунальных услуг и ее исчисление предполагает следующий порядок:

  • Оплата электроснабжения, если на территории коммунальной квартиры предусмотрены общедомовые счетчики, рассчитывается с учетом мощности установленных электроприборов и осветительных приборов на всех собственников комнат.
  • Затраты на услуги телефонии при коллективном пользовании распределяются с учетом количества жильцов всех помещений, которые эксплуатируют устройство. При этом оплата в роуминге осуществляется отдельно.
  • В случае если установлены отопительные приборы, то расчет коммунальных услуг происходит с учетом площади помещений, где они монтированы.
  • Плата за газ раскидывается на всех жильцов коммунальной квартиры без учета их возраста.

Каждый владелец жилого помещения несет ответственность за своевременную оплату коммунальных платежей, в том числе и на коллективное имущество домовладельцев в коммунальной квартире. Если хозяин жилплощади находится в отлучке, то есть не являет собой в данный момент потребителя коммунальных услуг, то законодательство РФ предусматривает компенсацию.

Проблемы, связанные с содержанием общего имущества

Общее имущество собственников помещений в коммунальной квартире может стать предметом раздора между участниками правоотношений. Конфликтные ситуации в таких случаях разрешаются только в суде, что предусматривает законодательный порядок.

По судебному решению между собственниками составляется определенный договор, который направлен на справедливое распределение затрат. При этом во внимание принимается факт использования тех или иных ресурсов, объем которых фиксируется приборами учета, установленными в коммунальной квартире. Если счетчики отсутствуют, тогда судебная инстанция может брать за основу для исчисления платежей удельные затраты, которые рассчитаются индивидуально для каждого коммунального ресурса в соответствии с нормами потребления.

Содержание общего имущества в коммунальной квартире – процесс достаточно сложный. При учете всех законодательных нюансов совместное проживание будет успешным, так как будут соблюдены интересы и права каждого из собственников.

Что такое коммунальные услуги на содержание общего имущества.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона №176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона №176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года №1498 управлением энергетики и тарифов Липецкой области с 1 июня 2017 года утверждены новые нормативы потребления коммунальных ресурсов (электрической энергии, холодной и горячей воды, отведения сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, с 1 января 2017 года плата за горячую, холодную воду и электроэнергию в целях содержания общего имущества МКД ограничена нормативом и включена в платёжный документ управляющей организации за содержание жилья.
С 1 января по 1 июня 2017 года в случаях, когда фактический объём холодной, горячей воды и электроэнергии на ОДН был ниже норматива, начисление платы должно производиться по показаниям общедомовых приборов учёта.
С 1 июня 2017 года (после утверждения необходимых нормативов) начисление платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится только по нормативам потребления.
Вместе с тем, 10 августа 2017 года вступили в силу изменения, внесённые в Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которым при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учёта размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД определяется исходя из норматива потребления с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют следующие случаи:
1. При оснащении МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний;
2. Принятие на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из среднемесячного объема потребления, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
3. Принятие на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета.

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется по следующей формуле:

Р = Nои * Sои * Si * Tкр / Sоб

Nои — норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса;
— общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
— общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Ткр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
— общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector