Когда прекратится рост цен на жкх

КОГДА-НИБУДЬ ПРЕКРАТЯТ ГРАБИТЬ НАРОД? Сильный рост тарифов ЖКХ нужно ждать после выборов. Власть не способна ограничить вакханалию роста платежей за «коммуналку».

Сильный рост тарифов ЖКХ нужно ждать после выборов.

Власть не способна ограничить вакханалию роста платежей за «коммуналку»

Выступая на XII съезде «Единой России» в далеком 2011 году, нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о принятом тогда «важном и жестком» решении: ограничить рост тарифов естественных монополий и ЖКХ уровнем инфляции по году. В 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев еще раз дал поручение правительству ограничить средний рост платы граждан за услуги ЖКХ в течение четырех последующих лет (до 2018 года) уровнем годовой инфляции. Тогда же он уточнил, что с 2016 года коммунальные тарифы будут дорожать вообще один раз в три или даже целых пять лет, а также призвал актив «единороссов» реагировать на попытки необоснованного завышения платежей. Попутно чиновник поручил Госдуме озаботиться ужесточением санкций для неплательщиков.

Наступил 2016 год, и Дмитрий Медведев в очередной раз отметился «успокаивающим» высказыванием. «Хочу еще раз подчеркнуть, что у нас принято решение на уровне правительства о том, что рост тарифов в следующем году будет не больше инфляции», — приводили прямую речь премьер-министра о ситуации вокруг тарифов на 2017 год многие СМИ.

Как ни печально осознавать, но на деле за все это время из этих министерских обещаний в реальной жизни были воплощены только призывы к ужесточению мер по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим услуги ЖКХ. А вот с ограничением роста тарифов по уровню инфляции, видимо, что-то пошло не так. Как поясняет на страницах «Ведомостей» экономист Андрей Илларионов со ссылкой на данные Росстата, в период с 2011 по 2015 года плата за пользование жильем как кооперативного, так и государственного фондов выросла на 49,9%. А тарифы на горячее водоснабжение и вовсе увеличились более чем на 57%.

Картина за 2017 год также складывается далеко не радужная. При том, что, согласно официальным заявлениям, уровень инфляции за этот период оказался рекордно низким, всего 2,5%, темпы роста средневзвешенной платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства обогнали его без малого в два раза (около 4,6% за год). Меньше всего повысилась плата за отопление (+3,8%), чуть дороже обошлась электроэнергия (+4,1%). Взносы на капремонт подорожали на 5,3%, а тарифы по холодному водоснабжению — на 5,5%.

Следующее повышение поджидает россиян, конечно же, 1 июля 2018. И хотя многие эксперты сходятся во мнении, что инфляция вновь окажется невысокой, ни о каком ограничении тарифов ее уровнем говорить, похоже, вновь не придется, каких бы заявлений не делали чиновники высшего эшелона власти. Свежий пример — городской округ Великий Новгород. Согласно указу губернатора новгородской области от 30 ноября 2017 года № 472, здесь тарифы с 1 июля подорожают в диапазоне 7,6−9,5%. Впрочем, итоговые суммы в жировках россиян начали увеличиваться уже прямо с января. Например, на 42 копейки с квадратного метра подрос размер взносов на капитальный ремонт в Московской области и ряде других регионов страны, а на Алтае почти в три раза подскочила вверх плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

— А с 1 июля, — полагает президент саморегулируемой организации управляющих недвижимостью «Совладение» Александр Павленко , — сильное повышение тарифов произойдет автоматически. Как вы понимаете, тарифы будут увеличены на процент инфляции, но на самом деле в регионах этот параметр будет больше, потому что нет контроля. Региональные власти вообще в любом случае завышают тарифы, это замечается каждый год. За последние 10−15 лет тарифы выросли в разы больше, чем инфляция, где-то в 10−15 раз. Так что по совокупности ожидаемое увеличение будет серьезным.

«СП»: — По каким причинам?

— У нас есть несколько существенных драйверов этого роста. Первый — это реформа энергетики, реструктуризация региональных энергетических систем. Она ведет к приватизации общественных ресурсов. Второй драйвер заложен в совершенно неоправданной концепции Минстроя о переходе на концессионные договора. Сейчас массово передаются коммунальные системы частникам по договорам концессии, при этом никаких обязательств частники не несут, и никаких банковский гарантий тут нет. Третий снова связан с политикой Минстроя. Она, вроде бы, имеет правильный вектор — переход на прямые договора с потребителями. Однако то, как это делается, в отсутствие у граждан юридического права владения коммунальной инфраструктурой и вообще общим имуществом во многоквартирном доме, приведет только к тому, что вам положат на стол определенный ценник. Поскольку нет, например, индивидуальных счетчиков на отопление, а это главный фактор отъема денег у населения, то по прямому договору вам будут выставлять экономически необоснованный и крайне завышенный тариф.

Подтверждением этих слов эксперта могут служить положения доклада о развитии конкуренции в сфере ЖКХ, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Так, документ предлагает, в частности, обязать губернаторов регионов организовать процесс либо приватизации, либо ликвидации до половины действующих ГУПов (государственных унитарных предприятий) в сфере ЖКХ до 2020 года с тем, чтобы полностью избавиться от них еще через два года. А перед этим уже в следующем году губернаторам предлагается сделать так, чтобы 40% сферы ЖКХ и 50% сферы здравоохранения перешло из государственных в частные руки.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что та же ФАС собирается в течение ближайших полутора месяцев вынести в Госдуму на рассмотрение проект закона, который бы лишил тарифные органы в регионах полномочий превышать установленный федеральным центром предельный уровень роста тарифов ЖКХ. Однако перспективность и действенность этой инициативы, полагает Александр Павленко, весьма предсказуема.

— Вспомните, — разъясняет эксперт, — у нас есть колоссально интересный пример. Он связан с ФАС и ее борьбой с ценами на бензин. Она длится десятилетиями, а какой от нее результат?

«СП»: — То есть эта инициатива обречена на провал?

— ФАС должна была зайти в этом вопросе с другой стороны. Потому что подобными административными мерами данный вопрос не решается. Здесь бы надо передавать собственникам юридического права владения домом, нужно оценивать затраты со стороны заказчика, который должен заказывать реальную услугу и контролировать ее. Но эта модель рынка только начинает пробивать себе дорогу, потому что десятилетиями чиновники тащили все это дело в другую сторону. И когда надо было принимать нормальный по всем мировым стандартам Жилищный кодекс, мы приняли какой-то суррогат. В результате появился многоквартирный дом, не имеющий земли и висящий в воздухе. А все инициативы последних лет по его изменению так его разбавили, что практически выхолощили всю систему управления.

А вот предложение, выдвигаемое Роспотребнадзором, похоже, ждет совсем иная судьба. Напомним, сейчас ведомство разрабатывает новый проект санитарно-эпидемиологических правил. Согласно ему, расстояние от подъездов жилых домов до мусорных площадок предполагается сократить до 10 метров (вместо нынешних 20), при этом число самих мусорных контейнеров увеличивается с 5 до 10. Вывозить их также предлагают реже — раз в двое суток в теплое время года, и раз в пять суток при температуре воздуха ниже -5 градусов (а в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах вообще 1 раз в 10 суток), причем делать это можно будет даже ночью. Конечно, эта инициатива вызвала шквал критики со стороны общественных организаций, но сомневаться в том, что «мусорное лобби» не приложит максимум усилий для того, чтобы продавить новые СанПиНы именно в таком виде, не приходится.

С учетом всего вышесказанного получается, что никакого другого пути, кроме очередного затягивания поясов, у россиян в обозримой перспективе не остается.

Кто остановит рост тарифов ЖКХ.

Лучше других россиян прочувствуют на себе очередное повышение цен жители Москвы. В столице тарифы вырастут в среднем на 7%. Второе место заняла Северная столица – 6%, за ней следует Башкирия – 5,8%, далее – Иркутская, Свердловская области и Тува – 5%. Легче всего обойдется подорожание жителям Северной Осетии – 2,5%.

Тарифы повышаются на уровень прогнозируемой инфляции. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, расценки на ЖКХ должны вырасти в 2017 году на 4,9%, в 2018 году – на 4,4%, в 2019 году – еще на 4,1%. В целом за три года рост составит 14% (если все пойдет в соответствии с планами экономистов).

Надо отметить, что нынешний рост тарифов выглядит не таким уж и значительным на фоне повышений предыдущих лет. К примеру, в середине 2015 года цены на отопление, водоснабжение и водоотведение в российских регионах поднимались в среднем на 9%. В 2016-м платежка «выросла» еще процентов на пять.

– Самарская область (@news163ru) 16 ноября 2016 г.

Однако совсем другое чувство возникает, если взглянуть на то, как изменялись цены на жилищно-коммунальные услуги за последние пять лет. Так, в Перми по сравнению с 2011 годом стоимость электроэнергии выросла на 95%, отопление подорожало почти на 40, горячая вода -на 35, холодная вода и газ — почти на 30%. В Омске за этот же период электроэнергия подорожала на 42, отопление – на 33, водоснабжение – на 13, а водоотведение – на 55%. Подорожал и сжиженный газ – на 56%.

Ну а впереди России всей, как обычно – Москва. В столице за пять лет рост составил: на газ – 47%, на электричество, холодную воду и водоотведение – около 40, горячая вода – на 54, а отопление – почти на 60%.

За холодными цифрами кроется довольно горячая реакция россиян на подобное повышение цен. Хотя и у коммунальщиков своя правда. Не секрет, что инфраструктура во многих российских регионах сильно изношена. И, чтобы ее привести в соответствие всем нормам, нынешней ценовой политики явно недостаточно, считает директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев.

«Так называемая политика «инфляция минус» чревата негативными последствиями. Например, за 2015 год по всей России было заменено всего 1,1% водопроводных труб, при таких раскладах они у нас должны служить по 90 лет. И если установят тарифы на уровне «инфляция минус», то качество водопроводной воды и состояние всей этой инфраструктуры будет падать», — заявил эксперт изданию «Газета.ру».

А вот Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает заключать с губернаторами соглашения, в которых будут устанавливаться нормативы качества обслуживания и модернизации оборудования. Если эти показатели не будут достигнуты, то ФАС будет снижать коммунальные тарифы для этих регионов. Кроме того, антимонопольное ведомство выступило с инициативой заморозить расценки на услуги ЖКХ для россиян на пять лет. Однако пока особого энтузиазма в правительстве это предложение не вызвало.

Когда остановится рост тарифов ЖКХ.


1 сентября мы получим второе подорожание услуг коммунальщиков. Опять на 6% взлетят вода, тепло, свет

Ежемесячная платёжка за жилищно-коммунальные услуги слишком часто стала вызывать у россиян раздражение. Новая сумма всегда отличается от предыдущей. И всегда — в большую сторону. Когда это кончится?

1 июля правительство разрешило продавцам коммунальных ресурсов брать с нас на 6% больше. А за газ — и вовсе на 15%. При этом никто не обещает, что, подорожав, услуги станут качественнее: горячая вода будет горячей, а не тёпленькой, холодная станет соответствовать ГОСТу — со всеми положенными минералами и микроэлементами, а не ржавой, батареи будут греть так, что не придётся, сидя в квартире, кутаться в тулуп.

Снова-здорово

Едва привыкнув в первому подорожанию ресурсов, 1 сентября мы получим второе. Опять на 6% взлетят вода, тепло, свет.

— Если быть дотошным и просчитать все расходы, то выяснится: осеннее подорожание увеличит цифры в платёжках не на 12, а на 12,4%, — объясняет кандидат юридических наук Тамара Вдовина, эксперт по вопросам ЖКХ. — Ведь вторые 6% будут исчислять, исходя не из январского тарифа, а из уже увеличенного июльского. Очень лукавая арифметика у ресурсников. Но оспорить её, к сожалению, невозможно!

— Больше всего людей раздражает то, что никто (ни государ­ственные чиновники, ни местные власти, ни сами коммунальщики) не может чётко объяснить, по какой формуле формируются тарифы и отчего они увеличиваются, — говорит Светлана Разворотнева, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты РФ. — Практически 70% всех жалоб, приходящих на нашу «горячую линию», касаются «коммуналки».

Если про рост тарифов нас предупредили заранее, то про подорожание жилищных услуг никто не говорил, однако и они в разных регионах поползли вверх. К счастью, соб­ственники жилья вправе влиять на их стоимость простым голосованием. Услуги управляющей компании вам не по карману? Ищите ту, которая сделает всё то же самое, но за меньшие деньги.

— К сожалению, граждане до сих пор не всегда понимают, на что они могут повлиять. Политика «моя хата с краю», инертность позволяют мошенникам от ЖКХ безнаказанно обирать людей, — сетует Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике. — У нас уже много хороших законов, защищающих права собственников, но отсутствие правовой грамотности удручает. Выход, однако, всё равно один: изучать законы и требовать их исполнения.

Ещё и ещё?

Не поверите, но стоимость ЖКУ продолжит расти и в 2013, и в 2014, и в 2015 гг. Есть даже предварительные цифры — на 10, 12 и 13% в год соответ­ственно. Когда этот рост прекратится, не­известно. Объяснение чиновников, как всегда, очень простое: народ всё ещё не платит за «коммуналку» 100%. И это несмотря на то что за последние 15 лет стоимость коммунальных услуг увеличилась на сотни процентов!

Государство не скрывает, что желает избавиться от вложений в ЖКХ и переложить заботы об этой сфере на частных инвесторов, поскольку деньги требуются колоссальные. Износ сетей в некоторых регионах превышает 90%. По подсчётам Минрегиона России, на реанимацию давно проржавевшего хозяйства нужно как минимум 6 трлн руб. Это фактически половина годового бюджета страны.

Кто ж их даст? Однако частные инвесторы не торопятся вкладывать свои миллионы в спасение «коммуналки». Слишком большие риски и отсутствие стабильности на этом рынке отпугивают серьёзные компании. Поэтому, пока желающих делать рискованные вложения мало, государство продолжит доить наши кошельки — нам-то деваться некуда. Вот мы и оплачиваем горячие батареи в мае (а тепловики рассуждают об экономии), все потери воды в дырявых трубах, собираем деньги на капремонт, который неизвестно когда будет. С помощью Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2011 г. отремонтировано 7287 многоквартирных домов. Но капремонт нужен для 1 629 451 дома. Сколько десятилетий им его ждать?

Наталья Бояркина «Аргументы и Факты — статьи и комментарии»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector