Реформа ЖКХ.
1 апреля управляющим компаниям станет не до шуток
Уже 1 апреля в России может заработать прямая оплата коммунальных услуг поставщикам ресурсов, хотя интрига сохраняется
О реальной коммуналке и воображаемом общепите
Реакцию игроков рынка ЖКХ на инициативу введения прямых договоров «Э-У» представил директор первоуральской УК «Даниловское» Константин Болышев
Кривая коммунальных возможностей
О преимуществах и недостатках прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и жильцами многоквартирных домов
ЖКХ меняется. Когда оно изменится?
Сегодня уже нельзя сказать, что «ЖКХ — это черная дыра», в которую государство бесконечно и безрезультатно вкладывает огромные средства. Вместе с тем, в общественном пространстве имидж ЖКХ остаётся прежним – средства массовой информации пишут о разгуле коррупции, нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на развитие Для того чтобы вместо «ЖКХ меняется» мы смогли с полной уверенностью сказать: «ЖКХ изменилось!» — необходимо сделать семь вещей
Прибыль ЖКХ ставят под контроль
Правительство РФ опубликовало Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Большинство граждан — 63 процента — считает стоимость услуг ЖКХ завышенной, сказано в частности документе, задача которого состоит в том, чтобы отрегулировать одну их самых сложных и социально значимых отраслей экономики
Реформу скрипом не ускоришь
Реформа ЖКХ идет. Ее темпы не ускорить, если ставить задачу только «поскрипеть» на бумаге или в интернете, назначив «пассивными стрелочниками» практически всех, кто проводит огромную работу, ежедневно занимаясь решением проблем отрасли
Пока крыша не рухнет
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья тормозит по многим причинам. Исследование Общероссийского народного фронта выявило основные — отсутствие единого центра принятия решений, непрозрачность самой программы расселения, незаинтересованность регионов и Фонда содействия реформированию ЖКХ
Управляющим денег не давать
Огромные неплатежи в ЖКХ — это скорее миф, поддерживаемый недобросовестными управляющими компаниями и ресурсниками. Просто все денежные потоки в отрасли должны быть упорядочены и прозрачны
ЖКХ. Реформа. Дому нужен хозяин.
Источник: www.zrpress.ru
Отсчет реформе жилищно-коммунального хозяйства России надо вести не с 2005 года, когда был принят Жилищный кодекс, а с 90-х годов, когда россияне начали приватизировать свои квартиры. Так утверждает Александр СМЫШЛЯЕВ, координатор совета Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном округе.
— Хотя законы по реформе ЖКХ были приняты более десяти лет назад, она с тех пор мало продвинулась. И не потому, что люди у нас плохие, а потому, что не знают, как и что делать. Государство не озаботилось тем, чтобы информировать население о принципах жилищной реформы, о предполагаемых федеральных инвестициях. Не входит просвещение населения и в обязанности ЖКХ. Значит, нужны инициативные люди в каждом регионе. В 2006 году группа специалистов создала нашу коалицию содействия реформе.
— Складывается впечатление, что население не информируют сознательно. Кому-то нужно, чтобы реформа ЖКХ прошла при полной пассивности россиян и бурной активности прорвавшихся к кормушке.
— Я не исключаю присутствие корыстного интереса. Возьмем ситуацию во Владивостоке на ул. Толстого, 38 или вообще точечную застройку города. Я не понимаю принципа, по которому новые дома подключаются к старым, полуразрушенным сетям. Их дороже ремонтировать, чем подводить новые сети.
Возможно, кто-то из специалистов просто растерялся. Мне говорили толковые и порядочные люди в ЖКХ: мы работаем по принципу пожарной команды. Горит — тушим. Обвалилось, прорвало — ремонтируем. У нас нет менеджеров, которые были бы способны работать на перспективу, разрабатывать долгосрочные программы. Например, в мэрии Владивостока жилищным хозяйством занимаются несколько человек. Какой с них спрос, если в городе 5000 домов. Мы в одном доме, где 23 квартиры, пять раз проводили собрание, чтобы объяснить, что такое реформа и для чего нужно товарищество собственников жилья. А что делать тем домам, где по 200 квартир? А если домов в городе тысячи? Вот так и идет реформа ЖКХ — как придется, без какого-либо плана.
— Тем не менее, реформа ЖКХ где-то идет успешно?
— Да, мы анализируем ход реформы в России. Побывали в Ангарске, который славится успехами. Проводили семинары в Южно-Сахалинске, Александровcке-Сахалинском, Петропавловске-Камчатском, Паратунском районе.
— Это те семинары, за которые вы получили благодарственное письмо от Камиля Исхакова, полномочного представителя Президента РФ на Дальнем Востоке?
— Да. А теперь готовимся к семинару в Арсеньеве, куда приедут руководители из Лесозаводска, Анучино, Кавалерово. Мы поняли, что помимо населения надо информировать о реформе администрацию муниципальных образований, и провели уже пять выездных семинаров. Грустно, что мы не получаем поддержки от администрации Владивостока, хотя не просим зарплат, а только минимальной помощи с помещением и моральной поддержки.
— А во Владивостоке кто-нибудь учит на домоуправа?
— Не слышал такого. Наш центр проводит семинары для жителей. Одно время мы собирались в библиотеке Фадеева. Желающих много было, но финансы наши ограничены, и мы свернули эту работу. Граждане продолжают обращаться к нам: «Хотим учиться!». Сейчас мы в нашем крохотном помещении собираем по 10-15 человек и читаем лекции. Наш телефон 26-96-06. Отправили в администрацию Владивостока письмо за 110 подписями с просьбой организовать семинары по реформе ЖКХ и получили ответ, что они не видят в городе желающих учиться.
— По замыслу разработчиков реформы, в сфере ЖКХ должно возникнуть множество предприятий малого бизнеса. У нас же ЖКХ по-прежнему остается в руках муниципалитетов. Это понятно, кто захочет выпускать из рук немалые платежи населения?
— Да, все работают по старинке. Более того, 4 июля сего года приходим на заседание в Москве, в Минэкономразвития. Министр Яковлев нам докладывает: «Мы создали, мы разработали, мы будем выполнять». Они видят в реформе ЖКХ только себя, в лучшем случае муниципалитеты. Народ, инициативных людей они не видят своими соратниками. Хотя кто лучше жильцов знает, какие у них нужды и в какой цвет красить дом.
— Сейчас идет много разговоров о государственном финансировании ремонта жилья.
— Я сомневаюсь, что Владивосток получит эти деньги. Правительство утвердило 12 пунктов, которым должен по закону соответствовать муниципалитет. Например, в Тюмени на деньги города и спонсоров воплощается в жизнь программа реконструкции жилья. Потому Тюмень выиграла конкурс, будет получать еще и федеральное финансирование. А у нас затишье.
— Инициативные жильцы, создавшие ТСЖ, сталкиваются с диким сопротивлением монополистов — поставщиков тепла, воды, электроэнергии. Это разве нормально?
— На своих семинарах мы учим, что делать в таких ситуациях. К нам приходят специалисты Дальэнерго, мы объясняем, как работать с населением по закону. Нельзя выставлять для ТСЖ тариф как для промышленного предприятия! Но скажем прямо: власть в Приморье устранилась от этих проблем. Антимонопольное управление участвует в наших семинарах, и это большое подспорье. В любом случае жильцам надо объединяться. Наша коалиция потому и создана, что в одиночку реформу ЖКХ не сделать.
Тихоокеанская коалиция имеет свой научно-экспертный совет, который разрабатывает практические программы для муниципалитетов. Мы отправляли полпреду К. Исхакову анализ состояния реформы ЖКХ в ДВФО, письмо о необоснованности тарифов в Петропавловске-Камчатском и многое другое.
— Приходилось бывать на собраниях жильцов — это стихия! Аморфная масса, которую невозможно направить на какую-то конкретную мысль.
— Между тем собрание жильцов было, есть и будет высшим органом управления домом. Людей надо учить работать на собрании, а то некоторые считают: нарисуем итоги собрания — и будем управлять домом!
Мое личное мнение — все три способа управления домом, предусмотренные реформой ЖКХ, не самые лучшие. Только частное домовладение эффективно. На днях прозвучало на уровне правительства, что в России будут строиться доходные дома. То есть коммерсант строит и сдает в наем. До революции в России вся интеллигенция, военные, служащие жили в таких домах. Это считалось престижным. А у нас коммерсанты заломят дикие цены, чтобы все затраты на строительство дома окупились уже завтра, а еще лучше — вчера. Если будет принят закон о доходных домах, я надеюсь, что там будут прописаны механизмы, учитывающие ненасытный аппетит домовладельца. В Москве Лужков уже построил муниципальный доходный дом.
— Может быть, так начинается создание фонда нового социального жилья в России?
— В развитых станах социальное жилье — комфортабельное, удобное — составляет до 40% жилищного фонда. У нас на уровне правительства прозвучало: к какому-то году оставить 10% социального жилья. И это при огромной армии людей, живущих за чертой бедности!
— Но они же приватизировали жилье, значит, уже собственники?
— Да, но я против такой приватизации. Люди обрадовались, что бесплатно, а в самом деле взвалили на себя непосильную ношу. Ветхое жилье, огромная квартплата. Вот и растут задолженности у пенсионеров и многодетных семей. Такое жилье лучше деприватизировать обратно, чем потерять его вообще.
— Складывается впечатление, что реформой ЖКХ правительство хочет сбросить с себя ответственность за жилье, которое оно много лет не ремонтировало. Пусть, мол, теперь новые собственники расхлебывают.
— Как бы то ни было, что-то делать надо, а то у нас ветхие дома скоро будут на головы падать. 70% жилья изношено, 20% — ветхого. Хорошо, что реформа запущена, и сделать её надо как можно быстрее. Что мешает нам создавать альтернативные управляющие компании? Например, в доме есть парикмахерская. Пусть этот бизнесмен заодно возьмет на себя управление домом. Ему же выгодно! Пусть у каждого дома будет хозяин.
Наталья Дека, «Золотой рог», №70, 2007 г.
Мин ЖКХ: Зачем нужна мусорная реформа?.
Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления ТКО основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев ТКО размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Следовательно, полигонная система захоронения отходов не выполняет требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.
В Свердловской области полигонов для размещения образуемых отходов не имеют 28 муниципальных образований, 47 муниципалитетов используют для этих целей свалки, абсолютно не соответствующие природоохранному законодательству. Полигоны же, включенные в государственный реестр, то есть признанные законными, есть только в 30 муниципальных образованиях.
При такой системе, когда не реконструируются полигоны и свалки переполнены отходами, решение вопросов переработки ТКО, равно как и экономии природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду, не представляется возможным.
Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами – системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.
Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах Правительства Свердловской области к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов.
В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Последних на сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 200 единиц.
В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики, основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается.