Светлана разворотнева контроль за жкх как можно связаться

Светлана Разворотнева: как бороться с долгами граждан за ЖКУ.

Комментарий Разворотневой С.В., первого заместителя председателя комиссии ОПРФ по ЖКХ, строительству и дорогам.

— Рост задолженности за ЖКХ является прямым следствием крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере. Действительно, существует много примеров, когда управляющие компании задолжали ресурсникам и долги выплачивать не торопятся. А в некоторых случаях и вовсе банкротятся, чтобы деньги не отдавать. При этом ни ужесточение штрафных санкций за долги по коммунальным ресурсам, ни введение лицензирования ситуацию не исправили. При этом зачастую управляющие организации сами являются «жертвами» ситуации. Собирая плату за коммунальные ресурсы, они вынуждены компенсировать ресурсникам «выпадающие доходы», т.е. долги физических лиц. При этом единственный источник этой компенсации – средства, собранные за содержание и текущий ремонт. То есть действующее законодательство толкает управляющие организации на финансовые махинации и нарушения действующих законов и договора управления. Большинство экспертов уверены, что решением этой проблемы могло бы стать принятие закона «о прямых договорах», позволяющее потребителям ЖКХ услуг заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, однако после двух половиной лет обсуждения законопроект, похоже, окончательно забуксовал в недрах Правительства.

Еще одной застарелой проблемой является ответственность граждан-неплательщиков. Даже если суд признал существующую задолженность, не факт, что ее удастся взыскать. Службы судебных приставов такие решения, как правило, отрабатывают вяло – долги копеечные, возни много. Меры воздействия у коммунальщиков минимальные. Можно отключить свет. Теоретически можно «заткнуть» канализацию. (Хотя зачастую стоимость такой процедуры сравнима с размером долга). Прочие ресурсы у нас являются неотключаемыми. Серьезным стимулом в борьбе с неплательщиками могло бы стать продажа квартиры за долги. Однако против такой меры решительно возражают различные «защитники народа». А расплачиваются за популистские решение добросовестные плательщики, поскольку в конечном итоге накопившиеся долги распределяются между ними, увеличивая и без того тяжелое бремя коммунальных платежей. При этом бедные люди, как правило, самые добросовестные плательщики – ведь при наличии долга невозможно получить субсидию на оплату ЖКУ. При этом согласно данным социологических опросов самые распространенные типы неплательщиков – это либо асоциальные элементы, либо владельцы инвестиционного жилья, граждане, имеющие экономическое или юридическое образование, с положением в обществе, хорошо понимающие, что долги их при нынешнем законодательстве никто платить не заставит. Интересы именно таких людей и отстаивают «защитники народа», протестуя против мер по усилению ответственности за неплатежи.

Безусловно, ужесточение ответственности позволит отчасти решить проблему неплатежей – это подтверждает опыт других стран. Однако рост неплательщиков говорит о том, что у неплатежей есть еще и другая – экономическая причина. Постоянный рост платежей за ЖКУ тяжело давит и на семьи со средним достатком. Большинство обращений в общественные приемные сети общественного контроля в ЖКХ говорит о том, что треть обращений посвящена вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. И вопросы здесь не только в росте платежей, но и в абсолютно непрозрачной системе начислений. При этом меры, предпринимаемые сегодня Правительством для повышения прозрачности данной сферы и снижения платежей явно недостаточны. Безусловно, самым эффективным инструментом для снижения платежей является модернизация жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрение тотального учета и контроля – инструментального, с помощью современных приборов учета – а не через принятие ограничивающих решений различными чиновниками. Сегодня россияне во много платят не за коммунальные ресурсы, а за воровство и потери. При этом опыт отдельных регионов свидетельствует о том, что проведение мероприятий, направленных на модернизацию и повышение энергоэффективности многоквартирных домов, коммунальной инфраструктуры способны существенно сократить платежи. На мой взгляд, решение этой проблемы невозможно без серьезной поддержки и инвестиций со стороны бюджетов различных уровней. Но игра стоит свеч! Один раз вложившись в подобный масштабный проект, страна, безусловно, получит мультипликативный эффект – и в плане повышения качества услуг, и через снижения платежей и через серьезные стимулы для отечественной экономики.

Решить проблему неплатежей невозможно без максимально честной позиции со стороны власти. Не только ограничивать и требовать, но и помогать и развивать. И еще самой демонстрировать образцы платежной дисциплины. Сегодня же серьезные должники в сфере ЖКХ – это, зачастую, органы власти различных уровней. Причины неплатежей со стороны органов местного самоуправления и местных бюджетных учреждений еще понять можно – состояние большинства местных бюджетов можно охарактеризовать как критическое. Но вот когда в числе крупнейших должников у нас появляется Министерство обороны – этому вообще нет никаких объяснений.

Честность, системный подход и масштабная модернизация – вот три кита, на которых может быть построена эффективная борьба с неплатежами в ЖКХ. Дождемся ли мы от Правительства серьезного продвижения по этим направлениям – покажет время.

Светлана Разворотнева,
исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» : «Ошибки в квитанциях ЖКХ встречаются часто».

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте.

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

РГ: На «Горячей линии» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

С этого года управляющую компанию можно оштрафовать за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения. Она должна будет вернуть половину той суммы, которая была начислена сверх причитающегося. Для этого собственник, как только обнаружит в квитанции завышенные цифры, должен направить в адрес управляющей организации письменное заявление о выплате штрафа. Если факт нарушения подтвердится, в течение двух месяцев внимательному потребителю должны будут выплатить штраф. Побывавшая в «Российской газете» на «Горячей линии» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала, как еще можно сдержать аппетиты управляющих компаний.

Светлана Разворотнева: Нужно дать собственникам возможность не только по закону, но и рублем влиять на работу управляющих компаний. У нас любой гражданско-правовой договор составляется так, что сначала ты получаешь товары и услуги, только после этого платишь деньги. То есть можно предусмотреть какой-то аванс, но окончательный расчет осуществлять по факту произведенных работ. У нас же происходит так, что компания вне зависимости от того, делает она что-то в доме или нет, все равно получает деньги потребителя. Сейчас у председателя совета многоквартирного дома появилось право подписывать акты сдачи-приемки работ по благоустройству дома. Но подписал он эти акты или нет — деньги будут списаны. Поэтому мы направили в Госдуму предложение, чтобы в каждом доме открыть номинальный счет, с которого списание будет происходить только после того, как председатель совета многоквартирного дома подпишет акт сдачи-приемки работ.

За долги останутся без лицензии

Я из Бердска Новосибирской области, помогите найти управу на нашу управляющую компанию «Сибирский стандарт». Они за два последних года складывали в свой карман 10 процентов оплаченных коммунальных услуг. Мы жаловались и местным властям, и в нашу прокуратуру. От нашей УК за последние годы по этой причине уже отказалось около 30 домов .

Светлана Разворотнева: Дам вам практический совет: соберите собрание жильцов и поручите новой управляющей компании провести финансовую сверку с предыдущей УК, затем необходимо организовать претензионную работу. Ваш новый управдом сам заинтересован в том, чтобы разобраться в платежах и вернуть деньги.

Проблемные вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, занимают второе место по количеству обращений граждан в общественные приемные «ЖКХ Контроль».

Уже подготовлены поправки в Жилищный кодекс, по которым за грубые нарушения у управляющих компаний будут сразу же отбирать лицензии. В перечень этих грубых нарушений как раз входят долговые обязательства перед ресурсниками. Также управдомов попросят с рынка, если у них не заключены договоры на обслуживание лифтов и газового оборудования.

За какие еще нарушения можно будет отзывать лицензию у УК?

Светлана Разворотнева: Уже есть случаи, когда происходило изъятие лицензии по конкретным домам. Грубыми нарушениями, за которые наказывается управляющая компания, считается также воспрепятствование деятельности органов жилнадзора.

Компании-«клоны» будут вне закона

Много вопросов приходит из регионов по поводу так называемых «нулевых» лицензий от компаний с похожими реквизитами. Вчера вами, допустим, управляла компания «Горизонт-М», а завтра уже «Горизонт-С». Как это согласуется с Жилищным кодексом?

Светлана Разворотнева: Это нарушение Жилищного кодекса, так как смена управляющей компании должна происходить через собрание, а сейчас нередки случаи, когда просто приходит платежка от новой компании.

В законопроекте, который сейчас обсуждаем, речь идет о том, что эти «нулевые» лицензии можно будет получать не более чем на полгода. В случае, если за это время ни один из домов не был взят в управление, то, соответственно, она аннулируется. Во-вторых, вводится срок действия лицензии управляющей компании — пять лет. И если за это время за УК не было грубых нарушений, то ее разрешение на работу пролонгируется на новый срок.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector