К какой сфере деятельности относится жкх

ОКВЭД для деятельности в сфере ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой обширную сферу в плане экономической деятельности. Вступивший в силу общероссийский классификатор ОКВЭД, однако, не уделяет должного внимания этой сфере деятельности, несмотря на ее распространенность и многогранность. Поэтому у многих предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности, которые хотят оказывать услуги в сфере ЖКХ, возникает множество вопросов, связанных с тем, какую выбрать позицию ОКВЭД для деятельности в сфере ЖКХ. Данная публикация поможет в этом разобраться.

Какие субъекты хозяйственной деятельности могут работать в данной сфере

Перед тем, как прояснить, какие коды ОКВЭД подходят для данного вида деятельности нужно немного разобраться в самой сфере ЖКХ, и какие субъекты могут оказывать услуги в этом виде экономической деятельности.

Сферу ЖКХ, с экономической точки зрения можно разделить на три основных сектора:

  • предоставление услуг с подачей тепловой энергии, воды, обработка канализационных стоков, подача электрической энергии;
  • предоставление услуг, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, куда можно внести прием платежей, сдача в наем или аренду, и предоставление других сопутствующих услуг;
  • проведение различных строительных работ, а также уборка территории, оборудование детских площадок парковок, систем сигнализации, и других аналогичных услуг.

В первом случае, осуществлять подачу электрической и тепловой энергии, воды, и утилизацией канализационных стоков могут заниматься только крупные предприятия, по экономической классификации — природные монополии. Только они обладают необходимым оборудованием, специалистами и лицензиями, поэтому мелким компаниям и индивидуальным предпринимателям тут делать нечего.

Во втором случае, не требуется наличие специальных разрешений, поэтому второй группой услуг могут заниматься как индивидуальные предприниматели, так и различные управляющие компании, и ТСЖ. ТСЖ переводится как Товарищество совладельцев жилья многоквартирного дома. Именно данные субъекты и занимают лидирующее положение во второй группе коммунальных услуг.

Третья группа, специфическая. Сразу нужно отметить, что работы связанные с ремонтом и обустройством территорий и жилых помещений, в некоторых случаях предусматривают наличие лицензии на некоторые виды деятельности. Тут успешно конкурируют как крупные компании так и индивидуальные предприниматели.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что услуги в сфере ЖКХ могут предоставлять следующие субъекты хозяйственной деятельности:

  • крупные компании — природные монополии, а также акционерные общества;
  • управляющие компании;
  • ТСЖ;
  • ООО, и индивидуальные предприниматели.

Важно понимать, что, несмотря на большое разнообразие компаний, которые желают работать в коммунальной сфере, данные услуги четко структурированы, а конкуренция велика, поэтому перед тем как решить выбрать данный вид деятельности, нужно хорошо просчитать свои возможности.

Как было указано выше, классификатор ОКВЭД не очень насыщен позициями, которые относятся непосредственно к сфере коммунального хозяйства, но надо понимать, что в эту сферу входит множество услуг, которые смело можно отнести и к другим позициям, не связанным с ЖКХ. Например, ремонт домов и обустройство дворов. Такие услуги включают в себя множество работ, которые нашли свое отражение в других разделах ОКВЭД. Именно это и вводит предпринимателей в некоторое замешательство. По общим правилам для большинства предпринимателей, которые выбрали предоставление коммунальных услуг больше всего подходят такие коды ОКВЭД:

  • 32 — проведение управления недвижимым имуществом;
  • 32.1 — проведение управления по эксплуатации жилого фонда, куда можно отнести сбор платежей за квартплату и другие сборы.

Как видно из данных кодов, они регулируют вторую группу коммунальных услуг, связанных с содержанием, управлением и обеспечением жилищного фонда. Более всего это касается управляющих компаний и ТСЖ.

Самым лучшим советом для тех, кто решил выбрать данную область по выбору кода ОКВЭД будет следующий. Можно обратиться с официальным письмом, оформленным в установленном порядке за разъяснениями, какой код ОКВЭД выбрать для осуществления услуг в определенной области. Лучше обратится в росстат или налоговую инспекцию. Письмо лучше оформить в виде информационного запроса и ждать ответ. После получения ответа, можно начинать заполнять специальную форму, где указывать позицию. Даже в случае непредвиденных обстоятельств, можно будет прикрыться ответом, и объяснить ошибку ответом компетентного государственного органа.

Что такое ТСЖ

Последнее время, правительством нашей страны взят курс на повышение качества коммунальных услуг, и гражданам рекомендуют объединяться и создавать ТСЖ, таким образом решать вопросы, связанные с ремонтом, утеплением дома, обустройством прилегающей территории, самостоятельно. Для того чтобы это было все эффективно, рекомендуется создавать ТСЖ (товарищество совладельцев жилья). Это сравнительно новая юридическая форма, которая призвана заменить не очень эффективные управляющие компании, ведь граждане сами начинают решать свои проблемы, и направлять собранные ими средства по назначению. ТСЖ своего рода организация собственников всех квартир многоэтажного дома, которые выбирают себе директора, ревизионную комиссию, и органы управления, которые отчитываются им, и зависят от общества дома.

Но существуют и некоторые минусы в ТСЖ, которые состоят в следующем:

  • для того чтобы эта организация образовалась, необходимо собрать большой пакет документов, куда будут входить устав, составленный протокол общественных сборов, на котором должно присутствовать более 50 процентов всех владельцев квартир, которые выберут руководящие и контролирующие органы, а сделать это не так просто;
  • люди должны поддержать такое образование, и им нужно разъяснить его положительные стороны, а также отрицательные;
  • законодательство не очень совершенно по таким образованиям, поэтому при проведении государственной регистрации, придется много побегать по различным кабинетам;
  • и последнее, ТСЖ не подходит для старых домов, где последний капитальный ремонт делался лет 20-30 назад, так как пока соберутся необходимые деньги, строение может прийти еще в большую негодность.

Но в любом случае для новостроек это идеальная форма образования, поскольку можно выбирать тех, кто будет делать ремонт, убирать двор и решать другие проблемы, среди большого выбора между предложениями.

Жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает собой широкий спектр деятельности, и относится к прибыльной отрасли. Но предприниматели, которые решаются начать бизнес в этой экономической сфере, начинают сталкиваться с некоторыми проблемами, одной из которых является несовершенство ОКВЭД. Но с этого есть выход, который указан в данной публикации.

Характеристика предприятий ЖКХ, законодательное регулирование их деятельности. Уровни управления в сфере ЖКХ..

Ведущими отраслями ЖКХ являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, и коммунальное хозяйство, которое обеспечивает производство и доведение коммунальных услуг до потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это взаимосвязанная подсистема в общей системе хозяйственного комплекса страны, которая является сложной экономической системой, состоящую из различных структур и подсистем, включающих в себя различные рынки и предприятия разных форм собственности, которые своим функционированием оказывают существенное влияние на благосостояние её населения и экономику страны в целом.

К жилищному фонду относятся «все жилые помещения, находящиеся на территории России, независимо от того, кому они принадлежат, каков правовой режим их использования, каковы основания возникновения права пользования данными помещениями».

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

· частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

· государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ;

· муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Жилищные услуги, производимые при эксплуатации жилищного фонда для поддержания его в соответствующем санитарном и техническом состоянии:

· техническое обслуживание жилищного фонда, включающее в себя ремонтно-эксплуатационные работы текущего и капитального характера;

· вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;

· уборка мест общего пользования и придомовой территории;

· благоустройство жилищного фонда и придомовой территории;

· предоставление информационно-коммуникационного обслуживания, включающего в себя телевизионные антенны и интернет-провайдинг и некоторые др.

Второй жизненно важной подсистемой жилищно-коммунального комплекса является рынок коммунальных услуг, производящий и поставляющий основные коммунальные услуги потребителям. В основе рынка коммунальных услуг лежит коммунальный комплекс, который представляет собой системы коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемые предприятиями коммунального комплекса и обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов. Продуктом коммунального комплекса считаются коммунальные услуги:

· водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;

· сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

· озеленение населенных пунктов;

· ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы;

· летняя и зимняя уборка улиц;

· гостиницы, бани, прачечные;

Многоквартирный дом- совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Индивидуальный прибор учета — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

Товарищество собственников жилья — некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Уровни управления в сфере ЖКХ

Первый уровень

Управление системой жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на трех уровнях: федеральном, субфедеральном и местном уровнях.

Таким образом, полномочия федеральных органов исполнительной власти в ЖКХ представляют собой сферу ответственности государственных органов федерального уровня за определение нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, осуществление программно-целевого государственного финансирования ЖКХ, контроль за использованием федерального финансирования.

Полномочия региональных органов исполнительной власти – это сфера ответственности государственных органов регионального уровня власти за соблюдением федеральных нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, за установление региональных норм в сфере жилищного и коммунального хозяйства, распределение финансовых средств федерального бюджета в соответствии с потребностями территорий, осуществление контрольных функций, установление региональных стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг и тарифов.

Полномочия органов местного самоуправления следует понимать как сферу ответственности муниципальных органов власти за соблюдением нормативно-правовых основ в сфере ЖКХ, предоставление жилищных и коммунальных услуг, установление нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений. К субъектам местного уровня иерархической управленческой структуры относятся департаменты и комитеты жилищно-коммунального хозяйства администраций городов.

Второй уровень

Предоставлением жилищных услуг занимаются предприятия жилищного фонда – юридические лица, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и оказание жилищных услуг. Технологическая специфика коммунального сектора рынка связана с необходимостью обеспечить бесперебойное обслуживание населения и бюджетных организаций. Экономическая специфика коммунального комплекса накладывает некоторые ограничения на применение механизмов хозяйствования свободного рынка. Поскольку главнейшие коммунальные системы жизнеобеспечения современного общества – электроэнергетика, водо-, газо- и теплоснабжение – характеризуются высоким уровнем постоянных издержек.

АСУ ТП

По всему объекту, который необходимо автоматизировать, раскидывается сеть различных датчиков и управляющих устройств. Мощность работы отопительной системы связывается с температурой воздуха снаружи и внутри отапливаемых помещений, работа освещения ставится в зависимость от времени суток и показаний датчиков освещенности, датчики утечки газа и воды соединяются с системами, блокирующими подачу этих ресурсов. Центральным элементом всей системы является контроллер, который работает в точном соответствии с теми алгоритмами, которые заложены в него разработчиками. Именно он определяет, какую температуру воздуха надо поддерживать в тех или иных помещениях, отключать ли освещение в выходные дни, кому и какие сигналы передавать при обнаружении утечки газа или воды.

Задачи автоматизации:

— Централизованный учет потребления различных ресурсов- газа, тепла, воды, электроэнергии.

— Полная автоматизация котельных, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.

— Контроль за энергоснабжением отдельного здания, района или целого города.

— Удаленная диагностика состояния газовых сетей, трубопроводов и других коммуникаций.

Требования по созданию и внедрению систем автоматизации:

— высокая надежность оборудования и ПО;

— низкая стоимость и простота проектирования и технического обслуживания;

— возможность поэтапного наращивания проекта.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ направлена на обеспечение в рамках своих полно­мочий социальных гарантий прав граждан.

ЖКХ является наиболее бюджетоемкой, социально значимой и проблемной сферой деятельности органов местного самоуправ­ления.

Местная власть, создавая конкурентную среду в системе ЖКХ, должна опираться на комплексные целевые исследования в дан­ной сфере и дифференцированно подходить к экономическим и управленческим структурам, работающим сегодня в сфере ЖКХ. Здесь необходимо решить ряд вопросов:

— устранять ли полностью из системы управления жилищным фондом службу заказчика и другие органы местного само­управления, передавая все управляющим организациям, ма­лому бизнесу и т. д.;

каковы сроки проведения реформы, являются ли они доста­точными для становления эффективной системы;

— есть ли ресурсы для осуществления преобразований в дан­ной сфере (материальные, финансовые, правовые, кадровые и т. д.).

Говоря об экономическом развитии малых предприятий в сфе­ре ЖКХ, органам местного самоуправления важно осуществлять следующие мероприятия:

— создать эффективные механизмы поддержки становления и развития малых и средних предприятий в ЖКХ;

— организовать бизнес-инкубаторы для поощрения творческой и предпринимательской активности и начального этапа ста­новления малого предприятия в сфере ЖКХ;

— содействовать созданию рабочих мест и обучению местных жителей новым профессиям и методам работы в сфере управ­ления и обслуживания жилищного фонда.

В становлении малого бизнеса в сфере ЖКХ можно использо­вать зарубежный опыт. Например:

— развивать комплекс самоуправляемых предприятий или ко­оперативов, базирующихся на ресурсах местного сообщества по примеру Европейского Союза; создавать по примеру Британии коммерческие предприятия местного сообщества (КПМС), работающие в коммунальной сфере;

— учредить систему самоуправляемого микротерриториально­го предпринимательства (СМП);

— по примеру США создать корпорацию развития местных со­обществ и т. д.

Критериями, определяющими где есть необходимость формирования новой или сохранения существующей системы управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг, какая из них бо­лее отвечает современным требованиям, являются эффективность и рентабельность работы, качество оказываемых услуг, степень удовлетворения по­требностей населения.

Можно выделить ряд дополнительных критериев поддержки малых предприятий в сфере ЖКХ:

1) отраслевой критерий (приоритетные отрасли данной терри­тории), т. е. отрасли, в которых малое предприятие будет наиболее эффективным и устойчивым;

2) критерий финансового состояния и потенциала (отбираются сильные предприятия, а также предприятия, испытывающие сложности, но имеющие потенциал, профессиональную команду и если не план, то хотя бы идею выхода из кризиса);

3) критерий конструктивности позиции руководства в решении вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо развитие договорных отношений в сфере ЖКХ.

Какой из механизмов лучше — зависит от конкретных обстоя­тельств, от конкретного муниципального образования. Приведем здесь сравнительные характеристики различных механизмов, по­зволяющих органу местного самоуправления сделать выбор в пользу какого-либо из них (табл. 1 ).

Из таблицы следует, что механизмы контракта, рынка или гарантии могут успешно работать только там, где имеется много производителей, из которых можно выбирать.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector