Возмещение коммунальных услуг по 44 фз по какой статье

Каким пунктом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) можно руководствоваться заказчику — муниципальному унитарному предприятию при заключении договора на возмещение затрат на потребляемую электроэнергию, если контракт заключается с бюджетным учреждением (детский сад), цена контракта — свыше 100 тыс. руб.?.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N Д28и-2356, от 08.09.2016 N Д28и-2470, от 15.07.2016 N Д28и-2521, от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 30.04.2014 N Д28и-734). В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 указывалось на возможность возмещения арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако в соответствии с указанным пунктом договор может быть заключен исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии, на что специалисты Минэкономразвития обратили внимание в письме от 23.01.2017 N ОГ-Д28-912.
Вместе с тем подход, предполагающий возможность заключения договора на возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеупомянутыми нормами, представляется нам необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому, если расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг не учтены в договоре аренды в качестве, например, переменной составляющей арендной платы, то оснований для заключения между арендатором и арендодателем отдельного контракта на возмещение таких расходов не имеется.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12). За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возмещение эксплуатационных расходов по 44 фз.

Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.

Форум института госзакупок (москва)

Это если бы данная организация оказывала какие-то услуги другим.А тут балансодержатель — орган власти, никакие услуги он оказывать не вправе, кроме того, данные помещения он ни в оперативное управление, ни в безвозмездное пользование не передавал, да и передать не мог, ибо площади, занимаемые второй организацией, вообще принадлежат Российской Федерации, а площади, занимаемые балансодержателем — субъекту Федерации.Получается, что балансодержатель заключает свои договора на в Вторая организация — Заказчик по п.

Автоматизация госзакупок, программа для госзакупок, управление госзакупками

[info]Поэтому если заказчику передано в безвозмездное пользование помещение, находящееся в здании, в котором находятся помещения другого или других лиц, пользующиеся нежилыми помещениями, и данным лицам по контракту оказываются услуги по содержанию данных помещений, то заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по содержанию помещений, предоставленных ему в безвозмездное пользование, с данным исполнителем на основании п. [/info]
23 ч. 1 ст. 93

Закона № 44-ФЗ. Таким образом, может быть заключен контракт на оказание услуг по содержанию помещений.

Так как речь идет об арендуемых заказчиком помещениях, следует обратить внимание на то, что отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 ГК РФ.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

Возмещение коммунальных расходов по закону 44-фз

[attention]Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на предоставление ему коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам). [/attention]
Т.е. такой контракт (договор) заключается напрямую с поставщиками таких услуг (ресурсоснабжающие организации).
Одним из условий для заключения таких контрактов (договоров) является соблюдение требований законодательства в сфере повышения энергоэффективности и оборудование помещений приборами учета.

Соответственно, заказчик не вправе заключить договор на возмещение коммунальных услуг арендодателю по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

[important]Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. [/important]
2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд».
Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает.
Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются.

Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заклю­ченные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходу­емые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Возмещение эксплуатационных расходов по 44 ap

Относительно коммунальных услуг есть два варианта действий: — первый вариант — возмещать арендодателю коммунальные расходы отдельно от арендной платы, — второй вариант — включить стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг в арендную плату. По первому варианту необходимо учитывать позицию ВАС РФ, изложенную в пункте 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66, согласно которому возмещение стоимости эксплуатационных услуг сверх арендной платы не может быть квалифицировано как договор оказания коммунальных услуг.

Возмещение эксплуатационных расходов по 44 фз

Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.

1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчи­ком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.
В свою очередь, контракт на возмещение коммунальных услуг имеет признаки контракта, предметом которого является оказание услуг. Поэтому отношения сторон такого контракта регулируются Федеральным законом №44-ФЗ. Следует помнить, что в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, (в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление).

Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой.

Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ.

Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.Вместе с тем такой подход представляется необоснованным.

Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п.

2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе.
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ (далее – контракт).

Закона № 44-ФЗ, закупка товара, рабо­ты, услуги для обеспечения государственных или муници­пальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим феде­ральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчи­ка, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заклю­чения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Возмещение эксплуатационных расходов по 44 фз.

Возмещение коммунальных услуг по 44-ФЗ: практика и правила оформления.

Аренда нежилых помещений включает в себя не только ежемесячную фиксированную оплату сумм за само помещение. Арендаторы также должны возмещать расходы на водоснабжение, тепло и электроэнергию, уплаченные арендодателем.

Поэтому часто встает вопрос о приеме к вычету суммы НДС, входящих в затраты арендодателя на оплату коммунальных услуг. Давайте разберемся что такое возмещение коммунальных услуг по 44 ФЗ и как происходит данная финансовая операция.

Варианты компенсации

Взяв в аренду нежилое помещение, арендодатель пользуется обычно всеми видами коммунальных услуг:

  • Электроэнергия;
  • Водоснабжение;
  • Водоотведение;
  • Газоснабжение;
  • Вывоз мусора.

За все эти услуги оплату производит собственник имущества (арендодатель), а арендатор возмещает ему потраченные суммы. Компенсация за коммунальные услуги может быть отражена документально двумя способами:

  • В составе договора аренды;
  • Отдельным договором или соглашением.

В первом случае оплата за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, включена ежемесячную сумму за аренду помещения.

Но здесь могут возникнуть определенные неточности. Ведь размеры потребления коммунальных услуг могут изменяться, также как и тарифы. Определить сумму, потраченную именно на это, не получится. Возникает необходимость в корректировке договора. Но ФЗ 44 допускает корректировку не более чем на 10%.

Во втором случае условия о выплате коммунальных прочих услугах закрепляются отдельным договором. Это юридический документ, который должен грамотно быть составлен.

Как составить договор

В начале договора указываются стороны, между которыми заключен договор. Затем оказывается предмет договора, которым и является возмещение услуг арендатором за коммунальные услуги. В целях избежания спорных вопрос, лучше перечислить все виду услуг, за которые будет происходить возмещение. Договор должен содержать права и обязанности сторон.

Для арендатора должны быть обозначены даты внесения ежемесячной платы, обязательство не выполнять без ведома арендодателя перепланировок и внесения изменения в коммуникационные системы помещения.

Арендодатель, в свою очередь должен своевременно выставлять счета на оплату коммунальных услуг, информировать об изменении тарифов. К его же обязанностям может относиться и мероприятия по устранению предписаний контролирующих органов, а проведению ремонтных работ. Кроме этих условий, в договоре должны быть прописан период, в течении которого будет действовать договор.

Указывается порядок внесения изменений в договор – обычно это делается при помощи соглашения, которое будет являться приложением к основному договору. Необходимо также и прописать, как будут решать конфликтный ситуации – путем переговоров. Возможно какие-то моменты в суде.

Что может стать причиной досрочного расторжения документа. В конце документа ставятся реквизиты обеих сторон договора, подпись руководителей и печать организаций. Договор составляется в двух экземплярах и имеет юридическую силу для сторон с даты его подписания.

Такой договор составляется на основании ГК РФ и не попадает под действие 44 ФЗ, так как арендатор не приобретает услуги, а лишь компенсирует расходы по уплате.

Кроме всего, арендатор может заключить самостоятельный договор на поставку электроэнергии. В таком случае арендатор расплачивается с поставщиком электроэнергии без участия арендодателя.

Но Гражданский кодекс говорит о том, что отношения арендатора и компании, поставляющей электричество, носят вторичный характер. Так как электроустановки принадлежат арендодателю, его разрешение – это необходимое условие заключение договора между арендатором и поставщиком электроэнергии.

Это закреплено в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003.

Возможные риски

Налоговое законодательство России обуславливает некоторые налоговое риски, возникающие при действиях по компенсации коммунальных услуг арендатором.

Суммы, уплаченные как компенсация понимаются органами налоговой службы как выручка от коммерческой деятельности бюджетных учреждений и подлежит НДС. В данном случае налоговая использует следующий метод в части снижения доходов на суммы, равные затратам по оплате коммунальных услуг.

Суммы, уплаченные арендодателями из бюджета, не подлежат понижению облагаемой базы по налогу на доход. Если коммунальные платежи производятся через внебюджетный счет, то они снижаются.

Система государственных закупок была введена совершенно недавно. Этот механизм предназначен для борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране. В советские времена в этом не было острой необходимости. А законодательная база тех лет значительно отличалась от сегодняшней.

Читайте и другие полезные материалы на нашем сайте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector