В чем отличие коммунальной услуги от жилищной

Коммунальные услуги. Порядок предоставления.


Что такое коммунальные услуги, знает практически каждый гражданин России. В понятие коммунальные услуги включены: горячее и холодное водоснабжение; электро- и газоснабжение; водоотведение и отопление, а так же услуги по содержанию и ремонту жилого помещения. Коммунальные услуги существуют для обеспечения комфортных условий проживания граждан. Жилищное законодательство не относит к коммунальным услугам вывоз бытовых отходов (мусор).

Коммунальные услуги:

  • отопление – поддержание в жилом помещении определенной температуры (обычные квартиры +18, угловые +22);
  • водоотведение – отвод бытовых стоков;
  • холодное водоснабжение – обеспечение потребителей холодной питьевой водой (качество и объемы установлены законодательством);
  • горячее водоснабжение – обеспечение потребителей горячей водой;
  • газоснабжение – обеспечение потребителей газом;
  • электроснабжение – обеспечение потребителей электрической энергией.

Согласно ст. 153 ЖК РФ обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, возникают у:

  1. собственника жилого помещения (момент возникновения обязанностей – возникновение права собственности);
  2. нанимателя жилого помещения по договору социального найма (момент возникновения обязанностей – заключение договора);
  3. нанимателя жилого помещения по договору найма помещения муниципального или государственного фондов (момент возникновения обязанностей – заключение договора);
  4. арендатора жилого помещения (момент возникновения обязанностей – заключение договора аренды);
  5. члена жилищного кооператива (начиная с момента предоставления помещения).

Если помещения относятся к государственному или муниципальному фондам до вселения туда жильцов вся ответственность за оплату коммунальных услуг ложится на органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Качество и перерасчет коммунальных услуг

Отопление.

Отопление предоставляется в холодное время года. Допустимый перерыв – суммарно не более 24 часов в месяц. При температуре в помещении более + 12 градусов — не более 16 часов. При температуре +10-12 градусов – не более 8 часов. При температуре +8-10 градусов – не более 4 часов.

Допустимое снижение температуры — до 3 градусов, а превышение — 4 градуса. Снижение температуры возможно только в ночное время, в дневное время снижение температуры не допускается.

Перерасчет: 0,15 % за каждый час отклонения от нормы.

Холодная вода.

Холодное водоснабжение должно осуществляться круглосуточно и бесперебойно в течение года. Суммарный допустимый перерыв подачи холодной воды – 8 часов в месяц. В случае аварии, допустимый перерыв в подаче – 4 часа единовременно.

Перерасчет: 0,15 % за каждый час превышения допустимого перебоя в водоснабжении.

Газоснабжение.

Поставляется без перебоев под давлением, закрепленным в соответствующих нормативах. Суммарно допустимое прекращение подачи газа – 4 часа в месяц.

Перерасчет: 0,15 % за каждый час превышения допустимого перерыва в подаче.

Электроснабжение.

Подается круглосуточно, бесперебойно с необходимым напряжением и частотой электротока. Продолжительность допустимого перерыва – 24 часа при отсутствии резервного источника питания; при наличии – 2 часа.

Перерасчет: 0,15 % за расчетный период, в котором произошло нарушение.

Горячая вода.

Горячее водоснабжение поставляется потребителям коммунальных услуг так же, как и холодное, то есть круглосуточно и бесперебойно. Температура поставляемой горячей воды определяется соответствующими нормативами. Допустимое отклонение от нормированной температуры: днем – 3 градуса; ночью – 5 градусов. Интервал прекращения подачи горячей воды в отличие от холодной может составлять 24 часа подряд, при аварии на тупиковой магистрали.

Перерасчет: 0,15 % за каждый час превышения допустимого перерыва в подаче, 0,1 % — за каждые 3 градуса понижения температуры воды. Температура горячей воды ниже 40 градусов позволяет потребителям оплачивать ее как холодную.

Перерасчет коммунальных платежей потребителям коммунальных услуг производиться на основании специальных актов, в которых засвидетельствовано отклонение от нормы или длительное не предоставление услуг.

При отсутствии «счетчиков», перерасчет коммунальных услуг, связанный с отсутствием граждан на занимаемой ими жилплощади, возможен на основании следующих документов:

  • справка из санатория или больницы о лечении;
  • справка садового или дачного товарищества;
  • копия приказа о направлении в командировку или командировочное удостоверение (обязательное условие – приложение проездных документов);
  • счета за проживание в общежитии или гостинице (заверенные копии);
  • справка из учреждения круглосуточного пребывания детей;
  • проездные билеты (заверенные копии);
  • копия документа с отметкой о пресечении границы;
  • справка диппредставительства РФ или консульского учреждения;
  • справка, из вневедомственной охраны подтверждающая срок нахождения квартиры на охране;
  • справка из органа, который осуществляет временную регистрацию граждан по месту их пребывания;

Что бы не оплачивать коммунальные услуги при длительном отсутствии, следует обратиться в управляющую компанию для установки пломб на краны.

Оплачивать коммунальные платежи необходимо до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Иной срок оплаты может быть установлен условиями договора. Плата за коммунальные услуги производится на основании платежных документов предоставляемых потребителям не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим (ст. 155 ЖК РФ).

Множество споров у граждан возникает с управляющими компаниями или ТСЖ по поводу коммунальных услуг, связанных с их качеством и подачей. Как урегулировать вопросы с коммунальными услугами и управляющими компания можно узнать, обратившись за помощью к адвокату по жилищным делам . Помощь адвоката по жилищным делам – это первый шаг в достижении нужного результата. У адвоката по жилищным делам можно получить квалифицированную консультацию по важным вопросам.

Хотите жить комфортно и платить только за то, что вам предоставляют? Адвокат по жилищным делам расскажет, как этого достичь.

Советуем прочесть по теме:

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки».

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Негров Николай Семенович

В работе рассматриваются жилищно-коммунальные услуги и их специфика. Затрагивается проблема доступности жилищно-коммунальных услуг . Сформульровано одно из направлений экономических преобразований ЖКХ в России.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Негров Николай Семенович,

Housing services: availability and quality improvement

He paper deals with public utilities and their specificity. Address the issue of affordability of housing and communal services. Sformulrovano one of the areas of economic transformation utilities in Russia. The main forms of contracts of public-private partnership in the sphere of housing and communal services are: a service contract, management contract, lease, concession agreements. To implement solutions and socially important tasks of the federal target program «Complex program of modernization and reform of housing and communal services for 2010-2020 public-private partnership should be a well-oiled mechanism of long-term sotrudnichestiva government and business on mutually beneficial terms.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества»

Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества

Н.С. Негров, Н.Ю. Ястремская

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это сложная, многофункциональная система, которая включает в себя совокупность жилищного, коммунального секторов и инвестиционно-строительного комплекса. Система, реализующая основные направления в социально-экономическом секторе развития региона.

Жилищно-коммунальные услуги являются составным элементом общей системы услуг, потребляемых населением.

Согласно государственному стандарту Российской Федерации, жилищно-коммунальные услуги — это «услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды»[1].

В западных странах предприятия коммунального хозяйства получили название public utilities, то есть общественно полезные предприятия.

Потребление жилищно-коммунальных услуг отличается продолжительностью и постоянством. Эти услуги являются основой, обеспечивающей удовлетворение многочисленных потребностей жизнеобеспечения людей.

Специфичность жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что в отличие от большинства услуг, потребление которых носит эпизодический характер, потребление услуг жилищно-коммунального сектора, предоставляемых людям для обеспечения проживания (водоснабжение, электроэнергия, газификация, канализация) характеризуется постоянством.

Производству жилищно-коммунальных услуг обязательно предшествует социальный заказ, который может быть как в индивидуальной, коллективной или общественной формах.

Одним из значимых условий выхода жилищно-коммунального хозяйства России из затяжного кризиса является повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг. Именно поэтому анализ данных факторов как основных критериев эффективности жилищно-коммунальных услуг чрезвычайно актуален.

Проблема доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей особенно актуальна для регионов с низким уровнем социально-экономического развития и значительной дифференциацией доходов. В этих условиях сокращение уровня доступности услуг для низкодоходных групп населения России приводит к росту социальной напряженности и исключению представителей указанных социальных групп из потребления отдельных жилищно-коммунальных услуг, что в свою очередь несет угрозу жизни людей. От понимания составляющих компонентов и факторов социально-экономической доступности услуг ЖКХ зависит успешность разработки и реализации комплексных программ развития территорий и инфраструктуры.

Качество жилищно-коммунальных услуг также попадает в поле действия международных стандартов качества серии ИСО 9000.

Российское законодательство определяет доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса как «возможность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей»

В среднем по России качественные характеристики жилищного фонда России имеют невысокие показатели: только 73% жилищного фонда оборудовано доступом к центральному водоснабжению, 70% — центральным

газоснабжением, в 59% жилищного фонда доступно горячее водоснабжение

Ценовая доступность жилищных и коммунальных услуг находится под влиянием следующих факторов:

— цена услуги (тарифы);

— степень платежеспособности населения;

— эффективность государственной поддержки низкодоходных групп населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Однако не каждый потребитель способен оплатить такие услуги, а выбрать другого поставщика услуг, как правило, не представляется возможным, так как в российской практике поставщики коммунальных услуг, как правило являются монополистами.

В настоящее время наблюдаются тенденции повышения значимости саморегулирующей компоненты в функционировании предприятий жилищно-коммунального комплекса, чему способствуют ликвидация перекрестного субсидирования и снижение дотационности. Однако в этих условиях доступность жилищно-коммунальных услуг для населения снижается и не компенсируется ростом их качества. Проблема заключается в необходимости разработки и внедрения такого механизма, который бы способствовал нахождению компромисса между качеством и доступностью жилищно-коммунальных услуг, ориентируясь при этом на удовлетворение потребностей потребителей.

Использовать лишь бюджетные средства неэффективно и недостаточно, целесообразно привлекать в комплекс частные инвестиции, но они минимальны — всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса.

В 2004 году было сформулировано одно из направлений экономических преобразований ЖКХ России. Основными формами договоров государственно-частного партнерства в сфере предоставления

жилищно-коммунальных услуг являются: сервисным контракт, договор на управление, договор аренды, концессионные соглашения [7].

Вышеперечисленные модели различаются между собой по распределению ответственности между органами публичной власти и бизнесом, что можно схематично представить на рисунке 1.

Коммунальные услуги: понятие и виды.

Сложно себе представить любое цивилизованное общество без обеспечения государством комфортного его существования. Именно таким гарантированным минимумом удобств являются жилищно-коммунальные услуги.

В наиболее общем виде коммунальные услуги можно определить как комплекс взаимоотношений между сторонами, одна из которых предлагает, а вторая — получает совокупность видов деятельности, обеспечивающую комфортное существование представителей жилищного фонда.

В настоящее время жилищное законодательство относит к коммунальным следующие виды услуг:

1. Холодное водоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей качественной питьевой водой при помощи сети коммуникаций, проведенных в помещение, либо водозаборной колонки.

2. Горячее водоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей горячей водой при помощи сети коммуникаций, проведенных в помещение.

3. Водоотведение — сброс любых бытовых стоков при помощи сети коммуникаций.

4. Электроснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей электрической энергией по сети, проведенной в помещение.

5. Газоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей газом при помощи сети коммуникаций либо продажа газа в баллонах.

6. Отопление — искусственный обогрев помещений при помощи сети коммуникаций с целью поддержания необходимого уровня температуры.

Начисление и оплата коммунальных услуг

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг согласно законодательству, равен одному календарному месяцу. Исходя из части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платежей определяется тарифами ресурсоснабжающих организаций, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

При наличии в жилых помещениях счетчиков размер ежемесячных платежей устанавливается исходя из снятых по ним данных.

Оплата коммунальных услуг производится не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эта оплата производится, если иное не установлено договором.

По части оплаты коммунальных услуг пользователю предоставляется выбор: платить можно сразу, частями, или осуществлять предварительную оплату на несколько месяцев вперед. Сделать это можно на привычной для всех почте или через Интернет. Важно помнить, что в последнем случае никаких документальных подтверждений произведенной операции у Вас на руках не остается, что может привести к возникновению определенных проблем. Однако эту кажущуюся трудность легко устранить — достаточно получить выписку банка, со счета которого произошло списание средств.

Техническое обслуживание домов и придомовой территории

Ежемесячно каждый представитель жилищного фонда достает из своего почтового ящика квитанцию на квартплату, смутно при этом представляя, за что же именно он заплатит. Наверняка Вы задумывались о том, что означает строчка «содержание дома» и когда будет долгожданный «капитальный ремонт», в счет которого вы исправно отчисляете средства? Но обо всем по порядку.

В настоящее время все собственники квартир должны иметь на руках договор технического обслуживания, заключенный с той или иной фирмой, специализирующейся на оказании данного вида услуг. Согласно договору, обслуживающая компания должна осуществлять следующие виды технического обслуживания:

1. Обеспечить бесперебойную поставку всех вышеперечисленных видов коммунальных услуг.

2. Производить любые виды технического обслуживания квартир.

Сюда входит содержание и настройка инженерного оборудования, находящегося на территории квартиры, ремонт электропроводки, устранение засоров стояков и системы внутридомовой канализации, ликвидация последствий протечек, произошедших по вине обслуживающей компании.

3. Обеспечивать нормальное функционирование и техническое обслуживание всех систем дома.

Речь идет обо всех инженерных системах и оборудовании: лифтах, вентиляции, системах отопления и водоснабжения, внутридомовых электрических сетях.

4. Производить любые виды текущего и капитального ремонта в домах согласно установленному плану.

5. Обеспечивать своевременный вывоз мусора и обслуживание мусоропровода.

6. Производить подготовку дома к эксплуатации в осенне-зимний период.

Отметим, что обслуживающее предприятие само производит начисление и перерасчет платы за оказанные услуги, учитывая при этом льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Уборка придомовой территории также является одним из видов технического обслуживания, осуществляемого управляющей компанией. Сюда относится уборка мусора во дворах жилого дома, скос травы, обрезка кустарников, а так же косметический ремонт урн и скамеек, если таковые имеются.

В обязанности управляющей компании входит осуществление мелкого ремонта в случае поломки входных дверей и ступеней в местах общего пользования, замена разбитых стекол и латочный ремонт кровли. В подъездах должна производиться регулярная влажная и сухая уборка, а подвалы необходимо своевременно обрабатывать от насекомых и грызунов.

Однако зачастую управляющие компании недобросовестно выполняют свои обязанности, а в иных случаях жильцы и вовсе не получают даже стандартного пакета услуг и не имеют на руках договора на техническое обслуживание, в котором обычно прописываются все виды обязанностей. Полезно знать, что контроль качества деятельности обслуживающих организаций со стороны жильцов производится с помощью подписания акта выполненных работ строго после их осуществления.

Законодательные изменения в сфере ЖКХ

В сфере жилищного законодательства одной из животрепещущих тем было и остается периодическое изменение индексов, определяющих формирование тарифов на коммунальные услуги. Однако Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает гражданам надежду на то, что непомерный рост цен на услуги в сфере ЖКХ будет, наконец, ограничен. В рамках данного закона, начиная с 2014 года, в Жилищном кодексе закреплены, так называемые «предельные максимальные индексы», которые правительство утвердило для каждого региона в отдельности. После его вступления в силу с 1 июля местные власти не смогут завышать тарифы более чем в 1,5 раза от предельного индекса. Если верить депутатам, то при условии, что раньше Вы платили 100 рублей, при принятом индексе равном 5% более 105 рублей в нынешнем году Вы не заплатите.

Тарифы на текущий ремонт и техническое обслуживание по-прежнему будут зависеть от договоренности с управляющей компанией и никакого жесткого контроля со стороны государства оказываться не будет. То есть, если Вас не устраивают цены — придется управляющего менять.

Новый закон ужесточит еще и борьбу с должниками — пени вырастут примерно в два раза. Квартиру с приписанным к ней долгом нельзя будет продать и оформить под нее кредит.

Тем же, кто исправно платит по счетам, правительство предлагает скидки. Для их получения необходимо в начале месяца авансом оплатить еще не полученные услуги — и скидка должна быть сделана. Однако судить о том, сработает ли эта система на практике еще рано — результат покажет только время.

Автор: Дина Васильева.
Дата публикации 21.05.2014
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector