Какие есть отделы в жкх

Какие есть отделы в жкх.

Финансовую деятельность предприятий ЖКХ характеризует показатель доходов. Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников:

арендная плата за нежилые помещения;

сбор с арендаторов;

средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;

целевые сборы за коммунальные услуги;

Размер квартирной платы устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения. Порядок формирования жилищно-коммунальных тарифов определен в Постановлении КМ Украины “Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий”. Калькуляционной единицей является 1 кв. метр общей площади квартир дома. Размер тарифов (нормативных расходов, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) определяется по каждому дому отдельно, в зависимости от количественных показателей фактического предоставления услуг.

Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории населенного пункта (город, район и др.), от назначения помещения, характера деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором на аренду, исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 кв. м общей площади дома. Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 кв. м жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.

Гражданские права и обязанности по оплате жилищно0коммунальных услуг возникают на основании закона и (или) соглашения (договора). В соответствии со ст. 638 Гражданского кодекса Украины договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг считается заключенным только в том случае, если между сторонами договора будет достигнуто согласие по всем условиям договора. Такими существенными условиями договора о предоставлении ЖКУ являются:

— исчерпывающий перечень ЖКУ, тарифы и их составляющие, общая стоимость услуг;

— порядок оплаты за потребленные ЖКУ;

— порядок перерасчета размера платы за ЖКУ, в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;

-права и обязанности сторон;

-порядок контроля и отчета сторон;

— порядок измерения объемов и определения качества предоставления услуг;

— определение точек распределения, в которых происходит передача услуг от исполнителя (производителя) потребителю;

— порядок обслуживания сетей и распределения полномочий по их эксплуатации и возобновлению (ремонту);

-условия доступа в квартиру, дом, помещение, на земельный участок для устранения аварий, неполадок, обзора сетей, снятия контрольных показателей средств учета;

— порядок осуществления ремонта;

-ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора;

— порядок решения споров;

— перечень форс-мажорных обстоятельств;

— срок действия договора;

— условия изменения, пролонгации, прекращения действия договора;

— дата и место заключения договора.

Если договор о предоставлении ЖКУ не содержит хотя бы одного из приведенных выше существенных условия, такой договор считается незаключенным.

Одной из основных проблем формирования доходов предприятий жилищного хозяйства является нерегулярность оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (таблица 7.3).

Таблица 7.3 – Оплата населением жилищно-коммунальных услуг

СТРУКТУРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (ЖКХ).

к.э.н., доцент Анопченко Татьяна Юрьевна

В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство. К объектам городского благоустройства относятся дорожные покрытия (булыжные, щебеночные, асфальтовые, асфальтобетонные, плиточные и др.), тротуары всех типов, мосты, путепроводы, эстакады, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, газоны), уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега. Хотя в последние время вопросами благоустройства занимается предприятие «Чистый город».

В системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.02 г. более 580 млрд. руб. — четвертая часть национального достояния страны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах — на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

В настоящее время в строительном комплексе функционирует более 156 тыс. организаций и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных организаций; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли сегодня составляет свыше 11 млн. человек.

Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

Среди множества проблем, требующих решения ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ — необходимое звено реформы ЖКХ.

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» (далее ФЦП) на 2002-2010гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Основными задачами этой программы являются:

— финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого выдерживания установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

— формирование инвестиционной привлекательности предприятий жилищно-коммунальной сферы путем создания эффективных процедур тарифного регулирования жилищно-коммунальных предприятий — естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающей их в сокращении затрат и ресурсов; развитии деятельности по управлению муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры с привлечением частного бизнеса на условиях концессионных соглашений;

— обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, в основном на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Подпрограммой определены следующие организационно-управленческие и финансовые механизмы, обеспечивающие эффективную работу предприятий ЖКХ:

— Реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ

— Обеспечение мер адресной социальной защиты населения с использованием социальных счетов

— Рыночные механизмы функционирования ЖКХ.

— Формирование условий для привлечения инвестиций в модернизацию ЖКХ.

Главным условием успешной реализации основных положений ФЦП «Жилище» является создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах, претензиях к их качеству, учета потребителей услуг и финансовых потоках для всех поставщиков жилищно-коммунальных услуг и контролирующих инстанций любого уровня. До сих пор подобная информация доступна лишь из государственной и ведомственной отчетности за прошедший период и не всегда отражающих реальное состояние дел. Это затрудняет взаимоотношения между организациями, производителями услуг, и организациями, предоставляющими услуги населению. Это же мешает оценить реальное положение дел и служит непреодолимым барьером привлечения инвестиций частного бизнеса в сферу ЖКХ.

Существует проблема: действующая система отчетности обеспечивает сбор основных сведений о деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, на территории Российской Федерации. Однако, настоящее состояние системы отчетности характеризуется низким уровнем автоматизации, отсутствием оперативного обмена между органами управления и предприятиями ЖКХ, следствием чего является недостаточная оперативность получения информации, ограниченная возможность использования имеющейся информации органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами. Отсутствие оперативной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности ЖКХ в органах государственной и исполнительной власти всех уровней, приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям.

Кроме того, создаваемая система обеспечения адресной социальной защиты населения, должна строиться на основе достоверной и оперативной информации от предприятий ЖКХ (база данных о населении — потребителя услуг).

Необходимость получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации предприятий ЖКХ настоятельно требует внедрения новых информационных технологий. Внедрение таких технологий не сводится только к установке вычислительной техники на предприятиях. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативно-правового обеспечения системы и обмена данными с другими внешними системами.

Другой проблемой, на решение которой направлено создание комплексной автоматизированной системы (КАС) ЖКХ, является проблема взаимодействия различных автоматизированных информационных систем (БТИ, Земельный кадастр, Государственный реестр населения, ГАС «Выборы», Казначейство и т.д.) используемых на муниципальном уровне. Создаваемые в органах исполнительной власти, АИС формируются на основе выработанных каждым органом государственной власти методических принципов, технологий сбора и использования информации, неунифицированных информационно-лингвистических средств. Все это значительно усложняет автоматизированное информационное взаимодействие между различными АС муниципального и регионального уровня. КАС ЖКХ является территориально-распределенной информационно — телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, баз данных потребителей услуг(населения и юридических лиц). Система должна обеспечивать информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Система должна осуществлять эффективное информационное взаимодействие с другими автоматизированными информационными системами, разрабатываемыми в рамках программы информатизации РФ. КАС ЖКХ включает: информационный ресурс; средства информатизации — программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных и обеспечивающие доступ к ним; единое информационно-лингвистическое обеспечение; организационно-правовое обеспечение ее создания и функционирования.

К потребителям информации КАС ЖКХ относятся: население, органы государственной власти, предприятия жилищно-коммунального комплекса, инвестиционные компании, банки, любые другие организации и частные лица, имеющие интересы в данной области хозяйственной деятельности

КАС ЖКХ строится на основе действующих государственных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, и обеспечивает необходимую информационную поддержку принятия решения органами государственной власти. КАС ЖКХ не требует коренного изменения существующей нормативной базы и организационной структуры системы хозяйственной деятельности отрасли, а создает необходимые предпосылки для совершенствования этой системы.

КАС ЖКХ является значительной частью системы государственных информационных ресурсов Российской Федерации.

Структура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания

Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения занимают особое место в развитии народно-хозяйственного комплекса любого государства. Они не определяют формирование национального продукта государства, не имеют решающей силы в пополнении бюджета. Тем не менее с уровнем их развития сталкивается любой гражданин государства и от оценки, которую он даст зависит решение многих проблем, на первый взгляд, совсем не связанных с жилищным и бытовым обслуживанием. Ярким примером может служить та оценка, которую дают нашей сфере обслуживания, иностранные партнеры.

Жилищное хозяйство – это отрасль, созданная для удовлетворения одной из жизненно необходимых потребностей существования человека – в жилище.

В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Украины (ЖКУ), жилые дома, а также жилые помещения в других зданиях образуют жилищный фонд, включающий:

— государственный жилищный фонд – жилье принадлежит государству;

— общественный жилищный фонд – жилье принадлежит кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и другим общественным организациям;

— фонд жилищно-строительных кооперативов – жилье принадлежит жилищно-строительным кооперативам;

— частный жилищный фонд – жилье принадлежит гражданам на правах частной собственности.

Таблица 7.1 – Средняя стоимость жилья в разных городах

Украины (дол. за кв. м)

Безусловно, отечественное ЖКХ и бытовое обслуживание значительно отстают от мировых стандартов. О неразвитости этих сфер говорит хотя бы численность занятых в ЖКХ и бытовом обслуживании (таблица 7.2).

Таблица 7.2 – Численность занятых в ЖКХ и бытовом обслуживании

По состоянию на начало 2002 г. более 13% населения не имели отдельного жилья. Ежегодно очередь на получение жилья увеличивается на 150-200 тыс. семей.

Структура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)

Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и муниципальный жилищный фонд, занимающий около 75 % всего жилого фонда городов и 25 % личной собственности граждан. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков.

Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, АПК, транспортных и строительных организаций. Это так называемый ведомственный жилой фонд.

Жилищное хозяйство городов состоит из жилого фонда, обобществленных дачных фондов, ремонтно-строительных, снабженческих, транспортных и других организаций, обслуживающих жилищное хозяйство.

В городах жилищное хозяйство рассматривают в комплексе со всеми предоставляемыми услугами. Именно поэтому говорят о жилищно-коммунальном хозяйстве. В состав ЖКХ входят:

— жилищно-эксплуатационные организации (управления, конторы);

— санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, санитарная очистка).

Организация ЖКХ строится на следующих принципах:

а) эксплуатация жилищного фонда осуществляется по договору найма с квартиросъемщиками и аренды с арендаторами;

б) жилищное хозяйство осуществляет эксплуатационную деятельность на началах самоокупаемости расходов по содержанию жилья. Однако квартплата сегодня покрывает только текущие расходы предприятий ЖКХ;

в) строительство нового жилья осуществляется за счет средств бюджета и средств частных строительных фирм.

Деятельность организаций ЖКХ регламентируют следующие нормативные документы: “Примерный перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий и ремонту помещений”; “ Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг по обслуживанию жилого сектора”; ”Типовые нормы времени и нормы обслуживания для работников производственного персонала, занятого содержанием жилого фонда” и др.

ЖКХ Украины должно учитывать опыт развития соответствующих служб стран с рыночной экономикой. Во многих городах развитых стран упраздняются муниципальные службы уборки мусора, а на высвобождающиеся деньги нанимаются частные фирмы, которые обязуются убрать мусор, соблюдая конкретные требования, оговоренные в контракте, и получая обусловленную им плату. Городские власти, естественно, стремятся заключить контракт с фирмой, предлагающей наиболее выгодные для города условия. Переход к такой системе позволяет в ряде случаев снизить затраты на уборку мусора примерно наполовину.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 520 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector