Кто должен начислять коммунальные услуги

Как УК отразить в бухгалтерском учете предоставление коммунальных услуг жильцам.

Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Расчет платы за коммунальные ресурсы

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве?

C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту.

По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию. Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О. Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012).

Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

  • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
  • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании.

Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Сроки, в течение которых управляющая компания должна выставить потребителям счета на оплату коммунальных услуг, а также сроки оплаты коммунальных услуг нужно указать в договоре на управление многоквартирным домом. Если такие сроки не предусмотрены, то:

  • платежный документ нужно выставить не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • плату потребители должны вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Такой порядок предусмотрен пунктами 66 и 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Перечень сведений, которые нужно указать в платежном документе на оплату коммунальных услуг, можно найти в пункте 69 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Управляющая компания может заключить договор со специализированной организацией для:

  • снятия показаний счетчиков;
  • доставки платежных документов;
  • начисления платы за коммунальные услуги.

Об этом сказано в подпункте «е» пункта 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если в договоре о предоставлении коммунальных услуг не указан другой порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг?

Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме.

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано. Однако имеются судебные решения, подтверждающие, что размещения этих сведений в СМИ и на доске информации недостаточно (см., например, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 г. № 33-2872-10).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете предоставления коммунальных услуг зависит от того, самостоятельно управляющая компания оказывает услуги или является посредником по агентскому договору.

Если управляющая компания оказывает услуги самостоятельно, сделайте следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 60
– отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 19 Кредит 60
– отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 20 Кредит 19
– входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена реализация услуги потребителям;

Дебет 90-2 Кредит 20
– отражена себестоимость услуги;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 51 Кредит 62 (76)
– получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

Дебет 76 Кредит 62
– зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

Дебет 60 Кредит 51
– перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

Если управляющая компания работает по агентскому договору, то операции отразите так:

Дебет 76 Кредит 60
– отражена задолженность жильцов за оказанные услуги ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 76 Кредит 90-1
– начислено агентское вознаграждение по договору управления;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;

Дебет 50 (51) Кредит 76
– поступили платежи от собственников жилых помещений;

Дебет 60 Кредит 51
– перечислены средства ресурсоснабжающей организации.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 90).

Расчет коммунальных платежей при отсутствии собственника.

Вопрос :

Собственник не проживает в квартире. Приборы учета не установлены. Квартира оснащена газом.

Какие из жилищно-коммунальных платежей (содержание и ремонт, капитальный ремонт, водоснабжение, водоотведение, отопление, подогрев воды (для ГВС), антенна, домофон, газ, электроснабжение ОДН) подлежат начислению и оплате отсутствующего собственником? Как производится начисление? Начисляется 100%, а потом по заявлению делается перерасчет, или есть другой порядок?

Ответ :

Начисление за квартиру проводится 100% (в полном объеме). Перерасчет производится (при отсутствии у собственника индивидуальных приборов учета) только за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение на период его отсутствия.

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт общедомового имущества, капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома, антенну и домофон. Поэтому плата за обслуживание и содержание жилья, ремонт должна быть начислена на период временного отсутствия в полном объеме.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Обоснование :

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение икоммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а не регистрации.

Частью 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) (далее — Правила).

Согласно названному документу (п. 86-87 Правил) при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Перерасчет, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг, в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в установленном порядке.

К заявлению о перерасчете необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

В качестве подтверждающего документа могут быть, например :

-копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

-справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

-проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

-счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

-справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

-справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

-иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

При этом организация, осуществляющая перерасчет, вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место. Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение (п.90 Правил).

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Важно заметить, что перерасчет не предусматривается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света; такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет показывать «нулевой» расход.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88 Правил).

Применительно к рассматриваемой ситуации, п. 93 (Правил) предусматривает такое доказательство временного отсутствия потребителя, как справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества. Также, если жилое помещение потребителя охраняется вневедомственной охраной, то доказательством его временного отсутствия будет являться также справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось.

Надо отметить, что отсутствие доказательств, проживания потребителя вне жилого помещения не только лишает его права на перерасчет, но и дает исполнителю возможность взыскать с него пеню в размере, определенном п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Правомерно ли начисление платы за коммунальные услуги с учетом количества фактически проживающих, но не зарегистрированных лиц?.

Правилами оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, устанавливается порядок осуществления расчета платы за коммунальные услуги.

Так, согласно пункту 42 указанных Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В соответствии с данными формулами при определении размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению принимается во внимание количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Принимая во внимания положения Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. №713, под постоянно проживающими в жилом помещении гражданами необходимо понимать граждан, для которых данное жилое помещение является местом преимущественного (то есть постоянного) проживания. Временно проживающие в жилом помещении граждане – это граждане, для которых данное жилое помещение является местом временного пребывания, и не являющееся местом жительства. В соответствии с вышеуказанными Правилами граждане обязаны регистрироваться в органах регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания.

Таким образом, факт постоянного или временного проживания граждане в жилом помещении подтверждается соответствующей записью органа регистрационного учета.

Учитывая формулу расчета платы за коммунальные услуги, во внимание необходимо принимать именно количество граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении в территориальном органе регистрационного учета граждан.

При этом Правила оказания коммунальных услуг не запрещают осуществлять начисление платы за коммунальные услуги исходя из фактического количества проживающих в жилом помещении граждан. Обычно начисление платы за коммунальные услуги из расчета фактически проживающих в жилом помещении граждан осуществляется на основании письменного заявления собственника помещения. При этом, если гражданин оплачивает коммунальные услуги по месту временного проживания, то у него возникает право на перерасчет коммунальных услуг по месту постоянного жительства на основании пункта 56 Правил. Правилами предусмотрено: в случае временного отсутствия гражданина в жилом помещении более пяти календарных дней подряд на основании письменного заявления потребителя осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. К заявлению потребителю необходимо приложить копии документов, подтверждающие временное отсутствие по месту жительства. Такими документами могут быть: копия командировочного удостоверения, справки медицинского учреждение о нахождении на стационарном лечении, проездные билеты, свидетельство о регистрации по месту пребывания, и другие документы.

На практике для увеличения размера платы за коммунальные услуги обслуживающей многоквартирный жилой дом организацией (управляющая компания, ТСЖ) составляется акт о количестве проживающих в жилом помещении граждан. Данный акт составляется за подписью представителей обслуживающей организации и нескольких рядом проживающих граждан (соседей), в котором фиксируется фактическое количество проживающих в жилом помещении граждан и период, с которого граждане стали проживать. Так, ничего не подозревающий собственник жилого помещения получит квитанцию на оплату коммунальных услуг, в котором будет указано об осуществлении перерасчета за оказанные коммунальные услуги за период, который указан в данном акте.

Подобные действия обслуживающих организаций безусловно нарушают права потребителя коммунальных услуг, поскольку начисление платы за коммунальные услуги на основании составленного обслуживающей организацией акта не предусмотрено ни Правилами оказания коммунальных услуг, ни какими-либо иными нормативными актами.

Для защиты нарушенных прав необходимо обращаться в соответствующие государственные органы. Однако, наиболее эффективным способом является обращение с исковым заявлением в суд о признании действий обслуживающей организации незаконными и обязании осуществить расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с данными о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector