О необходимости приватизации Муниципальных предприятий ЖКХ.
Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО «Лекс-Консалтинг»
Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (далее — Комплекс мероприятий) непосредственно связан с деятельностью Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с целью обеспечения высокого качества содержания жилищного фонда и предоставления доступных коммунальных услуг.
Рассмотрим такие основные задачи, предусмотренные Комплексом мероприятий, как проведение приватизации муниципальных предприятий и учреждений, действующих в сфере управления и обслуживания жилья, а также государственных унитарных предприятий, являющихся организациями коммунального комплекса, имеющих отрицательный финансовый результат.
Следует отметить, что необходимость преобразований муниципальных унитарных предприятий не вполне очевидна. С одной стороны, приватизация не гарантирует уменьшения долгов предприятий, повышения уровня собираемости платежей населения, улучшения состояния обслуживаемых инженерных сетей, но с другой стороны, улучшить результаты деятельности предприятий ЖКХ, ничего не меняя в системе их работы, невозможно.
Муниципальные унитарные предприятия как коммерческие организации фактически не являются инструментом ведения бизнеса. Их назначение тесно связано со статусом собственника — органа местного самоуправления, который чаще всего заинтересован в решении вопросов местного значения, а не в получении прибыли от своих предприятий. МУП как форму организации используют преимущественно в убыточных и (или) неконкурентных сферах, поскольку правовой статус организации и правовой режим использования имущества позволяют органам местного самоуправления решать вопросы местного значения. Однако государственная политика направлена на создание в сфере ЖКХ рыночных отношений, следовательно, возникает потребность в качественном изменении участников данных отношений, т. е. предприятий ЖКХ. Каким же основным требованиям должны отвечать обновленные участники рыночных отношений в ЖКХ (в отличие от муниципальных унитарных предприятий)?
Прежде всего необходимо наличие коммерческой гибкости и инвестиционной привлекательности. При этом новые участники рыночных отношений должны сохранить преимущество прежней формы — контроль со стороны органов местного самоуправления. Это вызвано тем, что органы местного самоуправления в любом случае обязаны организовать на территории муниципального образования предоставление коммунальных услуг, а также обеспечить отбор управляющих организаций для многоквартирных домов.
Коммерческая гибкость
Нельзя не отметить ограничений, препятствующих дальнейшему развитию муниципальных предприятий как эффективной формы хозяйствования. Муниципальные унитарные предприятия в ЖКХ создаются для решения социальных задач — обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами по минимальным ценам. Виды деятельности, которыми они могут заниматься, строго ограничены уставом предприятий (это так называемая специальная правоспособность). Имущество, которое может находиться на праве хозяйственного ведения у муниципальных предприятий, строго ограничено. Если свести воедино все указанные ограничения, то получается, что МУП в ЖКХ может обслуживать жилищный фонд, а также оказывать коммунальные услуги, соответсвующие полномочиям муниципального образования (муниципальный район – электро- и газоснабжение; поселения — электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом) по минимальным (регулируемым) ценам. Очевидно, что финансовый результат в этом случае вряд ли окажется положительным, особенно если учитывать практику утверждения тарифов на коммунальные услуги ниже себестоимости, которая, в свою очередь, формируется в отсутствие стимула предприятия к снижению затрат.
Получение муниципальными предприятиями ЖКХ прибыли представляется возможным в связи со следующими действиями, показанными на диаграмме:
— увеличением доходов по основной деятельности ;
— снижением расходов по основной деятельности (на схеме обозначены буквой Р);
— осуществлением дополнительных видов деятельности, доходы от которой (на схеме обозначены Д1) позволят покрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности. Следует отметить, что для выполнения данных мероприятий перед муниципальными предприятиями встает значительное количество препятствий. Например, МУП ЖКХ, расположенное в сельской местности, преимущественно занимается предоставлением коммунальных услуг. Рост доходов по данным видам деятельности возможен за счет увеличения тарифа или количества потребителей. В связи с тем, что количество потребителей имеет тенденцию скорее к сокращению за счет перехода на автономные источники, а тарифы утверждаются преимущественно на прежнем уровне, с небольшим увеличением до предельного уровня один раз в год, рост доходов по основным видам деятельности представляется маловероятным.
Снижение расходов достигается в основном за счет оптимизации производственного процесса: повышения эффективности работы персонала, увеличения КПД работы оборудования, снижения количества аварий и сбоев. Стимулом для снижения расходов часто становится заинтересованность руководящего состава в экономии. Однако действующая система утверждения тарифов такова, что увеличение расходов в большей мере способствует росту доходов предприятий, нежели стимулирует к снижению расходов.
Если же говорить о возможности осуществления дополнительных видов деятельности, которые позволят перекрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности, то здесь для муниципальных предприятий имеются серьезные правовые ограничения. Во-первых, дополнительный вид деятельности должен быть записан в уставе предприятия, поскольку, как уже было отмечено, муниципальные предприятия имеют специальную правоспособность, т. е. вправе заниматься только теми видами деятельности, которые записаны в его уставе. Во-вторых, имущество, приобретаемое для выполнения данного вида деятельности, должно соответствовать видам имущества, которое допускается иметь в муниципальной собственности. И самое главное требование уже к самому дополнительному виду деятельности — это доходность, поскольку затраты на ее осуществление должны покрываться и приносить доход, обеспечивающий покрытие разницы между доходами и расходами по основным видам деятельности. В качестве примера можно привести строительство или капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в соседних муниципальных образованиях.
Внешняя среда организаций ЖКХ, как и вообще бизнес-среда, постоянно изменяется, а гибкое реагирование на эти изменения для муниципальных предприятий ограничивается специальной правоспособностью и составом имущества. То есть отсутствует так называемая коммерческая гибкость. Именно в этом ракурсе мы можем увидеть серьезное различие между МУП ЖКХ и ОАО ЖКХ. В частности, акционированное (приватизированное) предприятие, сохраняя прежний кадровый состав и материально-техническую базу, а также прежнего учредителя, полностью освобождается от ограничений по видам осуществляемой деятельности и составу имущества. Таким образом, у него появляется право использовать все возможности, предоставляемые внешней средой, для получения доходов, в т. ч. осуществлять неограниченное количество видов дополнительной деятельности, приносящей прибыль.
Инвестиционная привлекательность
Сегодня перед муниципальными образованиями поставлена задача: привлечь в сектор ЖКХ частные инвестиции. Понятно, что инвестор вкладывает деньги в бизнес и желает иметь гарантии их возврата с процентами. ЖКХ с его постоянно изнашивающимися коммуникациями является «черной дырой» для инвестиций. В то же время постоянный финансовый поток, который вращается в этом секторе экономики, является привлекательным и в некотором смысле гарантирует возвратность вложенных средств.
Какой же способ инвестирования в большей степени гарантирует возврат вложенных средств? Очевидно, что вкладывать деньги в муниципальные предприятия частный инвестор не будет по причине отсутствия каких-либо гарантий. Имущество предприятий находится в муниципальной собственности и может быть выведено в критический момент. Кроме того, нет никаких инструментов для вхождения в учредители предприятия. Унитарность муниципальных предприятий означает, что их имущество неделимо и принадлежит единственному собственнику -органу местного самоуправления.
Таким образом, сравнение выявляет огромную разницу между МУП ЖКХ И ОАО ЖКХ сточки зрения инвестиционной привлекательности. ОАО позволяет инвестору войти в состав участников общества, получив свою долю акций как гарантию влияния на эффективное использование вложенных инвестиций. В то же время орган местного самоуправления, сохраняя за собой контрольный или блокирующий пакет акций, обеспечивает решение вопросов местного значения.
Подводя итоги, отметим, что необходимость приватизации (акционирования) муниципальных унитарных предприятий ЖКХ связана с реализацией государственной политики по переходу отрасли к рыночным отношениям. Это позволяет обеспечить возможность вывода организаций ЖКХ на безубыточный и рентабельный уровень функционирования.
Приватизация предприятия.
Сущность приватизации
Процедура приватизации – это действия, противоположные национализации. Иными словами, это переход имущества от государства в частные руки. Процесс приватизации тесно связан с разгосударствлением – переходом от государства к физическим и юридическим лицам в полном объеме или частично функции управления хозяйством (замена связей вертикальных среди министерств и ведомств и органами управления, и предприятиями на горизонтальные – связи среди предприятий.
В России приватизация предполагала переход имущества Российской Федерации в частные руки. Начало приватизации относится к 90-м годам прошлого столетия. Приватизация тесно связана с именами Гайдар и Чубайс, которые в те времена занимали ключевые посты в Правительстве.
Итак, процесс приватизации предусматривает переход имущества, управляемого государством или ОМСУ, в частную собственность.
Процесс приватизации постоянно охватывает широкий перечень объектов государственного имущества. Экономическое значение приватизации предприятий велико, поскольку это важнейший этап на пути перехода от административно-командной экономики к рыночной.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
На современном этапе процесс приватизации – область компетенции Правительства РФ. Каждый год правительством формируется план приватизации государственного имущества, содержащий полную информацию об объектах, подлежащих приватизации и их характеристиках.
Способы проведения приватизации предприятий
Законодательно разрешены три метода проведения приватизации государственного или муниципального предприятия. К ним относятся: аукционная продажа, продажа доли капитала предприятия, выкуп имущества.
Успех проведения приватизации в большой степени зависит от открытости и гласности ее проведения, от полноты информации и доступности ее для населения. Законом о приватизации установлено, что, если планируется продажа доли капитала предприятия, то данная информация об этом должна быть опубликована в специальном Бюллетене имущественных фондов.
Характеристика методов приватизации предприятия
Одним из способов приватизации является продажа предприятия на конкурсной основе. Встречаются такие конкурсы редко. Конкурс объявляют тогда, когда выполняются условия:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
- Сохранение направления деятельности предприятия
- Сохранение числа занятых людей
- Помощь объектам социальной сферы
- Вложение определенного объема инвестиций
Существуют два вида конкурса: коммерческий (сюда относят и конкурс с ограниченным количеством участников) и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционный торг).
Проведение аукциона – более распространенный метод приватизации предприятия. В ходе аукциона физические или юридические лица приобретают собственность в ходе открытого торга. Здесь особых требований к объекту приватизации не выставляется. Собственником становится лицо, предложившее максимальную цену за предприятие. Аукционная приватизация производится в отношении:
- Предприятий или их подразделений, которые выделены в отдельные предприятия
- Здание, техника, оборудование, патенты, лицензии ликвидируемых предприятий
- Незавершенное строительство
- Паи и акции обществ, созданных в ходе преобразования государственного или муниципального предприятия.
Решение о продаже предприятия принимается государственным Правительством, а продавцом на аукционе выступает имущественный фонд. Этот фонд и публикует всю необходимую информацию о проведении аукциона не позднее, чем за три недели до его проведения. Должны быть опубликованы все важные характеристики объекта продажи: местонахождение, площадь, характер производства, оценочная стоимость и т.д. В аукционе могут принять участие граждане и юридические лица, заблаговременно подавшие заявку на участие, документацию и внесли залог, который составляет до 10% от стартовой цены объекта.
Аукцион может быть открытым или закрытым. Правила проведения закрытых аукционов регулируются Правилами Государственного Комитета РФ по управлению имуществом.
Приватизация предприятия может происходить и путем продажи акций уставного капитала. Государственный имущественный фонд может реализовать акции среди работников предприятия по льготной цене. Продажа может производиться не ранее, чем через месяц после создания предприятия в форме акционерного общества. Непроданные акции остаются в распоряжении фонда государственного имущества. Средства, вырученные от продажи акций предприятия, подлежат перечислению на счета продавца, открытые в банке по месту нахождения, а затем распределяются в соответствии с законодательством.
Плюсы и минусы приватизации предприятий
Приватизация предприятий оказала большое влияние на экономику России. Это были как положительные моменты, так и негативные последствия. Самые выраженные минусы приватизации состоят в следующем:
Одинаковые методы приватизации применялись к предприятиям совершенно разных отраслей и направлений деятельности. Характер приватизации был минимизирован да уровня заказа планов приватизации.
Отрицание территориальных особенностей приватизации. Разнообразие ставок и способов проведения приватизации было обусловлено действиями ОМСУ, которые были не вполне компетентны в этом.
Положительное влияние приватизации состоит в следующем:
- По большей части приватизация проходила свободно методом уступки имущества. Организационной формой таковой стала система чеков на предъявителя.
- Переход предприятия и имущества в частные руки позволял использовать их по своему усмотрению.
Принуждение неэкономического характера привело к возникновению ряда проблем, которые были не решены на начальном этапе становления приватизации. Например, это заказное применение и финансирование ценных объектов, параметры продажи земельных угодий и иного недвижимого имущества.
В целом процесс приватизации предприятий должен поддерживаться на двух уровнях: общественный уровень и уровень трудового коллектива конкретного предприятия. Малое количество предложений по поводу приватизации приводит к тому, что в большой степени специалисты и общество восприняли приватизацию как негативное явление.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Похоже, дело идет к приватизации местных «водоканалов» и прочих МУПов.
Ныне существующая система государственных и муниципальных унитарных предприятий требует изменений, но не тех, которые предлагает партия власти, считает президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. Как заявил эксперт», обсуждаемый в Госдуме закон о передаче предприятий в частные руки породит множество социальных неурядиц.
Что же обсуждается в Госдуме? Законопроект, внесенный правительством РФ, запрещает с 2019 года создание новых ГУП и МУП, за исключением отдельных случаев. Предполагается, что унитарные предприятия могут быть преобразованы в акционерные общества или бюджетные учреждения, что позволит открыть рынки для малого бизнеса. Если же собственник не примет меры для реорганизации такого предприятия, то антимонопольный орган обратится в суд с исковыми требованиями о его ликвидации.
В Госдуме и Совете Федерации принятие данного закона вызвало серьезные споры. По мнению ряда парламентариев, приватизированные предприятия поднимут цены и тарифы на свои услуги. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением не принимать этот закон.
«Если ГУПы и МУПы, которые существуют сейчас, бесконтрольно передать в частные руки, то ситуация, с точки зрения общего состояния, может только ухудшиться: и различные тарифы могут возрасти, и много социальных проблем появится. Но это не значит, что все нужно оставить так, как есть», — считает Георгий Федоров.
Эксперт полагает, что в нынешнем состоянии госпредприятия также невыгодны обществу.
«Ни для кого не секрет, что очень много МУПов и ГУПов являются либо отмывочными конторами, либо частью непрозрачных систем, которые сжирают государственные деньги, оказывают непонятные услуги, и обществу от этого пользы тоже нет. Хотя, конечно, на данном этапе предлагаемый закон нельзя назвать хорошим: прежде чем что-то куда-то передавать, государству необходимо навести порядок в этой сфере», — сказал Георгий Федоров.
А вот еще мнение эксперта:
— Чиновники и связанные с ними коммерсанты вознамерились приватизировать государственные и муниципальные предприятия, считает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Мы видим попытку приватизировать унитарные предприятия там, где они могут принести деньги. Изначально создание таких предприятий было связано с необходимостью закрытия определенных ниш: рыночная экономика была провозглашена, и при этом государство не могло получить целый ряд услуг на рынке. Поэтому государство создавало предприятия, в том числе для того, чтобы уменьшить собственные издержки: использовать для своих нужд и также дать им возможность работать на рынке и зарабатывать деньги. Ликвидация ГУП и МУП приведет к их распродаже и переходу в частные руки. Их владельцами на местах станут чиновники, или люди, связанные с чиновниками, или какие-то крупные фирмы. Некоторые предприятия будут просто ликвидированы, а их место займут уже существующие коммерческие компании», — сказал Василий Колташов.
Редакцию портала «Мои года» интересует мнение читателя по затронутой теме. Пожалуйста, отметьте среди приведенных ниже утверждение, которое ближе всего отражает вашу позицию — или напишите о своей реакции в комментариях. Будет здорово также, если вы попросите высказать свое мнение друзей и родственников!
- Опять приватизация! Уже передали в частные руки почти всё народное достояние! А теперь на остатки рот разинули. Куда смотрит Путин? Надо срочно все возвращать назад, как было в СССР: «Все кругом — народное, все кругом — моё!»
- Приватизация, в том числе и в городском хозяйстве, может принести пользу — все-таки частники более рачительно подходт к организации дела, не тратят деньги клиентов впустую (если есть конкуренция и надо держать цены разумными). Только кто ж таких частников к дележке коммунального хозяйства допустит! Конечно, это будут сами городские чиновники и их семьи (они и сейчас фактически с этого бизнеса кормятся чаще всего, под крышей «муниципальной собственности»)
- Да плевать — что они там опять напридумывали. Хуже чем сейчас уже не будет (лучше — тоже)