Когда началась реформа жкх в россии

Реформа ЖКХ в России.

Реформа ЖКХ в России проводится Правительством Российской Федерации. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

Содержание

[править] Предпосылки

За годы экономических реформ [когда?] в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 % [нет источника] .

Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильём, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.

Согласно расчётам, проведённым в 2002 году, стоимость реформы ЖКХ оценивалась в 3 триллиона рублей [1] .

[править] Направления реформы

Организаторы реформы выделяют основные направления её реализации:

  • перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения;
  • привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий;
  • модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства;
  • формирование института эффективного собственника;
  • капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • внедрение энергоэффективных технологий в отрасли;
  • сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в силу 1 марта 2005 года, а также Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» [2] , многоквартирный дом — это коллективная собственность собственников помещений в нём. Таким образом, владельцы квартир владеют ещё и домом в целом, несут ответственность за его состояние и обязаны своевременно обеспечивать проведение капитального ремонта. Для этого Жилищный кодекс наделил собственников широким спектром прав. Однако в ходе приватизации дома передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт требуются значительные средства, которых у собственников нет. Кроме того, у собственников нет навыков управления домом.

В процессе внедрения в систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечёт увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом, для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.

[править] Совместный инвестиционный проект

16 сентября 2009 года Министерство регионального развития Российской Федерации от лица Правительства Российской Федерации подписало соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении займа на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах России в рамках совместного инвестиционного проекта «Реформа ЖКХ в России». Заёмные средства в размере $200 миллионов были на безвозмездной основе переданы десяти городам-участникам проекта. Все обязательства по возврату займа взяло на себя Правительство Российской Федерации. Участниками совместной программы МБРР и Правительства РФ стали города: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула и Чебоксары, резервные города — Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец [3] .

Руководителем совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» является Александр Дмитриевич Григоров.

[править] Перечень работ в городах-участниках проекта

Перечень планируемых работ в городах-участниках совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» [3] :

  • Братск:
    • реконструкция КОС, устройство Главного канализационного коллектора на участке автодороги Братск-Падун до КОС (2-я очередь);
    • создание централизованной системы учёта, мониторинга и управления тепловодопотреблением в жилищном фонде города Братска;
    • проектирование, поставка и монтаж индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).
  • Оренбург:
    • реконструкция Южно-Уральского водозабора в городе Оренбурге, устройство водопроводных очистных сооружений поверхностного источника (р. Урал) проектной мощностью 100 тыс. куб.м / сут.
  • Саранск:
    • строительство новой линии очистных сооружений городского округа Саранск;
    • создание централизованной автоматизированной системы учёта, мониторинга и управления тепловодопотреблением в жилищном фонде (АСМ ЖКХ).
  • Чебоксары:
    • внедрение автоматизированной системы учёта и регулирования потребления воды и тепла в многоквартирных домах города Чебоксары;
    • строительство комплекса сооружений по обработке осадков на очистной водопроводной станции «Заовражная» города Чебоксары;
    • реконструкция Загородного коллектора на участке от развязки автодороги «Вятка» до входной камеры перед ГУП «БОС» города Ново-Чебоксарска.
  • Волжский:
    • реконструкция самотечного канализационного коллектора № 9 диаметром 1 000 мм от КНС-5 до КНС-9;
    • реконструкция биологических очистных сооружений, реконструкция здания решёток;
    • реконструкция кабельных линий 6 — кВ (4Л, 7Л) от подстанции «Городская-1» до РП-7 города Волжского общей протяжённостью 3,28 км.
  • Набережные Челны:
    • капитальный ремонт кольцевых сетей водоснабжения;
    • капитальный ремонт самотечных коллекторов хозяйственно-бытовой канализации в северо-восточном районе города;
    • реконструкция разводящих сетей водоснабжения;
    • реконструкция напорных коллекторов КНС-5, КНС-6 с переключением в разгрузочный коллектор по Автозаводскому проспекту;
    • переключение стоков КНС больничного комплекса, КНС17 микрорайона на КНС 17А юго-западной части города.
  • Новокуйбышевск:
    • реконструкция очистных сооружений города Новокуйбышевска.
  • Иваново:
    • реконструкция канализационных очистных сооружений в д. Богданиха (городской округ Иваново);
    • автоматизированная беспроводная система сбора и обработки данных коммерческого общедомового учёта и контроля холодного водоснабжения в городе Иваново.
  • Нефтеюганск:
    • реконструкция тепловых сетей по ул. Жилая от МК-1 до УМ-11А Сург. города Нефтеюганска (I, II очереди строительства).
  • Тула:
    • водоснабжение пос. Скуратовского и Менделеевского Центрального района города Тулы;
    • жилая застройка в Скуратовском микрорайоне города Тулы (магистральные сети и сооружения) и жилая застройка IV С-В в микрорайоне города Тулы (магистральные сети).

60 Реформа жилищно-коммунального хозяйства России.

Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др. На долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн рублей. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В ЖКХ сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям. Начиная с середины 1990-х годов в связи с общими процессами реформирования российской экономики, переводом ее на рыночные механизмы функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве были также начаты реформационные процессы. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002-2010 годы) федеральной целевой программы «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года. Основной целью реформы было обозначено преодоление кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных методов управления на экономические. С 1997 года до настоящего времени в ЖКХ России идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно- коммунальных услуг потребителями. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 года №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В большинстве регионов тарифы уже доведены до стопроцентной величины. Вместе с тем, в рамках реформы были предусмотрены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%, предоставляются бюджетные субсидии. Субсидиями пользуются около 14% российских семей. В отрасли также сохранена система предоставления льгот отдельным категориям граждан (порядка 40 млн. человек). Благодаря предпринятым в рамках реформы мерам удалось улучшить финансово-экономическое состояние предприятий и организаций ЖКХ, ввести систему экономической мотивации деятельности.

61 вопрос. Механизм рынка труда и условия его формирования

Развитие рыночных отношений в современной экономике вносит существенные коррективы в механизм занятости, рождает множество вопросов о процессах и механизмах, обусловливающих эффективное функционирование рыночной системы в трудовой сфере, решение которых требует проработки теоретических подходов к рынку труда. Надо заметить, что признание рыночных отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике не привело к методологической четкости в анализе данного явления.

Стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной зарубежной макроэкономике предпосылок его анализа. Предпринимаются попытки встроить западные экономические модели в рамки современной российской концепции рынка труда. Собранные российскими экономистами эмпирические данные довольно противоречивы и позволяют поставить под сомнение правоту некоторых из них. Предлагаются принципиально новые, российские подходы к изучению этого рынка и его механизмов. Однако разработка целостной социо-экономической концепции рынка труда и трудовых отношений пока дело будущего. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.

Прежде всего, на наш взгляд, следует рассмотреть различие таких понятий как «труд» и «занятость», т.к. данные категории отнюдь не синонимы. Тем не менее встречаются высказывания, в которых они путаются. Так, Закон о занятости трактует занятость как «это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей .»[1]. Иными словами, речь идет о деятельности по производству материальных благ и услуг, т.е. о производственной деятельности. Между тем, в сфере производства и в сфере услуг известен лишь один вид деятельности — труд. Объявляя занятость деятельностью, законодатель практически допускает отождествление занятости с трудом. На наш взгляд, более верна точка зрения тех экономистов, которые четко делят рассматриваемые понятия: труд – это деятельность, протекающая в рамках определенного периода рабочего времени; занятость — в отличие от труда, не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте[2]. Как и всякая деятельность, труд прерывен, он периодически перемежается другими видами деятельности, отдыхом. В то же время отношения занятости не прерываются до тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь связь с каким-то рабочим местом — быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или нет. Данную мысль поддерживает Э.Саруханов: «Занятость создает человеку лишь экономическую возможность получить конкретное рабочее место, обеспечивает его участие в труде, являясь предпосылкой начала трудовой деятельности»[3]. Справедливо, на наш взгляд, отметив данное различие, автор делает вывод, что отношения, в которые вступают люди по поводу рабочих мест (отношения занятости), прекращают свое действие и во времени, и в пространстве, как только человек приступает к работе, после чего начинается новый этап — трудовая деятельность, подчиненная другим социально-экономическим законам, тем самым, проводя черту между единовременной продажей трудовых услуг и их каждодневным использованием. Отсюда автор делает вывод о неправомерности использования понятия рынка труда. Так, по мнению Э.Саруханова, использование понятия “рынок труда” оправдано для описания и систематизации внешних факторов, а не для исследования причинно-следственных связей реальных экономических явлений и процессов. Для этих целей следует рассматривать «рынок занятости». Автор указывает, «что на рынке продается не труд, а способность человека к труду, что функционирует не рынок труда, а рынок занятости»[4].

.

Navigation

Sub Navigation

РЕФОРМА ЖКХ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Реформа ЖКХ началась в 1990-е годы. При этом была задана главная целевая установка: бездотационность жилищно-коммунального хозяйства.
По прошествии нескольких десятков лет поставщики жилищно-коммунальных услуг по-прежнему ориентированы на взаимодействие не с потребителями, а с бюджетом. И это будет продолжаться, пока хотя бы 20% средств поставщики будут получать не от потребителей. Несмотря на настойчивое внедрение федеральных стандартов, в российских городах сохраняется бюджетное дотирование различных услуг.

Коммуникации изношены, дома ветшают, небольшие средства, выделяемые на капитальный ремонт, зачастую используются не по назначению. Службы заказчика не хозяйствуют, от жилья отчуждены не только наниматели, но и собственники, которые воспринимают любое увеличение собственной доли платежей, как грабеж.

Граждане настолько привыкли к иждивенчеству, что даже собственники жилья согласны образовать товарищество собственников и взять на себя ответственность за свою собственность исключительно при условии передачи им городом приносящей доход недвижимости.

При всех очевидных проблемах в области ЖКХ нельзя сказать, что годы реформ прошли в России зря. Разработаны основные направления, отрабатывается нормативная база. На сегодняшний день можно подвести промежуточный итог проводимых реформ.

Итоги реформы ЖКХ

1. Приватизация жилья оживила вторичный рынок жилья. Вместе с тем приватизация жилья без приватизации жилищных расходов не создала ответственного собственника.

2. Повсеместно происходит процесс разделения функций заказчика и подрядчика, что позволило приватизировать деятельность по техническому обслуживанию (в Москве едва ли не все 100% жилья обслуживаются частными предприятиями). Однако заказчиками по-прежнему остались государственные унитарные предприятия (ДЕЗы), являющиеся монополистами на своей территории. Эффективность же конкурсов на техническое обслуживание весьма сомнительна.

3. Доля расходов населения в оплате жилищно-коммунальных услуг за семь лет выросла с 4 до 50–60%. При этом не изменилось и качество оказываемых услуг Дальнейшее увеличение платежей встречает возмущение: за что больше платить – за холодные стены и дырявые трубы? Для бюджета расходы на эксплуатацию жилья по-прежнему непомерно велики. Не известна структура цены жилищных услуг. Постоянно слышен вопрос: а что такое 100%? Даже в отчетах путаница – то ли это величина бюджетных расходов в сумме с платежами потребителя, то ли некая расчетная величина, какую хотели бы получать обслуживающие предприятия. На местах эта величина постоянно корректируется.

4. Малоимущих граждан власти пытаются защищать от повышения цен на жилищно-коммунальные услуги. Собственные расходы таких граждан не должны превышать доли доходов, определенной федеральным стандартом. Регионы имеют право за свой счет снижать эту долю. Дополнительно действует правило: если доход меньше прожиточного минимума, платежи ограничены половиной минимальной зарплаты. Сегодня малоимущие получают, кроме дотаций еще и субсидии. Для расчета субсидий почти везде созданы центры жилищных субсидий (ЦЖС). Редко в каких регионах эту деятельность поручили уже имеющимся отделам социального обеспечения. Конторы развернуты, средства на их содержание выделяются без меры, но при этом не заданы критерии эффективности их деятельности.

5. Начался перевод населения на прямые расчеты с поставщиками тепловой энергии. Первый опыт принадлежал Москве, но в дальнейшем был подхвачен и в других регионах. Результат этой новации – управляющая организация, в ведении которой находятся все внутридомовые коммуникации и иные конструктивные элементы дома, отлучена от ресурсосбережения. В настоящее время завершается процесс перевода жителей напрямую под диктат монополистов.

6. Повсеместно создаются единые расчетно-кассовые центры, рассчитывающие, принимающие и рассылающие коммунальные платежи по поставщикам. В одних городах это выполняют центры жилищных субсидий, в других за эту работу берутся организации, с деньгами до этой поры дела не имевшие, в третьих создают новые самостоятельные структуры.

7. Повсеместно приняты программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Но редко в каких программах ресурсосбережения присутствует их экономическое обоснование и хотя бы простейший экономический критерий – срок окупаемости. Без экономической целесообразности ресурсосбережение может оказаться дороже ресурсопотребления, т.к. в отсутствие экономических критериев доказать обратное невозможно.

8. В ранних документах, посвященных реформе ЖКХ, говорилось, что товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны стать преобладающей формой управления жилыми домами. Принят Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», в регионах приняты соответствующие законы или разделы в программах реформы ЖКХ. Но, несмотря на то, что доля приватизированного жилищного фонда давно перевалила за 50%, а число домов, где собственники квартир составляют большинство более трети, ТСЖ практически не образуются. Можно с уверенностью сказать, что преобладающей формой управления ТСЖ в России не будут, так же как и во всем мире.

Дальнейшие шаги по реформировании системы ЖКХ

Объективный анализ достижений реформы ЖКХ показывает, что пока ни одна кардинальная проблема еще не решена. В реализации реформы ЖКХ еще есть поле для дискуссий и предложений. Наиболее перспективны и жизнеспособны следующие направления реформы ЖКХ:

1. Ввод в полном масштабе конкуренции в сфере управления муниципальным жилищным фондом. Именно переход на конкурентное управление с освобождением от искусственных ограничений в виде межрайонных границ и величины объекта управления создаст условия для снижения стоимости с одновременным повышением качества Единственный надежно предсказуемый способ этого достичь – улучшение кадрового состава обслуживающих организаций при облегченной замене нерадивых работников в частных предприятиях.

2. Полностью решить проблему сбережения воды. Самое доступное и эффективное ресурсосбережение реализуется именно при экономии расхода воды. Но пока не будет индивидуальных водосчетчиков и индивидуальных расчетов по ним, водосбережения не будет. Элементарные и дешевые ресурсосберегающие мероприятия (ремонт, замена или модернизация труб, установка современных смесителей и т.п.), проведенные по инициативе жителей или конкретной управляющей организации (в условиях конкуренции) дадут снижение платежей жителей.

3. Дифференцированно (в зависимости от типа здания, сроков его постройки) перевести дома на полную оплату тепловой энергии за отопление. При этом жители не должны расплачиваться за непродуманные решения власти, поселившей их в дома с тепловыми характеристиками, рассчитанными на практическую бесплатность тепловой энергии. Поэтому власть прежде должна сделать то, что жителям самим не под силу – провести реконструкцию здания, доведя его энергопотребление до современных нормативов, и дать жителям возможность регулировать потребление и расплачиваться в точности за полученное количество тепловой энергии.

4. Поддержать иные формы жилищного самоуправления, а не только ТСЖ и ЖСК. Если органы власти всерьез заинтересованы в развитии контроля потребителей за качеством жилищных услуг, они должны поддержать эти объединения, в т. ч. и материально, помогая им помещениями, оргтехникой, оплатой расходов, минимально необходимых для жизнедеятельности организации, до тех пор, пока они сами смогут их оплачивать.

5. Проводить увеличение жилищных платежей так, чтобы бюджетники не обращались за субсидиями. Нужно заботиться не только об увеличении доли платежей населения в оплате жилищных услуг, но и соответствующим ростом доходов плательщиков. Субсидии должны охватывать не более 25% населения.

6. Отказаться от субсидирования структуры расходов и перейти к субсидированию жизненно необходимых потребностей. Необходимо изменить принцип исчисления субсидии, принимая во внимание не процент расходов от доходов, а душевой доход, остающийся после оплаты субсидируемых жилищных платежей. После оплаты субсидируемых жилищных платежей у получателя субсидии должна остаться величина дохода, не более величины, кратной установленному региональному стандарту. В качестве федерального стандарта нужно принимать стоимость продуктовой корзины, применяемой для исчисления прожиточного минимума.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector