Кто должен устанавливать контейнеры для мусора в многоквартирном доме

Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД.

Придомовая территория включается в состав общего имущества МКД после её постановки на кадастровый учёт. До этого земля – собственность муниципалитета. Читайте о том, что делать собственникам, если во дворе их дома поставили мусорные контейнеры жители соседнего МКД, а участок под домом не сформирован.

Кто вправе пользоваться земельным участком под многоквартирным домом

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, элементы озеленения благоустройства дома и иные объекты, принадлежит собственникам помещений в этом доме на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Собственники имеют право пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Если земельный участок сформирован и входит в состав общего имущества дома, то на общем собрании они могут разрешить или запретить третьим лицам им пользоваться, установив условия такого пользования (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Но земельный участок входит в состав общего имущества дома только в том случае, если он сформирован и поставлен на кадастровый учёт. В ином случае земля, на которой стоит многоквартирный дом, принадлежит муниципальному образованию и распоряжаться им, как общим имуществом, собственники уже не могут (п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Они вправе только пользоваться земельным участком для эксплуатации многоквартирного дома и объектов, входящих в состав общего имущества дома. Согласно постановлению № 10/22, при определении прав собственников по владению и пользованию таким земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В силу ст. 305 ГК РФ собственники имеют право требовать устранения нарушений своих прав, даже если эти нарушения не относятся к лишению владения, а также право на защиту своих прав даже от действий собственника земельного участка под домом.

Следовательно, факт постановки участка под МКД на кадастровый учёт не учитывается при рассмотрении дел о нарушении прав собственников многоквартирного дома в отношении придомового участка, на котором дом расположен.

Кто отвечает за организацию и содержание контейнерных площадок

Схема размещения контейнерных площадок находится в ведении органов местного самоуправления (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ). Если земля, где планируется создать контейнерную площадку, принадлежит муниципалитету, то он создаёт и включает её в реестр площадок для сбора ТКО согласно постановлению Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039. За содержание таких площадок отвечает орган МСУ, а не управляющая домом организация (п. 13 ПП РФ № 1156, письмо Минстроя РФ от 24.09.2015 № 30846-ОД/04).

Если участок, где создаётся место для сбора мусора, входит в состав общего имущества многоквартирного дома, то управляющая домом организация обращается в орган МСУ за согласованием места размещения контейнеров, создаёт площадку и несёт ответственность за её содержание (п. 24 ПП РФ № 290, п. 4 ПП РФ № 1039). Бремя содержания таких площадок несут собственники помещений в МКД (п. 13 ПП РФ № 1156).

Контейнерная площадка для сбора ТКО должна размещаться в соответствии со следующими правилами:

  • на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, но не более 100 м от входных подъездов (п. 3.7.6 постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170);
  • на площадке для сбора ТКО не может быть установлено более пяти контейнеров (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).

Кто может заключать договор с регоператором по обращению с ТКО

Вне зависимости от того, кто является собственником придомового участка под контейнерной площадкой, сбор и вывоз ТКО осуществляется за счёт собственников помещений дома, оплачивающих коммунальную услугу по обращению с ТКО (ч. 5 ст. 30, ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ).

Собранные твёрдые коммунальные отходы с созданных контейнерных площадок вывозит региональный оператор по обращению с ТКО согласно заключённым договорам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Договор заключается на основании заявки организации, которая управляет многоквартирным домом, или по предложению регионального оператора (п. п. 8(1), 8(7) ПП РФ № 1156). К заявке должны прилагаться документы, подтверждающие право распоряжения общим имуществом многоквартирного дома.

Следовательно, если контейнерная площадка находится на придомовой территории многоквартирного дома, заключить договор на вывоз и утилизацию ТКО с регоператором могут только собственники помещений в таком доме. Сторонние лица, в том числе УО и ТСЖ, управляющие другим домом, делать этого не имеют права.

Как добиться переноса площадки для сбора мусора с территории дома

Если управляющая организация и жители многоквартирного дома, под которым не сформирован участок, столкнулись с тем, что во дворе поставлена контейнерная площадка для сбора мусора жителями соседних домов, им следует:

  1. Сформировать земельный участок под домом и оформить его в собственность, поставив на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ПП РФ № 491). Затем на общем собрании собственников помещений в доме включить места для сбора мусора в состав общего имущества дома.
  2. До момента формирования земельного участка под домом – направить жалобу в надзорные органы (муниципалитет, Роспотребнадзор, прокуратуру) о нарушении прав собственников и правил заключения договоров региональным оператором по обращению с ТКО.
  3. Через суд оспорить право третьих лиц пользоваться придомовой территорией многоквартирного дома, обязать сторонних лиц оборудовать собственную площадку для сбора ТКО.
  4. Провести общее собрание собственников помещений и на нём утвердить условия, на которых сторонние лица будут пользоваться контейнерами для сбора мусора, расположенными на придомовой территории (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ).

Ольга Шевлягина

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора.

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года. Ольга Шевлягина

Кто отвечает за содержание контейнерной площадки и где нельзя ставить мусорные баки?.

Рассказываем, где проходит граница между обязанностями управляющих компаний и регоператора, и кто должен подбирать вывалившийся при погрузке мусор.

— Подскажите, какое должно быть минимальное расстояние от частного дома до мусорного контейнера? Как должна выглядеть оборудованная мусорная площадка? Кто должен её содержать и убирать вывалившийся из контейнеров мусор?

В Министерстве энергетики и ЖКХ Кировской области пояснили, что контейнерные площадки должны создавать органы местного самоуправления «за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах». Так, площадки многоквартирных домов должны организовать управляющие компании.

Региональный оператор забирает мусор с тех площадок, которые обозначены в договоре на оказание услуг. Поэтому юрлица тоже должны оборудовать контейнерную площадку.

— Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, норм накопления отходов, сроков хранения отходов. Количество контейнеров определяется объёмом ТКО, привязанных к данной контейнерной площадке, — уточнили в Министерстве.

Сама контейнерная площадка должна находиться на твёрдом покрытии и ограждена с трёх сторон профилированным листом или металлической сеткой высотой не менее 1,2 м. Кроме того, на площадке должна быть информация об организации, которая вывозит мусор, о лицах, ответственных за её содержание, и о сроках вывоза отходов. При этом в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники, добавили в Министерстве. Иными словами, для сбора мусора в частном секторе разрешено использовать разнообразные баки, а не пластиковые евроконтейнеры.

При отсутствии контейнеров возможен вывоз мусора в пакетах, но только в исключительных случаях в одно- или двухэтажных домах.

Контейнерная площадка должна находиться на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения. Но в исключительных случаях в условиях сложившейся жилой застройки допускается сокращение этих норм. В конфликтных ситуациях этот вопрос решается отдельно с участием общественности и администрации муниципалитета. Если вы обнаружили, что контейнеры находятся прямо у вас под окнами, то можно пожаловаться в местную администрацию или регоператору.

Содержание же площадок лежит на плечах местных властей либо собственников участка. Если место для сбора отходов находится на придомовой территории многоквартирного дома, то очисткой мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок должна заниматься соответствующая управляющая организация. Помимо этого, можно заключить договор на содержание площадки с компанией, которая занимается вывозом мусора.

За содержанием площадок, созданных юрлицами, должны следить сами юрлица.

При этом место погрузки ТКО убирает региональный оператор.

— Ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз. Прибрать место погрузки отходов (собрать выпавший при погрузке мусор) обязан региональный оператор, — добавили в Министерстве.

Сведения о местонахождении контейнерных площадок можно посмотреть на сайте муниципалитета или на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Сейчас муниципалитеты размещают эти сведения на своих ресурсах. А со списком контейнерных площадок по Кирову можно уже ознакомиться на сайте регоператора и сайте администрации города.

— Каким образом и кем должны содержаться площадки накопления ТКО, что именно ложится на органы местного самоуправления? Операторы по обращению с мусором платят за негативное воздействие окружающей среде. 55% этой платы должны возвращаться в местный бюджет. Что делать, если эти деньги местная администрация тратит не на благоустройство, в том числе и содержание этих мусорных площадок, а на другие нужды?

Если говорить о плате за негативное воздействие на окружающую среду, то её платят организации, эксплуатирующие полигоны. В бюджет муниципального образования уходит 55% этой платы, в бюджет области — 40%, в федеральный бюджет — 5%. Плата заложена в едином тарифе регионального оператора, пояснили в АО «Куприт».

В Министерстве охраны окружающей среды добавили, что муниципалитет может потратить эти средства на любые цели.

— Средства от поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду могут быть направлены на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в районе по решению администрации и районной думы. Средства могут быть направлены и на иные цели, так как целевое использование данных средств федеральным законодательством не урегулировано, — объяснили в Министерстве.

Коротко о главном:

1. Содержанием контейнерных площадок обязаны заниматься: управляющая компания (если речь идёт о многоквартирном доме), собственник участка (если речь идёт о договоре на вывоз мусора с юрлицом), местные власти — во всех остальных случаях.

2. Площадка для сбора мусора должна быть оборудована твёрдым покрытием, ограждением с трёх сторон и информационной табличкой.

3. Площадка должна находиться на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения.

4. Выпавший при погрузке мусор собирает регоператор.

5. В тарифе заложена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Эти средства местные власти могут потратить на любые цели.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector