Как начисляется тепловая энергия в многоквартирном доме

Как рассчитывается расход теплоэнергии?.

20 декабря 2016 г.

– В нашем многоквартирном доме общий счетчик учета тепловой энергии. Уже много лет в квитанциях по оплате ЖКХ указано одно и то же количество потребляемых Гкал. Сравниваем с другим жилым домом в этом же городе: там эти показания меняются из года в год. Пожалуйста, ответьте: как должно быть? И если правильно в примере по второму дому, как можно это корректировать?

Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:

Показания общедомового теплосчетчика показывают общее потребление энергии, и расходы должны делиться пропорционально в соответствии с площадью квартир. Если у Вас общая площадь квартиры занимает 1/100 дома, то Вы будете платить 1/100 часть от показаний общедомового счетчика. В показания счетчика входит не только Ваше личное потребление, но и обогрев общедомового имущества, исходя из Вашей доли в общем имуществе ТСЖ. Кстати, очень странно, что в Вашей квитанции из года в год указан один и тот же показатель. Так как двух одинаковых показателей счетчика за два разных года быть не может: температура на улице зимой не повторяется, а расход теплоэнергии рассчитывается в зависимости от наружной температуры. Я предлагаю Вам обратиться в ТСЖ с просьбой разъяснить механизм формирования стоимости услуг и цифры в Вашей квитанции. Или же поднять вопрос о прозрачности оплаты за отопление на общем собрании членов ТСЖ.

Отвечает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева:

Согласно жилищному законодательству, тепловая энергия, поставляемая в многоквартирный дом, учитывается общедомовым счетчиком и используется для отопления жилых помещений, горячего водоснабжения и на общедомовые нужды.

Если собственники жилых помещений решили оплачивать тепловую энергию за фактически поставленное в расчетный месяц количество, то в отопительный период (шесть месяцев: с октября по апрель) объем тепловой энергии на нужды отопления будет являться постоянной величиной. А вот количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и на общедомовые нужды будет меняться из месяца в месяц.

Если же собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме приняли решение о равномерной оплате тепловой энергии в течение календарного года, то, несмотря на показания их индивидуальных приборов учета горячей воды, им ежемесячно будет предъявляться к оплате один и тот же объем тепловой энергии. Однако один раз в год, как правило в конце календарного года, их ждет корректировка на фактические годовые объемы потребления, зафиксированные общедомовым прибором учета тепла.

То есть, подводя итог вышесказанному, корректировать платежи возможно. Собственники должны принять новое решение (об оплате тепловой энергии за фактически поставленное в расчетный месяц количество или же о равномерной оплате тепловой энергии в течение календарного года) и соответственно пересмотреть договор с управляющей компанией или с ТСЖ.

ВС РФ разъяснил, как рассчитывать количество тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды.

Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны. Это касается в том числе случаев заключения договора с управляющей организацией, а не с гражданами напрямую.

Реквизиты судебного акта

ОАО «Пушкинская Теплосеть»

Между ООО «ЭнергоСтройСервисЖилье» (далее — общество, абонент) и ОАО «Пушкинская Теплосеть» (далее — теплоснабжающая организация) были заключены договоры теплоснабжения от 01.06.2006 и 09.10.2014 (далее — договоры). В соответствии с ними теплоснабжающая организация поставляет абоненту через присоединительную сеть тепловую энергию в многоквартирные дома, а абонент принимает и оплачивает ее.

Распоряжениями Комитета по тарифам и ценам Московской области от 19.12.2014 № 155-Р и от 18.12.2015 № 166-Р для потребителей теплоснабжающих организаций установлен двухкомпонентный тариф, состоящий из компонента на теплоноситель (воду) и компонента на тепловую энергию.

Между сторонами договора возникли разногласия относительно количества тепловой энергии, использованной на подогрев коммунального ресурса — горячей воды. Теплоснабжающая организация рассчитала указанный объем на основании показаний общедомовых приборов учета. Общество же посчитало такой расчет неправомерным. Оно исходило из того, что стоимость фактически оплаченного им коммунального ресурса определена теплоснабжающей организацией без учета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, что привело к необоснованному завышению стоимости коммунального ресурса.

Общество обратилось в суд с иском о взыскании с теплоснабжающей организации 5,5 млн руб. (после отказа от части исковых требований — 4 млн руб.) неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой за поставленный коммунальный ресурс.

Позиция судов

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они исходили из того, что объем поставленной на подогрев воды тепловой энергии должен определяться по показаниям исправных приборов учета, ранее установленных абоненту, а не на основании норматива на подогрев. Подобный способ расчета за поставленные коммунальные услуги соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ).

Истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты за оказанные услуги по горячему водоснабжению.

О правильности произведенных ответчиком начислений и примененных методик, по мнению судов, свидетельствует также тот факт, что за период действия договоров теплоснабжения возражений по объему и качеству не поступало. Следовательно, указанные расчеты были приняты абонентом.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Коллегии, нижестоящие суды ошиблись в том, что учитывали при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом.

ВС РФ руководствовался следующей логикой.

Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Указанные нормативные положения в их системном истолковании в судебной практике исключают возложение на управляющую организацию обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23. Формула содержит величину Qiп — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Такая величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, Qiодн в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны.

Ответ Жилинспекции о начислениях за тепло по ОДПУ в д. 36.: разбираем сомнительные моменты.

Я уже рассказывал, что в доме 36 за счет местного бюджета установили общедомовые приборы учета тепла (ОДПУ), а также о том, что подал жалобу в жилинспекцию на управляющую компанию, которая счета за отопление выставляет по нормативу, а не по счетчикам.

Жилинспекция сначала сообщила, что «запросила информацию», потом, что «изучает информацию», и вот, наконец, прислала ответ, с которым я предлагаю Вам ознакомиться и вместе разобрать, где нас, жителей, пытаются ввести в заблуждение.

Напомню, я подал вот такое заявление:==================================== ===
Я проживаю и являюсь собственником жилых помещений квартиры XX в доме 36 микрорайона 1 г. Московский в г. Москве, управление которым осуществляет ООО «Уютный дом».
Согласно контракта Администрации п. Московский № 3500305732516000080 в доме 36 микрорайона 1 г. Московский в г. Москве были выполнены работы по установке общедомовых приборов учета систем центрального отопления и горячего водоснабжения.
Акт о приемке выполненных работ был подписан 03 октября 2016 г. (копию акта прилагаю).

ООО «Уютный дом» производит расчет начислений за тепло по нормативу (платежный документ прилагаю), что является нарушением жилищного законодательства, в т.ч. пп. ж.1 п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предписывающего определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.

В действиях ООО «Уютный дом», по моему мнению, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23.3. «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прошу:
1. Назначить и провести проверку по фактам, изложенным в заявлении;
2. Возбудить дело об административном правонарушении по ст. 7.23.3 КРФоАП;
3. Привлечь виновное лицо к административной ответственности по ст. 7.23.3 КРФоАП;
======================================== ===

Итак, поехали…
1. «В дополнение к ранее направленному ответу».
Складывается впечатление, что раньше мне уже отвечали.
Фактически это не так, т.к. раньше мне всего лишь сообщали о том, что жилинспекция «запросила информацию», потом, что «изучает информацию».

2. «В соответствии с Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.»
Постановление уже отменено. И сначала Жилинспекция цитирует это постановление, а потом указывает, что оно отменено.
Спрашивается, зачем нужно было цитировать? Мое предположение, чтобы придать объему.
Примечание: иногда допускается цитирование отмененных нормативно правовые актов, когда рассматривается проблема, возникшая в период их действия.
Здесь как мы видим, это не так.

3. «При отсутствии ОДПУ тепловой энергии в многоквартирному доме».
Опять «лишняя информация» для объема, т.к. в доме 36 ОДПУ установлен, и об этом я указывал в заявлении!

4. «Согласно представленной информации».
Здесь использована подмена понятий.
Я в заявлении сообщал о том, что ОДПУ тепла установлен, а расчет производится по нормативу.
Соответственно, получив ответ о том, что «запрошена информация», я предполагал, что запрошена именно информация об объемах потребленного тепла.
Здесь, как мы видим, об этом ни слова, а опять не относящиеся к делу фантазии.

5. «В МКД отсутствует индивидуальных тепловой пункт (ИТП)».
Ну да, отсутствует, только к делу это не относится.
Речь-то шла об общедомовом приборе учета тепла!
Примечание: Индивидуальный тепловой пункт устанавливается в дома и используется для получения горячей воды путем нагрева из холодной. Соответственно, в домах с ИТП порядок начислений за тепло совершенно другой.
В нашем доме поставляется и холодная, и горячая вода.

6. «утвержденный решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области».
Вот это проблема, над решением которою «бьются» многие жители нашего поселения и звучит она так:
Какое отношение решение Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области имеет к домам, находящимся на территории ДРУГОГО субъекта Российской Федерации, в г. Москве?
Ну и опять таки, в заявлении не оспаривается объем начисления тепла по нормативу, т.е. это к делу не относится.

7. «расчет платы за отопление произведен исходя из норматива».
Вот эта фраза, вообще, высший пилотаж чиновничьей мысли!
Почему?
Потому что мне сообщают о факте, на который я и подал жалобу.
Вопрос был именно в том, что начисляют по нормативу, а должны по показаниям ОДПУ тепла.

8. «собрания… не проводились».
А они и не должны проводится!
Вопрос начисления платы за потребленное тепло регулируется Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354!
И для его решения не нужно проводиться собрания.

9. «основания для проведения перерасчета за 2016 истекший год не имеется».
Тоже, «высший пилотаж»!
Я об этом не просил, в заявлении речь идет о другом.
Фраза для «объема» и солидности ответа.

10. «разъяснена необходимость проведения корректировки за 2017 год в 1 квартале 2018 года».
Три раза ха-ха и один вопрос: «А как будут производить корректировку?»
Неужели на основании показаний ОДПУ тепла?
А сразу начислять по фактическому объему потребления что мешает?
Хотя, полагаю, дело в другом: УК выставляя счета за тепло «по нормативу» получает от жителей колоссальные суммы, которые, спустя год, перерасчитывает и «возвращает».
Иными словами, мое предположение: управляющая компания безвозмездно кредитуется за счет жителей, «крутит» эти средства и получает дополнительный доход.

Думаю, что делать дальше.
Пока идеи такие:
1. Подать жалобу в прокуратуру округа на окружную жилинспекцию об ответе не по существу поставленных вопросов.
2. Подать жалобу в городскую жилинспекцию на окружную жилинспекцию об ответе не по существу поставленных вопросов.
3. Ну и, собственно, поскольку окружная жилинспекция мне не ответила по существу, повторно обратиться с тем же заявлением.

Больше информации см. в группе ВК «Суды по ЖКХ»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector