Как разместить смету в гис жкх

Как зарегистрироваться на ГИС ЖКХ.

До 1 июля 2017 года все управляющие компании, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации должны зарегистрироваться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ и разместить данные о своей деятельности: отчёты о проведённой работе, данные электронных паспортов МКД, счётчиков и других приборов учёта, планы, сметы, отчёты по мероприятиям, направленным на содержание или ремонт общего имущества в МКД, финансовую документацию и прочую информацию, связанную с многоквартирными домами.

С 1 января 2018 года за нарушение федерального законодательства и неразмещение информации в системе предусматривается административная ответственность.

Напомним, ГИС ЖКХ призвана стать единым информационным ресурсом в сфере ЖКХ. Эта система упростит документооборот между надзорными органами, организациями жилищно-коммунального комплекса и обеспечит доступность информации для потребителей услуг.

На сегодняшний день для неактивных пользователей сети Интернет на базе Школы грамотного потребителя (колледж ЖКХ АГАСУ, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 117) проходят бесплатные курсы, на которых можно научиться пользоваться системой ГИС ЖКХ. Запись по телефонам: 52-45-43, 52-50-21.

До 1 июля 2017 года все управляющие компании, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации должны зарегистрироваться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ и разместить данные о своей деятельности: отчёты о проведённой работе, данные электронных паспортов МКД, счётчиков и других приборов учёта, планы, сметы, отчёты по мероприятиям, направленным на содержание или ремонт общего имущества в МКД, финансовую документацию и прочую информацию, связанную с многоквартирными домами.

С 1 января 2018 года за нарушение федерального законодательства и неразмещение информации в системе предусматривается административная ответственность.

Напомним, ГИС ЖКХ призвана стать единым информационным ресурсом в сфере ЖКХ. Эта система упростит документооборот между надзорными органами, организациями жилищно-коммунального комплекса и обеспечит доступность информации для потребителей услуг.

На сегодняшний день для неактивных пользователей сети Интернет на базе Школы грамотного потребителя (колледж ЖКХ АГАСУ, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 117) проходят бесплатные курсы, на которых можно научиться пользоваться системой ГИС ЖКХ. Запись по телефонам: 52-45-43, 52-50-21.

Внесение информации ТСЖ в ГИС ЖКХ.

Кто должен вносить сведения о домах в ГИС ЖКХ: ТСЖ или УК.

В свете последних изменений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства не утихают споры вокруг того, кто должен вносить информацию в ГИС ЖКХ об управляемых домах: ТСЖ или УК. Дилемма возникает в связи с тем, что нередки ситуации, когда инициативной группой многоквартирного дома создано ТСЖ, но также заключён договор управления или подряда с управляющей компанией. В сегодняшней статье попытаемся разобраться в проблеме и расставить все точки над “i”.

ТСЖ как форма управления

Споры между ТСЖ и УК по вопросу организации деятельности по управлению многоквартирными домами и разделению полномочий между двумя этими организациями вызваны тем, что при заключении между ними договора управления МКД появляются две управляющие структуры. Но это противоречит законодательству, поскольку согласно п.9 ст.161 Жилищного кодекса домом может управлять только одна управляющая организация.

Рассмотрим распространённую на сегодняшний день ситуацию, когда созданные ТСЖ заключают договор управления с УК. В подавляющем большинстве случаев ТСЖ считают, что раз инициативная группа от МКД решила создать в доме такое товарищество, то значит собственники помещений в доме назначили данный способ управления. Но это мнение ошибочное, которое влечёт за собой принятие неверных решений ТСЖ, касающихся организации их финансово-хозяйственной деятельности, и запутывает отношения с РСО.

Да, по закону в любом доме может быть создано ТСЖ (глава 13 и 14 ЖК РФ). Но, так как по жилищному законодательству МКД может управлять только одна управляющая организация, то и вариантов при таком раскладе отношений два:

  • или ТСЖ
  • или управляющая компания

Например, если в доме, управляемым УК, создали ТСЖ, но способ управления остался прежним, то по договору всю ответственность несёт управляющая компания. Если же в доме, управляемым УК, создали ТСЖ и выбрали его как способ управления, в таком случае договор управления с управляющей компанией расторгается и домом управляет ТСЖ.

Согласно пп.4 ст.148 ЖК РФ, нельзя, чтобы домом управляло сразу 2 организации. Поэтому способ управления и организацию должно выбрать общее собрание собственников. Иными словами, создание ТСЖ в многоквартирном доме не ведёт автоматически к установлению способа управления ТСЖ.

Только общее собрание собственников помещений в МКД своим решением должно определить, наделить УК возможностью управлять домом при создании товарищества или поменять способ управления на ТСЖ.

Взаимоотношения ТСЖ и УК

Взаимоотношения ТСЖ и УК определяются договором управления. Алгоритм действий следующий:

  • УК предлагает ТСЖ перечень и смету работ на срок не менее одного года;
  • ТСЖ утверждает помимо перечня и сметы работ также график и объёмы их выполнения, размер платежей жильцов МКД за содержание и текущий ремонт общего имущества дома;
  • В договоре управления прописываются утверждённые смета и перечень работ с графиком и объёмом их выполнения и размер оплаты;
  • УК обязуется выполнять работы согласно условиям договора управления независимо от порядка и величины поступающих денежных средств к ней от собственников и нанимателей помещений в МКД;
  • ТСЖ подписывает с УК ежемесячные акты оказанных услуг и выполненных работ с обязательным указанием их стоимости по смете или с перерасчетом по причине невыполнения работ или некачественного оказания услуг.

ТСЖ в отношениях с УК представляет интересы собственников помещений в МКД (пп.8 ст.138 ЖК РФ) и осуществляет контроль за качеством, объёмами и своевременностью выполнения работ и оказания услуг. Бывают случаи, когда ТСЖ считает, что оно «нанимает» УК и поручает ей вести свой бухгалтерский учёт. Но ни один российский кодекс, ни Гражданский, ни Жилищный не содержит вариантов таких правовых отношений, при которых одно юридическое лицо «нанимает» для ведения своих дел другое.

В п.3 ст.161 ЖК РФ говорится, что способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в доме и может быть переизбран и изменён в любой момент на основании решения. Решение ОСС о выборе способа управления признаётся обязательным для всех собственников и нанимателей помещений в МКД.

При этом, ТСЖ самовольно не может выбрать управляющую компанию для заключения договора управления или подряда для выполнения работ и оказания услуг. В противном случае, многие жильцы МКД могут быть недовольны подобным решением или выбранной УК и обжаловать неправомерные действия ТСЖ.

Поэтому решение об управлении МКД (с созданным ТСЖ) управляющей компанией должно принимать исключительно общее собрание собственников дома. Также решением ОСС собственники могут установить порядок выбора управляющей компании: делегировать право ТСЖ или оставить его за общим собранием.

Если ТСЖ проигнорирует установленный решением ОСС порядок, то решение ТСЖ о заключении договора управления с выбранной им управляющей организацией также может быть оспорено собственниками.

Договор

Если в доме создаётся или уже действует ТСЖ, то товарищество и управляющая компания могут заключить 4 вида договоров:

  • договор управления — при управлении УК многоквартирным домом (ст.162 ЖК РФ), в котором управляющая компания действует от своего лица;
  • договор подряда — договор подряда — при управлении домом ТСЖ, данный документ в Жилищном кодексе прописан как договор о содержании и ремонте общего имущества в МКД (п.6 ст.148 ЖК РФ)
  • договор оказания услуг для ведения бухгалтерского учёта в ТСЖ
  • договор на приём платежей от населения за ЖКУ в адрес ТСЖ

Если домом управляет ТСЖ, то УК не может заключить с товариществом договор управления. В данном случае управляющая компания заключит договор подряда. Этот договор отличается от договора управления (ст.162 ЖК РФ) порядком выполнения и оплаты работ. Здесь все работы оплачивает ТСЖ в порядке, определённом в договоре, и все риски неплатёжеспособности населения ложатся на организацию.

Согласно пп.1.п.1.ст.137 ЖК РФ, ТСЖ обладает правом заключать договор управления МКД и иные договоры, обеспечивающие управление многоквартирным домом, включая содержание и текущий ремонт общего имущества в доме.

Согласно п.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления МКД одна сторона в лице управляющей компании по заданию другой стороны в лице собственников помещений в доме или органов управления товарищества собственников жилья в течение установленного срока за определённую плату обязуется выполнять работы и/или оказывать услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме и предоставлять коммунальные услуги жильцам дома.

ГИС ЖКХ

К нам поступает много вопросов от управляющих компаний о том, кто должен размещать информацию в ГИС ЖКХ: ТСЖ или УК. Исходя из вышеизложенной информации и опираясь на законодательство, можно сделать следующие выводы.

Регистрироваться и размещать информацию в ГИС ЖКХ должна та организация, которая юридически управляет домом. Если у ТСЖ заключён договор управления с УК, то всю информацию будет раскрывать в системе управляющая компания (п.18 ст.7 ФЗ №209). А если у ТСЖ заключён с управляющей компанией договор подряда, то всю информацию будет размещать в системе ТСЖ.

Но здесь нужно сделать сноску и обратить внимание на о, что с 1 августа 2015 года все ТСЖ равно, как и управляющие компании должны в обязательном порядке регистрироваться в ГИС ЖКХ согласно ФЗ №209 от 21.07.2014 года.

ГИС ЖКХ. Нужный или ненужный?.

В конце прошлого года оператор информационной системы «Портал ЖКХ» провел очередной обучающий семинар на тему раскрытия информации об управлении многоквартирным домом в ГИС ЖКХ.

Еще раз из предыстории

Состав информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ , содержится в совместном приказе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.16 г. №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Организация, занимающаяся управлением многоквартирным жилым домом, обязана раскрывать на сайте ГИС ЖКХ информацию о перечне услуг, которые она оказывает собственникам в рамках ведения своей деятельности.

Если более подробно углубиться в изучение законодательства, можно обнаружить, что перечень услуг, о которых идет речь, а также условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждаются на общем собрании собственников помещений. Таким образом, собственники защищены от злоупотреблений управляющими организациями, с точки зрения закона не имеющими права навязывать собственникам дополнительные услуги.

Однако есть все же минимальный перечень услуг, которые обязаны оказывать собственникам управляющие организации, необходимый для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ. Собственники имеют право выбрать какие-либо виды работ (услуг) для управления своим общим имуществом из этого перечня, либо добавить дополнительные виды.

В любом случае, смета расходов и перечень оказываемых в ходе управления многоквартирным домом услуг, должны согласовываться собственниками на ежегодном очередном общем собрании.

Теперь эти данные доступны собственникам еще и на электронном ресурсе ГИС ЖКХ, где они в режиме реального времени могут ознакомиться с ним и узнать, проводили ли они согласование данного вопроса на общем собрании, или пора уже жаловаться на злоупотребления со стороны своей управляющей организации.

Что мы должны увидеть

Вообще, если говорить об этом далеко уже не новом электронном ресурсе, то у собственников помещений в многоквартирных домах, для которых он, собственно и создавался, имеется масса возможностей с его помощью призвать к ответу свою управляющую компанию за неразмещение на нем тех или иных сведений. Но это отнюдь не означает, что нарушенные права собственников будут каким-либо образом восстановлены.

Только у надзорных органов выдастся очередная возможность оштрафовать управляйку, причем в пользу государства, причем из денег самих же жалобщиков (то есть собственников). Поэтому собственники, которые уже оплачивают за свой счет процесс раскрытия информации на сайте (покупка оргтехники, электронного ключа, программного обеспечения, установление программы 1-С с соответствующими приложениями, обучение персонала работе со всем этим, либо привлечение сторонней организации для оказания данных услуг) еще и обязаны нести расходы по оплате штрафных санкций за нарушения данного порядка.

Пользы же от этого ресурса для собственников не так уж и много — возможность в режиме реального времени ознакомиться с информацией, к которой они практически всегда имеют свободный доступ и в рамках своего взаимодействия с управляющей организацией, либо доступ к электронному голосованию, на общих собраниях, которым практически никто не пользуется, поскольку имеет возможность отдать свой голос традиционным способом — расписавшись в бюллетене, либо придя на общее собрание.

Продолжая разговор об объеме подлежащей размещению в сети интернет информации о деятельности управляющей организации, нельзя не упомянуть о списке должников, который тоже размещается на указанном сайте. Теперь любой неплательщик должен понимать, что информация о нем будет доступна всем пользователям сайта ГИС ЖКХ.

Но пользователями сайта могут стать не автоматически все жильцы многоквартирных домов или жители нашей страны. Для получения доступа к сведениям, содержащимся на данном электронном ресурсе, защищенном средствами криптошифрования, гражданин РФ должен зарегистрироваться на портале Госуслуги и получить в установленном законом порядке логин/пароль от личного кабинета. Организации же обязаны приобрести электронный ключ цифровой подписи, действие которого ограничено календарным годом.

Иными словами, для доступа к сведениям на сайте ГИС ЖКХ, которые обязано разместить там некое ТСЖ, любой член этого ТСЖ должен внести в него деньги за процесс размещения сведений, да еще и обеспечить свой собственный доступ на сайт.

Что и говорить, многие граждане предпочитают этими правами не пользоваться, а многие ТСЖ игнорируют требования законодательства по размещению сведений до тех пор, пока позволяет законодательство.

В итоге пока имеется бесполезный информационный ресурс, за пользование которым необходимо платить и для использования которого нужно совершить ряд бесполезных действий. Данный ресурс дает возможность контролирующим органами без каких-либо усилий находить повод для наказания управляющих организаций, что опять же ложится бременем на собственников жилья, и позволяет надзорным органам чувствовать свою полезность и значимость.

Единственным положительным моментом во всей этой истории является тот факт, что имевшееся ранее у собственников право не оплачивать жилищно-коммунальные услуги, в случаях неразмещения платежных документов в ГИС ЖКХ, которое должно было вступить в силу с 1 января 2018 года, отменено. Он говорит о том, что данная инициатива никому не нужна, и законодатели вовремя это поняли и решили не накалять социальную напряженность.

Ведь собираемость средств по коммунальным платежам пока далека от идеала, так еще и давать неплательщикам законный повод не производить оплату фактически потребленных ресурсов из-за невыполнения невыполнимых по сути требований, да еще и накануне президентских выборов, было бы слишком неполиткорректно.

В этом случае власти в который раз уже подтверждают бесполезность данного ресурса, на разработку и поддержку которого, между прочим, потрачены немалые бюджетные средства.

Если у кого-то после прочтения данного материала создастся впечатление, что проект ГИС ЖКХ того и гляди совсем упразднят, то этих людей ждет большое разочарование. Проект поддержан на высшем уровне, решено продолжать его развивать. Так что от штрафов за невыполнение законных требований о необходимости размещения на сайте информации, не удастся избавиться.

Другой вопрос в общественной опасности деяния по неразмещению информации на ресурсе, которым его потенциальные пользователи не пользуются. Ведь ответственность предусмотрена немаленькая, а разумность и соразмерность ее масштабу вреда, нанесенного обществу либо кому-то еще, под большим вопросом.

И ответа на этот вопрос мы, очевидно, не получим скоро. Ведь так приятно иметь рычаг воздействия просто так. Налог на воздух….

Теги: ГИС ЖКХ. Нужный или ненужный?, ГИС ЖКХ, ГИС, ЖКХ, портал ЖКХ, семинар, обучающие семинары, многоквартирный дом, законодательство, Госуслуги, ТСЖ, электронный сервис, электронный ресурс

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector