Кто отслеживает жкх

Об осуществлении функций по контролю и надзору в сфере предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Согласно п. 3.79 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства края министерство рассматривает обращения предприятий, учреждений, товариществ собственников жилья, жилищных (жилищно-строительных) кооперативов, иных организации и граждан по вопросам, относящимся к компетенции министерства, в частности, по которым не предполагается осуществление мероприятий, связанных с применением должностными лицами министерства законодательства об административных правонарушениях, мероприятий по государственному контролю, надзору (в частности, обращения по разъяснению действующего законодательства в данной сфере: о требованиях к предоставлению коммунальных услуг, об определении состава общего имущества в многоквартирном доме и требованиях к его содержанию, о порядке и условиях заключения договоров на оказание коммунальных услуг, о порядке расчета и внесения платы за коммунальные услуги; и др.).

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (п.3.2.19 Положения о главном контрольном управлении Правительства края) осуществляет главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль согласно ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) осуществляется уполномоченными органами, соответственно, исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56) и органов местного самоуправления.

Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, в том числе правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля имеют право запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; проверять по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме правомерность принятия собственниками помещений на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст.162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Усиление государственного и муниципального жилищного контроля позволит органам государственной власти бороться не только с последствиями неэффективного управления многоквартирным домом, выявляя недостатки в содержании жилья, но и с причинами неэффективного управления, а именно: нарушениями правовой законности, рейдерством в данной сфере, недобросовестностью управляющих компаний, использующих в своих интересах разобщенность жителей многоквартирных домов и индифферентность части собственников квартир. Надлежащая работа контролирующих органов позволит вывести споры между собственниками, с одной стороны, и ТСЖ и УК — с другой, из орбиты судебного разрешения конфликтов. А это означает оперативность и упрощенный порядок.

Кто отслеживает жкх.

С фера жилищных и коммунальных услуг касается каждого человека, поэтому она нуждается в надзоре и контроле со стороны государства.

Государственные и муниципальные органы следят за выполнением законодательства в жилищной сфере, и именно к ним следует обращаться, если вы понимаете, что ваш дом обслуживают некачественно или тарифы на коммунальные услуги оказались завышенными.

В России существует трехступенчатая система контроля за работой организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Первая ступень — общественные и различные некоммерческие организации. Самым понятным вам объединением собственников жилья является совет вашего дома. Именно туда необходимо обращаться в первую очередь с жалобами и предложениями.

Кроме того, существуют организации, защищающие права потребителей и осуществляющие общественный контроль. Их задача — разъяснять положения действующего законодательства, выявлять нарушения, давать советы, содействовать в подготовке заявлений в другие организации, обладающие административными полномочиями.

Вторая ступень — муниципальные службы контроля. Осуществляют муниципальный контроль районные и городские администрации.

Как правило муниципальный жилищный контроль осуществляется в тех многоквартирных домах, где имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

Однако в некоторых регионах органам местного самоуправления делегированы отдельные функции Государственной жилищной инспекции, более главного органа контроля (см. третью ступень). В этом случае муниципальный жилищный контроль может и должен осуществляться в отношении всего жилищного фонда.

Кроме контроля за деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также рассмотрения жалоб жильцов. муниципальная администрация занимается:

межеванием земельных участков около домов,

выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое,

согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений,

заключением и изменением договоров социального найма,

выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и пр.

Для более подробного ознакомления с функциями муниципальной администрации необходимо посетить ее сайт.

Третья ступень — это государственный жилищный надзор и лицензионный контроль. Государственный жилищный надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг.

ст. 20 «Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль» Жилищного кодекса РФ

Лицензионный контроль — это контроль за соответствием деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям.

С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Осуществляет лицензионный контроль и жилищный надзор государственная жилищная инспекция.

Именно государственная жилищная инспекция:

занимается контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме;

осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведение и другие) установленным требованиям законодательства;

осуществляет контроль за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

осуществляет контроль за соблюдением порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и пр.

Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, если наступили холода, а в вашем доме до сих пор не включили батареи, если напор воды в кране постоянно слабый, а управляющая компания не спешит исправить эту ситуацию.

Во всех этих случаях, когда проблема не решается, необходимо писать обращение в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

Поэтому прямо сейчас найдите в интернете адрес государственной жилищной инспекции (ГЖИ) в вашем регионе, уточните телефоны, приемные часы. Также ознакомьтесь с процедурой подачи обращений — в какой форме надо их подавать, на чье имя, сколько дней ждать ответа и пр.

Хорошо, если на сайте государственной жилищной инспекции вашего региона есть интернет-приемная. можно будет обращаться с жалобами через нее.

Координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля осуществляет Главный государственный жилищный инспектор РФ.

Тарифы на коммунальные услуги регулируются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

В разных регионах он может называться по-разному:

Региональная энергетическая комиссия,

Региональная Служба по тарифам,

Управление по тарифам и ценам,

Департамент по тарифам и т. д.

Эта организация может быть весьма полезной совету многоквартирного дома (МКД). В нее можно обращаться:

по вопросам тарифов,

за пояснением структуры тарифа и пр.

Статья 161.1 «Совет многоквартирного дома» Жилищного кодекса РФ

Если, к примеру, вы обнаружили расхождение между тарифами на конкретный вид ресурса (например, на холодную воду) в вашем регионе и тарифами, проставленными за этот вид ресурса в вашей квитанции, вы можете обратиться в эту организацию за разъяснениями.

Кто контролирует рост тарифов ЖКХ.

Мои предыдущие подсчеты стоимости услуг ЖКХ вызвали неподдельный интерес, поэтому я решил продолжить изыскания в этом направлении. В прошлый раз мы посмотрели на коммунальные услуги с точки зрения спроса: какую часть своих потребительских расходов среднее российское домохозяйство тратит на эти цели. Получилось, что относительная величина (11%) уже довольно высока. По всей видимости, это больше, чем во многих европейских странах, если не учитывать расходы на аренду жилья. Некоторое недоумение вызвала абсолютная величина платежей (1151 рубль во втором квартале 2010 года), но это сумма в размере на душу населения. По данным переписи 2002 года, средний размер российского домохозяйства составляет 2,7 человека, поэтому средний платеж российской семьи за коммунальные услуги составляет 3100 рублей в месяц.

Что же получает потребитель за эту цену и за счет чего происходит рост стоимости коммунальных услуг?

Сначала важно определиться с используемыми понятиями. Все вроде бы понимают, о чем идет речь, но на деле возникает недопонимание.

Во-первых, есть различие между понятием «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс». Коммунальный ресурс — это собственно то, что передается потребителю (вода, электроэнергия, тепло). Исполнитель коммунальной услуги лишь перепродает потребителю этот ресурс, приобретенный в ресурсоснабжающей организации (РСО). Так как цены на ресурсы в основном являются регулируемыми, то получается, что стоимость оказываемой коммунальной услуги тесно связана со стоимостью приобретаемого коммунального ресурса. Коммунальные услуги оказывают организации (управляющие компании, ТСЖ и другие кооперативы), избранные в качестве способа управления многоквартирного дома. Ресурсоснабжающие организации поставляют ресурс (воду, газ, тепло, электроэнергию) или услугу (к примеру, водоотведение) исполнителям коммунальной услуги, а последние уже оказывают коммунальную услугу гражданам. Из этой конструкции следует регулирование тарифов на коммунальные ресурсы и некоммунальные услуги РСО и цен на коммунальные услуги гражданам — разные, но связанные между собой вещи.

Во-вторых, даже из самого названия ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) следует, что различаются жилищные услуги и коммунальные услуги. Согласно действующему Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), в состав жилищных услуг (помимо услуг по эксплуатации и ремонту жилья) также входят сбор и вывоз бытовых отходов, ремонт и эксплуатация лифтов. Одновременно в их состав входят услуги гостиниц и общежитий, которые мало кто относит к «традиционному» ЖКХ.

Определившись с понятиями, попробуем понять, каким образом и что происходило со стоимостью жилищно-коммунальных услуг и как происходит ценообразование на них.

Динамика стоимости отдельных видов коммунальных услуг для населения, январь 2000-го – ноябрь 2010-го

Источник ФСГС, расчеты ИЭФ

В последние 10 лет цены на ЖКУ росли опережающими темпами. За период с января 2000-го по октябрь 2010 года общий уровень потребительских цен увеличился в 2,9 раза. За тот же период стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 9,2 раза. Среднегодовые темпы инфляции за 10 лет составили 12,4%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ — 28,7%. Это означает, что цены на ЖКУ не просто индексировались, а существенно возрастали в реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения. Высокие темпы увеличения тарифов ЖКХ отчасти компенсировались значительным ростом номинальных и реальных доходов населения. Среднегодовые темпы роста номинальных доходов за период с 2000-го по 2007 год составили 27%, реальные доходы росли практически так же, как и стоимость ЖКХ. До недавнего времени такое положение сглаживало негативные последствия быстрого рост цен. В кризис рост номинальных доходов замедлился, реальных — фактически прекратился, но тарифы продолжали рост прежними темпами. Особенно отчетливо это проявилось в 2009 году. Тогда в январе произошел рост стоимости коммунальных услуг на 17,6% — тарифы рассчитывались и утверждались в течение еще «благополучного» 2008 года. Это и вызывает острые вопросы по поводу обоснованности дальнейшего повышающего роста на услуги ЖКХ.

Проблема же заключается в том, что никто, собственно говоря, не понимает, почему растут цены на ЖКУ. Министр регионального развития Виктор Басаргин в марте этого года увидел причины резкого роста тарифов в «непоследовательности проведения реформ в жилищно-коммунальной сфере». Реформа ЖКХ привела к тому, что государство постепенно снимает с себя полномочия в сфере установления цен, передавая их на муниципальный уровень и уровень управления многоквартирными домами. Общая цель вполне разумна — передача ответственности за управление, ремонт и содержание на самих собственников жилья. Но даже самые благие намерения могут приводить к совершенно неожиданным последствиям.

Один из наиболее часто встречающихся вариантов роста цен на ЖКУ — повышение стоимости коммунальных ресурсов. Регулируемые тарифы монополий растут и соответственно растет стоимость услуг ЖКХ.

Динамика стоимости коммунальных услуг для населения и динамика средних цен производителей на отдельные виды энергетических ресурсов, январь 2000 — октябрь 2010

Источник ФСГС, расчеты ИЭФ

Но как показывает график 2, цены на коммунальные ресурсы за последние 10 лет выросли примерно в 3-4 раза, тогда как стоимость коммунальных услуг увеличилась практически в 11 раз. Поэтому увеличение стоимости ресурсов, в первую очередь энергетических, повлияло на рост ЖКУ, но вовсе не было его главной причиной. Основная причина опережающего роста — повышение их уровня до «экономически обоснованного уровня» с учетом необходимости осуществления инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Тогда встает вопрос о том, что является «экономически обоснованным уровнем» и каким образом рассчитывается этот уровень. И здесь начинаются проблемы. Реформа ЖКХ, обозначенная в федеральных законах, страдает оттого, что безнадежно отстает ее детализация. К примеру, до сих пор не приняты методические указания по расчету тарифов и надбавок на коммунальные услуги.

Еще в июле 2008 года премьер-министр поручил Министерству регионального развития в 10-месячный срок «разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»). С тех пор прошло 2,5 года, указания, которые должны определять правила расчета тарифов надбавок, правила расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ и многие другие важные факторы, не приняты. На практике расчеты тарифов осуществляются по старинке — на основе нормативного учета затрат — по нормативам удельного потребления топлива, по нормам амортизации, нормативной численности и персонала. Это приводит к тому, что сами организации не имеют стимулов к повышению собственной эффективности и ограничению роста стоимости на свои услуги. Скорее наоборот, повышение стоимости услуг при заданном нормативе рентабельности увеличивает объем получаемых финансовых ресурсов.

Существует близкая многим потребителям проблема регулирования нормативов потребления. В соответствие с Жилищным кодексом объем коммунальной услуги рассчитывается исходя из нормативов либо показаний приборов учета. Так как охват приборами учета остается все еще небольшим, размер норматива учета оказывает большое влияния на стоимость коммунальной услуги для потребителя. Определение нормативов потребления в рамках реформы было передано на уровень местного самоуправления. Однако отсутствие единых правил и общей методологии расчета таких нормативов привело к тому, что на практике даже для схожих по всем параметрам домов нормативы потребления отличались в разы. В результате конфликтов в этой сфере осенью этого года были внесены изменения в ЖК, передающие полномочия в этой сфере снова на уровень субъектов. Однако общие правила расчета нормативов на федеральном уровне не приняты до сих пор.

Есть многие другие вопросы, к примеру связанные с противоречиями между установленными предельными индексами на коммунальные услуги. Противоречивость в законодательстве приводит к возникновению несоответствий между установлением максимального размера роста тарифов и компенсацией возможных убытков, в случае если рост тарифов не покрывает издержки ресурсоснабжающих организаций. Сам статус основного регулирующего органа в сфере ЖКХ неясен. Фактически регулирование в этой сфере осуществляется рядом федеральных ведомств одновременно с частичным пересечением ответственности и полномочий, что не добавляет ясности в и без того сложный процесс. Недостатки регулирования не дают возможности проводить эффективный контроль над экономической обоснованностью тарифов и создают возможности для их произвольного завышения либо для нерационального использования ресурсов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector