Что такое одн в сфере жкх

Что надо знать об ОДН.


С 1 января 2017 года расходы на общедомовые нужды будут относиться не к коммунальным, а к жилищным услугам. Что это даст жителям многоквартирных домов и что нужно будет сделать до конца года управляющим компаниям и советам домов, чтобы это нововведение имело смысл, рассказывают специалисты Объединения советов домов УР.

Напомним, что решение о переносе ОДН из коммунальных услуг в жилищные услуги было принято Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ, и срок перехода устанавливался 1 апреля 2016 года. Дата 1 января 2017 была определена 30 марта 2016 года, когда был принят Федеральный закон №73-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Хотя новый закон всего лишь перенес срок с 1 апреля 2016 на 1 января 2017 года, в последнее время в СМИ появляются сообщения о том, что в платежных документах больше не будет строчки «общедомовые нужды», и что новый закон отменил ОДН. «Это не так, – говорит Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». – Новый федеральный закон не отменил общедомовые нужды, а всего лишь перенес их включение в состав услуг по содержанию жилья на более позднюю дату. Соответственно, с 2017 года строку ОДН можно будет увидеть в платежных документах, приходящих жителям от управляющей компании, которая занимается содержанием жилья».

До 1 ноября 2016 регионы должны установить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. По ним будет рассчитываться размер платы за содержание жилого помещения. После введения нормативов каждый потребитель сможет легко проверить, правильно ли ему начислили плату за общедомовые нужды.

Управляющим организациям дано время, чтобы подготовиться к изменению порядка оплаты, в частности, провести проверки и исключить возможность нецелевого расходования ресурсов в домах. Они будут заинтересованы в этом, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, будут оплачивать именно управляющие организации.

Минстрой России отмечает, что нововведения не приведут к росту платежа, потому что расходы на ОДН и сейчас включены в платеж, но не в плату за содержание жилого помещения, а как коммунальные услуги.

«Мы намерены сделать процедуру начисления платежей максимально понятной и прозрачной, чтобы каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, четко понимал, за что он платит и почему именно эту сумму, – сказал замглавы Минстроя России, Главный государственный жилищный инспектор, Андрей Чибис. – Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учета, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом».

Что должны сделать компании?

На вопросы жилищных активистов, что им следует предпринять сейчас, чтобы приготовиться к тому моменту, когда строка «ОДН» перейдет в содержание жилья, отвечает Александр Евсеев.

— Объединение советов домов Удмуртии еще 3 года назад разработало предложения и механизмы по нормализации ОДН. Во-первых, это учет реестров показаний, которые ежемесячно снимают председатели советов домов. Только единовременное снятие показаний позволяет проводить нормальный учет потребления ресурса. Во-вторых, это работа по выявлению несанкционированных подключений в общедомовые системы. Это сфера ответственности управляющих организаций и ТСЖ, отвечающих за надлежащее содержание общего имущества. При выявлении подобного рода случаев управляющим компаниям и ТСЖ необходимо произвести доначисление размера платы по расчетному методу, а если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация – передать сведения о несанкционированном подключении в адрес РСО. В-третьих, исполнителям коммунальной услуги необходимо заниматься выявлением неучтенного потребления и вмешательством в работу индивидуальных приборов учета, выявлять факты проживания граждан без прибора учета и без регистрации, составлять акты фактического проживания и направлять их в органы миграционного контроля и полицию. Исполнитель коммунальной услуги не реже чем 1 раз в 6 месяцев обязан осуществлять контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета, проводить проверку работоспособности приборов учета, а потребитель для этого обязан предоставить доступ в квартиру.

Кроме того, Объединение советов домов УР неоднократно выступало с предложениями по упрощению процедуры составления акта фактического проживания, увеличения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Что делать собственникам?

Понятие «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» было введено постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Как пояснил Тимур Ахметвалеев, руководитель лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя», расходы на общедомовые нужды – это разница показаний между общедомовым прибором учета и индивидуальным потреблением всех жильцов в доме. Индивидуальное потребление в доме складывается следующим образом: показания индивидуальных приборов учета плюс среднемесячное потребление в квартирах, где показания приборов учета не подали, плюс норматив в квартирах, где приборов нет.

Чтобы решить проблему высокого ОДН, нужно уравнять расходы на ОДН с расходами коммунальных ресурсов на места общего пользования – МОП (лифты, внутридомовые сети, мытье подъездов и лестниц и т.д.).

Для этого необходимо:

— оснастить все квартиры дома индивидуальными приборами учета того же класса точности, что и общедомовой прибор учета.

— убедить жителей передавать показания в тот день, когда снимаются показания общедомового прибора учета, или уполномочить совет дома делать обход квартир для сбора показаний индивидуальных счетчиков.

— разъяснить жильцам, что бытовые приборы не должны круглосуточно работать в ждущем режиме.

— провести энергосберегающие мероприятия (в подъездах установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения);

— исключить воровство через скрытые подключения.

Если хоть одно из этих условий не выполняется, ОДН будет отличаться от МОП, и чем больше таких невыполненных условий, тем выше будет ОДН.

Что делается сейчас?

Марат Исмагилов, Главный госжилинспектор УР, сообщил, что в оставшееся до 1 января 2017 года время нужно провести ряд подготовительных мероприятий. В основном, необходимо скорректировать отношения потребителей с исполнителями коммунальных услуг, в большинстве случаев это ресурсоснабжающие организации.

«В частности, нужно решить проблему полноценного и своевременного учета коммунальных ресурсов, чтобы исключить перерасход при расчете ресурсов для ОДН, появляющийся во многих домах, – сказал он. Это можно будет сделать только после того, как во всех квартирах установят приборы учета, и все жители будут платить по их показаниям, а не по нормативам.

По мнению Марата Исмагилова, нормативы на воду, утвержденные в Удмуртии, можно назвать «средневзвешенными» для нашего региона, и сейчас они не могут «заставить» граждан перейти на оплату по показаниям счетчиков, но в среднесрочной перспективе нормативы сильно вырастут, и платить по ним будет невыгодно. Мотивирующим фактором станут повышающие коэффициенты к нормативам – особенно для тех жителей, которые не оплачивают услуги вовремя. В настоящее время действует коэффициент 40%, с 1 июля 2016 года повышающие коэффициенты составят 60% к нормативу.

Хотя РСО уже могут применять повышающие коэффициенты, однако, сейчас они этого не делают. Этот вопрос находится на контроле Госжилинспекции УР.

Оплату ОДН в составе ЖУ перенесут на 1 января 2017 года.

1 апреля 2016 года новая строка по ОДН в квитанциях на оплату за содержание жилого помещения не появится. В этом году она по-прежнему останется в составе платы за КУ. Срок включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в МКД, переносится с 1 апреля 2016 года на 1 января 2017 года. Соответствующий Федеральный Закон №73 от 30.03.2016 года подписал президент РФ. ФЗ №73 вступает в свою законную силу со дня его официального опубликования.

ОДН останется прежним в 2016 году

В одной из прошлых статей мы писали о том, что 13 ноября 2015 года Госдума приступила к рассмотрению проекта Федерального Закона №928761-6 «О внесении изменений в ст.12 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ прошёл практически единогласное одобрение депутатами во всех трёх чтениях.

Напоминаем, что п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ должен был вступить в силу 1 апреля 2016 года, но сроки вступления переносятся на 1 января 2017 года. Во избежание кривотолков и двоякого прочтения процитируем п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ:

“2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;”

Это значит, что с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения будут включены расходы на оплату коммунальных услуг, использованные для содержания общего имущества в МКД. Пока же до конца текущего года никаких изменений в квитанциях собственников помещений в МКД не будет. Управляющая организация может спокойно делать начисления и выставлять квитанции собственникам за содержание жилого помещения по-прежнему.

Что такое ОДН

Под общедомовыми нуждами (ОДН) понимаются расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Собственники видят их у себя в квитанциях за КУ отдельной строкой. Например, в счёте на оплату за потреблённую электроэнергию прописывается строка расходов электроэнергии на общедомовые нужды (например, за пресловутые лампочки в подъездах).

В каждом регионе России определяется и утверждается свой норматив потребления ОДН. Если дом энергоэффективный, то расходы на общедомовые нужды не выходят за рамки норматива. Если МКД не энергоэффективный, то потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды превышает норматив. Как следствие, увеличивается сумма в квитанции собственников.

ОДН по-новому с 2017 года

Депутаты решили, что эта разница (при наличии) между излишним потреблением КУ на общедомовые нужды и нормативом ОДН должна войти в квитанцию, выставляемую собственникам за содержание жилого помещения.

Таким образом, ОДН по нормативу останется в составе платы за коммунальные услуги (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, газоснабжения и водоотведения). А уже, всё что по показаниям общедомовых приборов учёта накрутило сверху, пойдёт в оплату за содержание жилого помещения.

Для выполнения этого условия, все многоквартирные дома должны быть оборудованы квартирными и общедомовыми приборами учёта. В противном случае, могут возникнуть трудности при распределении затрат на общедомовые нужды по нормативу и сверх него между всеми собственниками помещений в МКД.

Кроме того, данный законопроект переносит с 1 сентября на 1 ноября 2016 срок определения и утверждения для регионов нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Принятые по итогам нормативы лягут в основу расчётов размера платы на содержание жилого помещения.

Как сказано в пояснительной записке к проекту Федерального Закона, данная мера переноса сроков вызвана тем, что по состоянию на 1 сентября 2015 года не все субъекты РФ установили нормативы потребления КУ на общедомовые нужды.

Кроме того, по данным Минстроя РФ, по состоянию на сегодняшний день граждане накопили долги перед коммунальными службами в размере 1 триллиона рублей. При этом, только четверть долга числится как задолженность обычных собственников. Вся остальная сумма — это долг управляющих организаций.

Также в пояснительной записке говорится о необходимости предусмотреть тот факт, что при первоначальном включении в квитанцию за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества в МКД, их размер не может превышать норматив потребления КУ на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 сентября 2016 года.

Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Поэтому у управляющих организаций ещё остаётся достаточно времени, чтобы оснастить все МКД общедомовыми приборами учёта, если их до сих пор нет, а также определить по сверхнормативному потреблению ОДН, насколько энергоэффективен или, наоборот, затратен тот или иной многоквартирный дом.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Внимание: общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года..

Теперь они называются так: коммунальные ресурсы, потребляемые при содеожании общего имущества многоквартирного дома.

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом. С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.
Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ ).
Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной.
Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.
Таким образом, родились общедомовые нужды ( ОДН ) — строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Жилищный кодекс РФ

Федеральный закон от от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 в ред от 14 февраля 2015 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета. В силу этого — работа управляющих компаний превратилась в бюрократический механизм по составлению ответов на бесчисленные жалобы потребителей и предоставлению расшифровок расчетов.
Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2015 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.
Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

Что включается в общедомовые нужды ( ОДН)

Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:

• Освещение подъезда и придомовой территории;
• Расходы на уборку помещений;
• Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

Поэтому, когда в строке ОДН мы видим, что холодной воды в текущем месяце было потреблено в 3-4 раза больше, чем в предыдущем, то задаются вопросом: куда она делась?
Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:

По электроснабжению:

  • работу лифтов
  • насосов водоснабжения
  • сигнализацию идомофонов
  • дежурное освещение подвальных и чердачных помещений
  • технологические потери внутри МКД, связанные с установленным в нем электрооборудованием

По водоснабжению:

  • мойка лестничной площадки и чистка мусоропроводов с использованиием воды
  • полив газона , уход за полисадником
  • мойка коммуникаций
  • потеря водосетей внутри дома
  • сброс воды в стояках дома при ремонте батарей и систем отопления
  • опрессовка отопительной системы после выполнения ремонтных работ
  • подготовка к отопительному сезону, при которой горячая вода расходуется для технологического пролива
  • потеря горячей воды во внутридомовой сети

Включать, помимо перечисленных расходов ресурсов, другие статьи платежей запрещается .
Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД .
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны — пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд.
Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирного дома в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями региональных органов власти и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ .

У кого преимущества исключения строки ОДН.

Пользоваться преимуществами включения платы за ОДН в счета на оплату смогут исключительно УК. Отныне, у собственников жилых помещений «выбита» из под ног почва для консолидированного выражения недовольства на общих собраниях. Для того, чтобы установить, какие общедомовые нужды и в каком объеме оплачивает тот или иной владелец недвижимости придется провести полную сверку счетов как минимум двух собственников. Дело это хлопотное. Говорить о том, что на повестку дня общего собрания собственников МКД впредь будут выноситься вопросы о завышении платы за ОДН уже не приходится.
Строки то такой не будет. Следовательно, несогласие с размерами тарифов каждый вынужден будет выражать в индивидуальном порядке, и добиваться ответа от УК или ТСЖ – в одиночку.

Надо ли платить за ОДН ?

Вопрос о необходимости оплаты ОДН автоматически перестает быть актуальным с 1 января 2017 года, поскольку в счетах уже не будет такой отдельной строки.
Неоплата счетов за потребленные коммунальные услуги в виду несогласия собственника с размером оплаты за ОДН , которые включены в его индивидуальный счет – влечет за собой применение штрафных санкций, вплоть до ограничения пользования каким-либо коммунальным ресурсом: электроэнергией, водоснабжением. Обжаловать действия по отключению энергоресурса можно только в суде. Как правило, суды обязывают энергоснабжающие организации прекратить действия по ограничению поставки энергоресурса ввиду нарушения правил санитарного состояния жилых помещений и нарушения прав граждан, проживающих в жилом помещении (несовершеннолетних детей).
Но это не снимает обязанностей по погашению имеющейся задолженности.
Каким бы не был закон, он – закон. Поэтому – нравится или не нравится – платить за ОДН – надо. Вопрос в том, сколько? Но это – разрешается в каждом конкретном случае и надзорные органы опять нас будут отправлять в суды.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector