Нужно ли заполнять реформу жкх или только гис жкх

Юридическая консультация. ГИС ЖКХ ➞ Работа управляющих организаций в ГИС ЖКХ в 2018 году ГИС ЖКХ стало лицензионным требованием для большинства управляющих организаций.

С начала года приняты и нововведения, касающиеся размещения информации в системе.

Где размещать информацию – в ГИС ЖКХ или на Реформе ЖКХ

Обязанность размещать информацию согласно Стандарту раскрытия информации продолжает действовать до 1 июля 2019 года только для городов федерального значения (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ). Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и ЖК, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, продолжают раскрывать информацию на:

— портале Реформа ЖКХ,

— информационных стендах в подъездах МКД.

Сведения на Реформу ЖКХ и сайт организации УО вносят по формам раскрытия информации, утверждённым приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр.

Для управляющих организаций в остальных субъектах РФ 1 июля 2017 года появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ). Состав, сроки и периодичность внесения данных в систему определены совместным приказом Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Лицензионным требованием размещение информации в ГИС ЖКХ стало 1 января 2018 года. Значит, информацию на портале Реформа ЖКХ управляющие компании во всех субъектах РФ, кроме городов федерального значения, должны были размещать до этой даты, согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 263-ФЗ.

Уменьшение штрафов за ГИС ЖКХ

Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ внёс изменения в КоАП РФ, касающиеся административной ответственности управляющих организаций за неразмещение или несвоевременное размещение информации в ГИС ЖКХ. Закон вступил в действие 1 января 2018 года и принёс радостные вести управляющим организациям: штрафы за ГИС ЖКХ уменьшились.

Раньше за неразмещение или размещение в системе недостоверных сведений УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могли получить штраф до 30 000 тысяч рублей. Теперь юридические лица штрафовать не будут, и в случае нарушения оштрафовано будет должностное лицо такой организации, сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ).

До изменений в КоАП РФ при совершении повторного правонарушения должностному лицу УО грозила дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. С вступлением в силу № 437-ФЗ такая ответственность изменилась на административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ).

Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ в ст. 13.19.2 КоАП РФ введена административная ответственность для администраторов общих собраний собственников, которые своевременно не разместят сведения о проведенном собрании в систему: 3 000 – 5000 рублей для физических лиц; 5 000 – 10 000 рублей для должностных лиц.

Документ отменил штрафы управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК за невыполнение в срок предписаний органа ГЖН. Теперь такие штрафы могут быть наложены только на должностных лиц в случае, если предписание ГЖИ об устранении нарушений в ГИС ЖКХ не выполнено или выполнено ненадлежащим образом. Сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Что нового в приказе № 74/114/пр

Изменения в приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.12.2016 № 74/114/пр внёс приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр. Документ вступил в силу 5 февраля 2018 года, он частично изменил порядок, сроки и состав информации для размещения в системе.

Согласно обновлённому приказу 74/114/пр, заполнять ГИС ЖКХ по-новому управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК начнут с 1 октября 2018 года. До этого срока есть время изучить изменения и подготовиться.

Сведения, которые нужно разместить в системе управляющим организациям, по-прежнему содержатся в разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ № 74/114/пр. Часть пунктов изменилась сильно, часть – незначительно.

Как изменились штрафы за нарушения при раскрытии информации

Договоры с РСО, коммунальные услуги, проведение ОСС

Договоры УО с РСО ресурсоснабжающая организация размещает самостоятельно, это не обязанность управляющих компаний. А при размещении дополнительного соглашения к уже имеющемуся договору в ГИС ЖКХ в окне «дата начала действия договора» нужно отобразить дату основного договора.

Данные по коммунальным услугам размещают те управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальных услуг. Также исполнитель коммунальных услуг размещает в ГИС ЖКХ данные об индивидуальных приборах учёта.

Перечень работ и услуг в ГИС ЖКХ должен совпадать с перечнем услуг в договоре управления. Если в течение года изменился тариф, то в системе необходимо разместить два разных перечня на разные периоды.

Полностью удалить договор управления МКД из реестра договоров, если он был заведён по ошибке, не получится. Но его можно аннулировать. Комиссию Почта Банку за оплату через ГИС ЖКХ оплачивает лицо, которое выставило платёжный документ. Так сказано в договоре-оферте, размещённом в ГИС ЖКХ.

Управляющая организация должна размещать в ГИС ЖКХ все протоколы ОСС в разделе «Голосования», даже если размер платы за содержание и текущий ремонт не поменялся. В ГИС ЖКХ нужно разместить оригинал протокола ОСС до того, как отправить его в ГЖИ. А вот протоколы ТСЖ размещать в ГИС ЖКХ не нужно. Много вопросов стандартно задают про Росреестр.

Что делать, если в Росреестре неверные сведения, а на заявления УО ведомство не реагирует? С точки зрения российского законодательства, информация, которая размещается Росреестром, считается эталонной.

Порой данные, которые передаются Росреестром, не соответствуют действительности. При расчёте УО может использовать свои данные. Если сотрудники Росреестра не реагируют на заявления УО, необходимо, чтобы возмутились собственники помещений МКД. Они смогут обратиться с заявлением в Росреестр.

Бывает, что информация о собственниках квартиры отсутствует в Росреестре, потому что её не передали из БТИ. Собственники отказываются предоставить информацию, и непонятно, где и как её получить. А получить такие сведения, действительно, нигде не получится. Мы посоветовали включить в договор управления условие о том, что собственники должны предоставлять подобные сведения.

В декабре-январе вступили в силу поправки в Жилищный кодекс и ряд отраслевых нормативных актов, которые регулируют процесс управления многоквартирным домом. Что изменилось для граждан?

1) Почему в реестре собственников, который УК выдает инициатору проведения собрания в многоквартирном доме, нет информации о правоустанавливающих документах на собственность жилого помещения (квартиры)? Ведь мы знаем своих соседей, но не знаем, кто из них является собственником квартиры, а, следовательно, имеет право голосовать на собрании…

Действительно, для проведения собрания и определения, есть ли кворум, необходимо знать не просто кто проживает в соседних квартирах, а кто является их собственниками. Более того – необходимо знать, какой долей в праве обладает каждый собственник квартиры (если квартира принадлежит не одному лицу). Это позволит правильно подсчитывать голоса, облегчит процедуру проведения общего собрания собственников.

Для этого управляющие компании с 2016 года обязаны вести реестры собственников многоквартирных домов и с 2018 года предоставлять их для организации общих собраний.

2) Зачем по новым правилам инициатор собрания в доме должен передать в Госжилинспекцию оригинал протокола собрания? Раньше было достаточно копии протокола.

Эта процедура призвана оградить собственников да и управляющую организацию от незаконного искажения состава протокола и сопутствующих документов. Подделка протокола общего собрания собственников — это уголовное преступление. Однако для проведения экспертизы необходимы оригиналы документа, которые зачастую невозможно найти (утеряны, испорчены и т.п). Для этих целей, теперь протоколы и должны храниться в ГЖИ, и предоставляться по требованию собственников, судебных органов или управляющей организации.

«ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России.

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 10.11.2017

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Павлов А. Н. «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» — новые шаги к информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13269/ (дата обращения: 07.02.2019).

В статье представлен обзор двух наиболее известных информационных систем, используемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Обозначены их функциональные возможности и особенности, произведено сравнение. Отмечен потенциальный положительный эффект от их внедрения на отрасль в целом.

Ключевые слова: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, информатизация, информационная система

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из ключевых отраслей экономики страны. Несмотря на то, что за последние годы данная сфера претерпела некоторые положительные изменения, многие глобальные проблемы все еще остаются нерешенными. Федеральными и региональными властями предпринимаются соответствующие меры по обновление и развитию инфраструктуры, улучшению качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ), обеспечению комфортного проживания граждан, ведется контроль за соблюдением прав граждан, а также контроль за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса.

Вхождение современных технологий в нашу жизнь, появление домашнего и мобильного интернета у большинства российских граждан, а также широкое развитие интернет-ресурсов сделало целесообразным создание открытых информационных систем в сфере ЖКХ. На сегодняшний день наиболее значимыми из них являются: Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) и Реформа ЖКХ. Несмотря на некоторую схожесть указанные ресурсы имеют ряд функциональных различий и призваны решать совершенно разные задачи. Далее рассмотрим каждую из информационных систем подробнее, а также сравним их функциональные возможности и содержание.

Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/) — информационная система, созданная государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это первый информационный ресурс подобного рода, созданный для сферы ЖКХ и внедренный на федеральном уровне. Поскольку сам фонд был организован прежде всего для оказания финансовой поддержки регионам в части касающейся реализации адресных программ капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья и оказания содействия во внедрении современных ресурсосберегающих технологий, то и созданная им информационная система в первую очередь отражает поставленные перед фондом задачи.

Ресурс содержит информацию о реализации регионами государственных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и информацию о ходе выполнения программ капитального ремонта. Кроме того, содержит общую информацию об управляющих организациях (далее — УО) и их рейтинге, сформированном по итогам открытого голосования граждан. Позволяет выдавать данные, с разбивкой по регионам и муниципальным районам, о количестве УО, количестве и общей площади домов, находящихся на заданной территории или в управлении конкретной УО. Ресурс имеет раздел, посвященный модернизации коммунальной инфраструктуры. В нем содержится информация о проектах, реализованных при содействии фонда в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с отходами (51 масштабных проект в 23 регионах страны). Также имеется раздел с наглядной аналитической информацией о состоянии ЖКХ в регионах. Важным является наличие информации об управлении домом и годовой отчетности УО, в том числе по собранным и потраченным средствам, выполненным видам работ, капитальному ремонту, объемам и стоимости потребленных коммунальных ресурсов, ведению претензионно-исковой работы и т. д. Кроме того, ресурс позволяет размещать технико-экономическую информацию о доме: его площадях, основных конструктивных элементах, инженерных сетях, лифтовом оборудовании и общедомовых приборах учета коммунальных ресурсов.

Таким образом информационная система Реформа ЖКХ обеспечивает не только прозрачность деятельности УО, но и позволят гражданину владеть полной информацией о своем доме. Следует также отметить, что в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, УО обязана раскрывать информацию о деятельности по управлению домами в сети интернет и использование данного ресурса позволяет полностью решить эту задачу [1;2;4;5].

ГИС ЖКХ (http://dom.gosuslugi.ru/) — информационная система, разработанная федеральными властями в рамках поручения Президента Российской Федерации по созданию единого информационного ресурса федерального уровня для владения гражданами информацией об УО и выполненных ею работах в рамках управления домом, стоимости предоставляемых услуг и актуальных тарифах на коммунальные ресурсы.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России ресурс был введено в эксплуатацию с 1 июля 2016 года, после чего УО, ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) и органами государственной власти (далее — ОГВ) была проделана огромная работа по наполнению системы информацией. С 1 июля 2017 года у УО и РСО возникла обязанность по раскрытию полной информации о своей деятельности посредствам данного ресурса, а с 1 января 2018 года законодательством предусмотрена административная ответственность за не размещение информации (для городов федерального значения указанная обязанность вступает в силу с 1 июля 2019 года).

По заявлению федеральных властей ГИС ЖКХ создана без использования бюджетных средств, за счет инвестиций, вложенных в проект ФГУП «Почта России», которое является оператором системы и планирует окупить ранее вложенные средства за счет оплаты гражданами ЖКУ через личный кабинет системы.

Как уже было сказано ГИС ЖКХ нацелена не только на обеспечение открытости и прозрачности деятельности УО и РСО, но и на создание комфортных условий взаимодействия УО/РСО — Гражданин — ОГВ, при которых конечному потребителю ЖКУ было бы удобно черпать необходимую информацию, контролировать объем потребленных ресурсов, получать и оплачивать счета, а УО/РСО/ОГВ доводить до гражданина значимую информацию, производить выставление счетов, контролировать ситуацию с возникновением задолженности за предоставленные ресурсы и услуги, вести мониторинг текущего состояния жилищного фонда. Следует также отметить, что вход в ГИС ЖКХ производится посредствам учетной записи Портала Госуслуги, в отличии от Реформы ЖКХ, где требуется регистрация отдельной учетной записи пользователя.

Поскольку, на момент разработки рассматриваемой системы, Реформа ЖКХ уже функционировала, то ГИС ЖКХ удалось вобрать в себя все лучшие качества, а также дополнить их современными возможностями. Так в ГИС ЖКХ, помимо оплаты счетов за любые виды ЖКУ любого поставщика, появилась возможность подачи показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, возможность непосредственно из личного кабинета направлять обращения в УО/РСО/ОГВ, расширился раздел относящийся к выполнению федеральных и региональных государственных программ в сфере ЖКХ. Появился раздел, предоставляющих гражданину информацию о тарифах, нормативах потребления и льготах на оплату ЖКУ; компенсациях, субсидиях и иных мерах социальной поддержки населения; стандартах стоимости ЖКУ в различных регионах страны и проводимых мероприятиях общественного контроля.

Кроме того, разработчиками был сделан значительный упор на соблюдение законности в сфере ЖКХ. Помимо общепринятой информации об УО появились данные о проведении соответствующими органами проверок в отношении организации, информация о привлечении представителей УО к административной ответственности, информация о штатной численности сотрудников УО, форме юридического лица, а также информация об участии третьих лиц в уставном капитале УО. В системе появилась возможность формирования электронного паспорта на дом, содержащего не только технические характеристики и данные об износе основных конструктивных элементов здания, но и полную развернутую информацию о каждом отдельно взятом жилом и нежилом помещении, а также информацию о земельном участке.

В составе ГИС ЖКХ предусмотрены ряд подсистем:

– Подсистема ведения государственных программ в сфере ЖКХ;

– Подсистема ведения электронных паспортов домов;

– Подсистема ведения сведений о деятельности организаций — поставщиков информации;

– Подсистема планирования и учета предоставленных потребителям работ и услуг;

– Подсистема ведения лицевых счетов и управления обращениями граждан;

– Подсистема инспектирования жилищного фонда [1;3;4;6].

Перечисленный комплекс используемых механизмов призван унифицировать работу организаций жилищно-коммунального комплекса, снизить затраты организаций, повысить качество оказываемых ими услуг гражданам, а также обеспечить контроль и прозрачность расходования собранных с населения средств.

Ниже приведена таблица, позволяющая выявить сходства и различия рассматриваемых информационных ресурсов, проиллюстрировать их функционал.

Сравнительная характеристика ресурсов

Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году.

Наступил 2018 год, а вместе с ним и ответственность для управляющих организаций за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Реформу ЖКХ теперь можно не заполнять большинству управляющих организаций, но, как оказалось, не всем.

Расскажем, где следует размещать информацию и какие штрафы грозят управляющим организациям за неразмещение сведений о многоквартирных домах.

Раскрытие информации как лицензионное требование

Лицензионные требования по раскрытию информации в 2018 году разные для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и остальных регионов РФ.

Управляющие организации в городах федерального значения должны раскрывать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Такое лицензионное требование будет действовать для них до 1 июля 2019 года, затем ему на смену придёт обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ. В остальных регионах лицензионным требованием стало заполнение ГИС ЖКХ.

29 декабря 2017 года был принят Федеральный Закон № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Его подписание стало хорошей новостью для управляющих организаций: отменили штрафы ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ за неразмещение, размещение не в полном объёме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ. За нарушение лицензионного требования – заполнения ГИС ЖКХ – штрафовать по данной статье не могут.

Раскрытие информации на портале Реформа ЖКХ

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ, обязанность раскрывать информацию на Реформе ЖКХ осталась только у городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Управляющим организациям в этих городах нужно раскрывать информацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Раскрытие информации на Реформе ЖКХ остаётся для городов федерального значения лицензионным требованием до 1 июля 2019 года (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ).

Если управляющая организация не раскрывает на Реформе ЖКХ информацию, предусмотренную ПП РФ от 23.09.2010 № 731, ей грозит штраф по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Штраф по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ для должностного лица или индивидуального предпринимателя – от 50 000 до 100 000 рублей, для юридического лица – от 150 000 до 250 000 рублей. Вместо штрафа суд вправе назначить наказание в виде дисквалификации должностного лица или предпринимателя на срок до трёх лет.

Раскрытие информации в ГИС ЖКХ

В то время как города федерального значения продолжают раскрывать информацию на портале Реформа ЖКХ, остальные субъекты РФ уже должны были приступить к работе в ГИС ЖКХ согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.

1 июля 2017 года наступила обязанность по размещению данных в системе, а с 1 января 2018 года за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ управляющим организациям грозит административная ответственность.

Есть и исключение из правил: регионы, которые заключили соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. В этом случае, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ, Стандарт раскрытия информации переставал действовать на территории региона через четыре месяца после вступления соглашения в силу. В нескольких регионах, заключивших соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, обязанность размещать сведения наступила раньше 1 июля 2017 года.

Порядок размещения информации в системе установлен ст. ст. 6, 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ, а состав, сроки и периодичность информации, которую нужно разместить в ГИС ЖКХ, управляющие организации найдут в разделе 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ как нарушение лицензионных требований отменили. Но обязанность вносить данные о домах под управлением осталась. Теперь такой штраф предусматривает ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 13.19.2 КоАП РФ, управляющую организацию могут наказать, если она:

— не разместила информацию в ГИС ЖКХ;
— нарушила порядок, способы и сроки размещения информации;
— разместила информацию не в полном объёме;
— разместила заведомо искаженную информацию.

До принятия Федерального закона от 29.12.2017 № 437-ФЗ штраф за нарушение этих требований составлял 30 000 рублей. Теперь он сократился до 5000 – 10 000 рублей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector