Является ли одн коммунальной услугой

Что такое общедомовые нужды (ОДН)?.

Получив новые счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2012 года, а для некоторых за январь 2013 года, многие собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах были неприятно удивлены, так как помимо обычной оплаты за коммунальные услуги , они увидели новые строчки – коммунальные услуги ОДН.

Что же такое ОДН? Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Коммунальные услуги ОДН – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.

К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжения (отопления), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Новым правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов», должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

К таким коммунальным услугам относят:

  • технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, тепловой энергии и оборудовании многоквартирного дома (потери коммунальных ресурсов при возникновении аварий, промывка инженерных систем и их заполнение, гидравлические испытания),
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений, входящих в состав общего имущества,
  • благоустройство и содержание придомовых территорий (полив газонов, клумб, обслуживание детских площадок, уличное освещение),
  • освещение и обеспечение теплом подъездов, чердаков, подвалов,
  • работа лифтового или иного оборудования, являющимся общим имуществом, работа домофонов, систем видеонаблюдений, антенного оборудования и многое другое.

Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К нему относят:

  • межквартирные лестничные площадки,
  • лестницы,
  • лифты,
  • лифтовые и иные шахты,
  • коридоры,
  • технические этажи,
  • чердаки,
  • подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации,
  • иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
  • иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий,
  • крыши,
  • ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома,
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения,
  • земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства,
  • иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

И вот когда мы определились, что такое ОДН, настало время разобрать каким образом оно должно рассчитывать для нас.

Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета.

Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета, показаниями индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков.

Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.

Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги не начисляется, а может также явиться причиной счисления платы, начисленной в жилых помещениях (квартирах), в случае, если объем по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета меньше, чем сумма, начисленная по индивидуальным приборам учета и нормативу.

При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

Таким образом, можно сделать такой вывод: плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.

Если же такой прибор учета отсутствует на Вашем многоквартирном доме, готовитесь ежемесячно нести расходы на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, по нормативам, которые утверждены для Вашего региона.

Власть признала, что ОДН незаконны.

Василий Мельник
С месяц назад редакция «СК» отправила одну из наших публикаций об абсурдности платежей за горячую и холодную воду на общедомовые нужды в адрес приемной председателя правительства России Дмитрия Медведева, откуда нам сообщили, что переслали материал в Министерство строительства и ЖКХ РФ, после чего и начались какие-то подвижки в позиции представителей ульяновских властей.

Возможно, подвижки эти и не связаны с информированием нашей газетой ведомства Медведева о происходящем с ОДН в регионе, а просто совпало. Но «СК» пишет об ОДН-беспределе около пяти лет, доказывая, что в многоквартирных домах, где в местах общего пользования (лестницы) отсутствуют краны и сливы, начисление платы за ресурсы на ОДН не предусмотрено уже положениями Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Однако все наши статьи такого рода в Ульяновске упорно игнорировались — под соусом, что ОДН является, дескать, разницей между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков и потребления по нормативу там, где счетчиков нет. И защитников этого абсурда не смущало, что полученный таким образом расход на общедомовые нужды не имеет никакого отношения к обслуживанию мест общего пользования, то есть к влажной уборке подъездов.

Но вот президент России Владимир Путин и правительство внесли в порядок оплаты ОДН изменения, поставившие это дело, наконец, с головы на ноги: расход ресурсов на обслуживание общедомового имущества был перенесен из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилья», туда, где он и должен быть. При этом в разные документы дополнительно к Правилам №354 была внесена норма об обязательности наличия в местах общего пользования кранов и слива, чтобы у жильцов возникла обязанность оплачивать коммунальные ресурсы, расходуемые в целях обслуживания общедомового имущества. В частности, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (№491 от 13.08.2006 г.) дополнен подпунктом «л», и эта норма звучит теперь так: «11. Содержание общедомового имущества… включает в себя: …л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…». В других нормативно-правовых документах уточняется, что это за конструктивные особенности. Это водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование (те самые краны и сливы) в местах общего пользования. Если они имеются, в работы управляющей компании (УК) по содержанию входит приобретение холодной и горячей воды на ОДН. Если их нет, у УК нет и такого вида работ, как приобретение воды на общедомовые нужды. Нет, разумеется, и оплаты этой, неприобретенной, воды.

В эту логику укладывается и спор об учете или неучете показаний общедомового счетчика при определении расхода воды на ОДН. Если краны на лестничных площадках есть, но на них нет приборов учета (которых и не может быть), то расход считается как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний квартирных счетчиков. В случае превышения полученного расхода над нормативом оплата взимается по нормативу. Если же кранов в подъездах нет, никакого расхода на ОДН тоже нет, нет и учета показаний счетчиков в этих целях. В данном случае, как это известно всем людям в здравом рассудке, вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах, проходит по разряду коммунальной услуги и как таковая оплачивается хозяевами квартир. Строки же ХВС ОДН и ГВС ОДН из платежного документа исключаются.

Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. — «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП». Несмело только как-то, стеснительно заявил, как будто и не глава комитета регионального парламента. Понятно, что у него нет распорядительных полномочий, но есть ведь право на инициативу, на то, чтобы обратиться, к примеру, к министру ЖКК региона Дмитрию Вавилину и предложить ему, если он сам не догадывается, издать распоряжение, разъясняющее правоприменительную практику в сфере ОДН.

Распоряжение, собственно, из пары предложений, фиксирующих, что для начисления платы за ресурсы на ОДН необходимо, чтобы места общего пользования были оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. И что априори считается, что в многоквартирных домах области в настоящее время этих устройств и оборудования нет, и плата за ОДН, соответственно, не начисляется. А там, где это все есть, она начисляется. Видимо, где-то все-таки есть — я не думаю, что в домах, где проживают сами министры, уборщица, когда моет лестницу, стучит к ним в дверь и просит налить ведерко тепленькой воды. То есть в таких домах краны в подъездах, возможно, имеются. Ну, ладно, пусть хотя бы так, как рекомендует Антонцев. Предлагаем составленный нами примерный текст заявления в УК о неначислении платы за ОДН. Заявление лучше писать от имени совета дома или старшего по дому.

Директору ООО_____________________________________________________
(адрес местонахождения офиса управляющей компании)_______________________
_________________________________________________________________
от совета дома (старшего по дому), находящегося по адресу:_____________________

(ФИО старшего по дому, если заявление от него)______________________________

Заявление

В платежных документах за жилищно-коммунальные услуги жильцам нашего дома отдельно выставляются в том числе и счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, что противоречит положениям нормативно-правовых актов в данной сфере и является неправомерным. Так, подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования. Подпункт 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) определяет, что условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной и горячей воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (сточных вод).

Конструктивные особенности нашего дома этого не предусматривают, поскольку места общего пользования (подъезды) не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами). Исходя из этого просим не производить жильцам дома начисление платы за расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имуществ и сделать перерасчет этой платы с декабря 2016 года, вернув деньги. Вода на эти цели берется в квартирах и оплачивается их хозяевами как индивидуально потребленная коммунальная услуга.

Подписи (членов совета дома, или председателя совета дома, или старшего по дому).

ОДН и прямые договора с РСО.

Кто и как будет считать, оплачивать общедомовые нужды при переходе на прямые договора

Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?

ОДН и прямые договора с РСО

Новые изменения в Жилищный кодекс РФ привели к тому, что появилась статья 157.2, указывающая на возможность прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. только в отношении коммунальных услуг.

Понятия: коммунальная услуга и коммунальный ресурс

Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)

Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

ОДН и коммунальные услуги

Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2016 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

В указанных случаях для содержания общего имущества оказываются коммунальные услуги. Во всех остальных случаях (то есть в абсолютном большинстве случаев) для содержания ОДН используются именно коммунальные ресурсы.

Не лишним будет вспомнить тут, что законодательно запрещены ОДН на отопление, газоснабжение и водоотведение.

В 2017 году коммунальные услуги на ОДН были переведены в разряд жилищных услуг. Это правило действует в случае, если в доме выбрана управляющая организация.

Основания перехода на прямые договора с РСО

1) по решению общего собрания собственников помещений в доме. (указано в статье 157.2 ЖК РФ)

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.

4) между РСО и собственниками ранее уже возникли прямые договора, в связи с тем, что УО уклонялась от заключения договора ресурсоснабжения с РСО (прямо не указано в Жилищном кодексе РФ)

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Вывод об ОДН и прямые договора

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !

Данный вывод подтверждает письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04 . В письме пояснено, что плата за ОДН при переходе на прямые договора с РСО выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения. При этом, по мнению Минстроя РФ, предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (показания индивидуальных ПУ и коллективных (общедомовых) ПУ, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Еще статьи по теме «ОДН и прямые договора»:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector