Кто может обслуживать лифты в многоквартирном доме

Ответственность за безопасность лифтов ужесточат.

Минстрой и Ростехнадзор собираются расширить свои полномочия по контролю за лифтовым оборудованием. Такое решение ведомства приняли после серии несчастных случаев в связи с неисправностью лифтов в многоквартирных жилых домах. В связи с этим разрабатывается законопроект, который ужесточит ответственность за безопасность лифтового оборудования в МКД.

Минстрой и Ростехнадзор будут контролировать безопасность лифтов

На сегодняшний день даже у Ростехнадзора нет достаточной возможности для контроля за деятельностью в сфере установки и обслуживания лифтового оборудования в МКД.

Ещё один минус в том, что в настоящий момент заниматься обслуживанием лифтов может любая компания. Единственное требование — наличие диплома инженера у руководителя. Так быть не должно. В первую очередь, по причине несоблюдения техники безопасности. Ведомство считает, что устанавливать и обслуживать лифты должны непосредственно обученные специалисты заводов-производителей.

К разработке соответствующих изменений в действующее законодательство совместными усилиями приступили специальная рабочая группа Минстроя и специальная комиссия Общественного совета.

Текста законопроекта пока нет. Но со слов представителей министерства известно, что они хотят вернуть в законодательство понятие специализированной организации. Также предлагается наделить Ростехнадзор и Минстрой дополнительными полномочиями в сфере установки и обслуживания лифтового оборудования в МКД.

Лифты в составе общего имущества МКД

Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общедолевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме. В этот перечень входят помимо межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, технических этажей, чердаков и подвалов, прочих помещений общего пользования также лифты, лифтовые и иные шахты.

Следовательно за работоспособность, безопасность, обслуживание и эксплуатацию лифтов и лифтового оборудования в МКД отвечает управляющая организация, с которой у собственников данного дома заключён договор управления и которая взимает за это ежемесячную плату. Поэтому после разработки законопроекта и в случае его одобрения и принятия, ответственность за обслуживание, эксплуатацию и безопасность лифтов в МКД будет нести управляющая компания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Лифты в категории опасных производственных объектов

Возврат лифтов в категорию опасных производственных объектов основан на последствиях ряда резонансных ЧП, произошедших в столице и других российских городах. Инициатором программы обновления лифтов является Ростехнадзор.

С 15 февраля 2013 года действует Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утверждённый решением Комиссии ТС №824 от 18 октября 2011 года. Согласно требованиями этого техрегламента срок службы лифтов составляет 25 лет. По окончании этого срока оборудование нужно менять.

Из-за того, что на рынке производства лифтового оборудования утрачен контроль государства, появилось много недобросовестных производителей. Поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос качества и безопасности лифтового оборудования. Кроме того, в основном поставки лифтов осуществляются посредством тендерных закупок. А тендер, как правило, выигрывает поставщик, предложивший самую низкую цену, а не самое высокое качество.

Кроме того, до 2018 года малый и средний бизнес освобожден от плановых проверок. Поэтому данный сегмент бизнеса выпадает из зоны контроля Ростехнадзора. Ведомство вправе проводить только плановые мероприятия в соответствии с ФЗ №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поэтому проводить внеплановые проверки можно только на основании обращений и жалоб должностных или физических лиц. При этом, жалобы должны содержать конкретные факты, подтверждающие угрозу жизни и здоровью людей.

Ответственность

За состояние, эксплуатацию и обслуживанию лифтов отвечают управляющие организации, поскольку лифтовое оборудование входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Решение о ремонте лифта и оплате за его обслуживание принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Если такое решение ими не будет принято,то вся вина за неисправность лифтов ложится на плечи управляющей компании.

Однако в скором будущем услуги лифтового хозяйства хотят перевести из категории жилищных в коммунальные. Тогда их будет регулировать государство, включая формирование тарифов на обслуживание и контроль качества.

Состояние и безопасность лифтов также во многом зависит от пользователей, то есть собственников помещений в МКД. Нельзя игнорировать тот факт, что в современном российском обществе до сих пор не сложилась культура пользования лифтовым оборудованием. Поэтому нельзя возлагать всю ответственность за содержание и обслуживание лифтов на управляющие организации.

Возврат лифтов в категорию опасных производственных объектов, по мнению Минстроя, должно повысить контроль. Однако всё зависит от того, какой класс опасности введут для лифтового оборудования. Если введут 4-й класс опасности, то, согласно ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для таких объектов плановые проверки вообще не предусмотрены.

Поэтому представители министерства считают важным прописать в законе тот факт, что лифт должен состоять на учёте в Ростехнадзоре. На данный момент такого положения нет. В результате не всегда понятно, где какой лифт установлен и кто является его владельцем. Поэтому нельзя заранее запланировать проверку организации.

Вывод лифтов из категории опасных производственных объектов привёл к увеличению аварий, ЧП и несчастных случаев в них. Поэтому Ростехнадзор решил строго контролировать обслуживание лифтов и проверять исполнение обязанностей их владельцев в части страхования.

В 2014 году Ростехнадзор вновь уполномочен расследовать аварии, связанные с лифтами, а также контролировать и вести их учёт в реестре. Теперь Ростехнадзор просит Правительство расширить его полномочия по надзору за лифтами, оценке их состояния в процессе эксплуатации и применению мер административного воздействия к их владельцам при выявлении нарушений.

Страхование

C 2014 года владельцы лифтов должны страховать свою ответственность, так как лифты вновь вернули в категорию опасных производственных объектов. На сегодняшний день застраховано около 92% всех лифтов в России. Но далеко не все лифты учтены. Кроме того, некоторые владельцы лифтов пытаются сэкономить на страховке. За отсутствие договора страхования Ростехнадзор имеет право наложить административный штраф в размере 500 тысяч рублей на владельца лифтового оборудования.

По закону при получении травмы в результате неисправности лифта граждане могут получить компенсацию до начала лечения. За перелом руки полагается компенсация в размере 50 тысяч рублей, за перелом ноги — 240 тысяч рублей. Выплаты за несколько травм суммируются. При гибели человека в лифте члены его семьи вправе получить выплату в размере 2 миллионов рублей.

С сентября 2016 года вступят в силу поправки к ФЗ №225 от 27.07.2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», расширяющие круг лиц, которые вправе получить компенсацию в случае смерти потерпевшего.

Если ответственность владельца лифта не застрахована, то по закону пострадавшему всё равно положена компенсация. В таком случае производит выплату не страховщик, а Национальный союз страховщиков ответственности из своего компенсационного фонда. После этого НССО вправе предъявить владельцу лифта счёт на выплаченную сумму. Но для этого все лифты в стране должны быть учтены и застрахованы.

Обслуживание лифтов — Кто и как?.

Бесперебойная эксплуатация лифтов – результат своевременного их обслуживания. Качественный сервис в свою очередь – это гарантия безопасности пассажиров при перевозке на нужный этаж.

Кто должен обслуживать лифты

Управляющая компании или ТСЖ, которые содержат на своем балансе как пассажирские, так и грузовые лифты, по законодательству обязаны заключать договор на обслуживание со специализированной организацией. В документе нужно указать, что работы выполняются согласно техническому регламенту. Особое внимание – расходным обязательствам сторон: следует отметить, кто покупает запчасти в случае необходимости – обслуживающая организация или собственник оборудования.

Компания проводит регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонт лифтов. Для этого она должны иметь штат квалифицированных специалистов, ремонтную базу, в том числе запчасти для лифтов.

Организация, которая содержит лифтовое имущество, обязана также заключить договор на ежегодное испытание оборудования. Если лифт старый, то такие тестирования должны проводиться чаще, например, раз в квартал или полгода. Организация, проводящая испытания, составляет акт, в котором отражаются все недочеты по лифтовому оборудованию и сроки их устранения, в том числе замена расходных материалов, комплектующих. Их поставкой занимается «ЛифтКомплект», на сайте представлен на запчасти лифтов прайс.

Работы по обслуживанию лифтов

Основные работы по обслуживанию включают следующий перечень:

• Закрепление на объекте механика;
• Организация ежедневного обхода;
• Своевременный ремонт;
• Проверка лифтового оборудования.

Последний пункт предполагает, что механик останавливает лифт на техническое обслуживание, а после проверки запускает. Специалист также принимает решение о замене тех или иных узлов, отработавших свой ресурс.

Организация, обслуживающая лифты, оказывает услуги диспетчеризации лифтов.

Кто проверяет качество работы оборудования

Проверить техническое состояние лифтов могут и Ростехнадзор, и Госжилинспекция (если лифт установлен в многоквартирном жилом доме). В случае выявления неполадок выносится предписание с указанием срока исправления недочетов. До их устранения могут прибегнуть к крайней мере – остановить работу лифтов. Надзорное ведомство также вправе назначить административное наказание ответственному за лифтовое хозяйство должностному лицу.

Что проверяют контролирующие лица:

• Заключены ли договора;
• Актуальны ли они;
• Проводятся ли испытания лифтов;
• Находится ли система в исправном состоянии;
• Не истекло ли время эксплуатации и пр.

Что делать, если срок эксплуатации лифта вышел

После 15 лет эксплуатации лифтов можно проводить его модернизацию:

• Обновить кабину лифта;
• Заменить панели вызова, дверей шахты и кабины;
• Подключить новую автоматику.

Вопрос решает обслуживающая организация или собственник оборудования. Можно не проводить модернизацию, если лифт находится в нормальном состоянии.

После 25 лет работы оборудования уже комиссионно решается, возможна ли дальнейшая эксплуатация системы. Если нет, то производится замена лифта на аналогичный продукт зарубежного производства (OTIS, KONE, SEMATIC, THYSSEN) или отечественного (КМЗ, ЩЛЗ, МЛЗ).

Что делать, если лифт ломается и кто должен платить за его замену?.

Лифты — это весьма сложные и опасные инженерные конструкции, без которых сложно представить жизнь в современном городе. Выясним, что нужно знать о лифтах в многоквартирных домах.

В каких жилых домах должны быть лифты, в России определяется сводом правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). В пункте 4.8 этого документа указано, что, если между полом первого и верхнего жилых этажей больше 12 метров, в этом здании должен быть лифт. Высота этажей, особенно в новостройках, отличается от дома к дому. Но если взять указанную в Своде высоту одного этажа в 2,8 м, то лифтами должны быть обеспечены все дома с четырьмя этажами и выше.

Число лифтов на дом определяется его этажностью. Если в здании до девяти этажей, в нем может быть только один лифт. В домах, имеющих 10-19 этажей, — два, 20-25 — три или четыре (в зависимости от суммарной площади квартир на этажах), гласит вышеуказанный Свод правил.

В настоящее время существует большое количество лифтов разных модификаций. Застройщики свободны в выборе производителя и характеристик лифтов, если они соответствуют ряду требований уже упомянутых правил СП 54.13330.2011. Правила устанавливают требования к грузоподъемности, габаритам и скорости движения подъемных устройств.

В домах, имеющих до 18 этажей, скорость движения кабины должна составлять 1 м/с, а в домах от 19 до 25 этажей — 1,6 м/с. Один из лифтов в доме всегда должен быть грузоподъемностью 630 или 1000 кг. А если лифтов в здании больше одного, то один из них может быть грузоподъемностью в 400 кг.

Кабина одного из лифтов должна быть глубиной или шириной (в зависимости от планировки) 2,1 м для возможности размещения в ней человека на санитарных носилках. Ширина дверей кабины по правилам должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.

Согласно Жилищному кодексу РФ, лифты, лифтовые шахты и вентиляционные шахты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому платят за содержание, ремонт и проверку состояния этих объектов жильцы. В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 24.12.2010 №4320 «Об оплате жилищных услуг» (в ред. постановления от 29.06.2016 №1272) с первого июля текущего года предельные цены на услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию лифтов установлены в размере:

  • содержание лифтов – 2,01 руб. с одного кв. м общей площади;
  • текущий ремонт и техническое обслуживание (в зависимости от видов и сроков эксплуатации лифтов) – с 1,19 руб. до 2,02 руб. с одного кв. м общей площади (приложение);
  • оценка соответствия лифтов, находящихся в эксплуатации в форме периодического технического освидетельствования, – 0,11 руб. с одного кв. м общей площади.

Ответственность за содержание лифтов лежит на управляющих компаниях, которые заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Информация о том, что это за компания, должна быть указана в кабинах лифтов и на квитанциях на оплату услуг ЖКХ.

По Жилищному кодексу РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, все жильцы несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Поэтому жильцы первых этажей оплачивают расходы на содержание и ремонт лифтов на равных правах со всеми остальными жителями дома.

Так было не всегда. В Барнауле до 2006 года жильцы первых этажей были освобождены от оплаты расходов на содержание лифтов. Но решением Центрального районного суда г. Барнаула от 26.06.2006 на основании иска прокурора Алтайского края постановление главы администрации города от 23.12.2005 № 4020 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» было признано недействующим в части платы за лифт. Суд пришел к выводу, что освобождение жильцов первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта увеличивает бремя расходов граждан, проживающих выше первого этажа, что приводит к нарушению их прав.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector