Жилищно коммунальные услуги как публично значимые функции

Вашему вниманию предлагается интервью прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ в УрФО Александра Маруценко в материале «Счетчик в ступоре. Качество коммунальных услуг не всегда соответствует их цене» газеты «Уральский рабочий» (ФОТО).

Счетчик в ступоре
Качество коммунальных услуг не всегда соответствует их цене

Анна ПРОХОРОВА, 14 октября 2015

Газета «Уральский рабочий» (веб-адрес: http://газета-уральский-рабочий.рф)

Как уже сообщал «УР», в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе работает временная приемная Генпрокурора России по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Чаще граждане обращаются в надзорную инстанцию по поводу качества предоставляемых коммунальных услуг и законности начисления платы за пользование ими.

О том, как разрешаются такие жалобы, рассказывает прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО младший советник юстиции Александр МАРУЦЕНКО.

— Этим летом в некоторых муниципалитетах традиционное сезонное отключение горячей воды затянулось вплоть до сентября. Прокуратура разбиралась в причинах?

— Такие случаи — не редкость, и зачастую только прокурорское вмешательство позволяет восстановить нарушенные права граждан. Заложниками подобной ситуации, в частности, стали жители домов на улицах Дарвина и Карпинского в Чкаловском районе Екатеринбурга. В ходе проверки выяснилось, что ресурсоснабжающая организация, ссылаясь на наличие дебиторской задолженности по оплате горячей воды со стороны управляющих компаний, без законных оснований ограничила подачу ресурса, тем самым нарушив права потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. Согласно ст. 3 Жилищного кодекса РФ, пунктам 3, 33, 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, взаимоотношения между хозяйствующими субъектами не должны нарушать права потребителей.

По результатам проверки директору предприятия внесено представление об устранении нарушений закона. Коммерческий директор организации привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую работу по взысканию дебиторской задолженности. В отношении руководителя и юридического лица возбуждены дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП. После вмешательства управления Генеральной прокуратуры горячее водоснабжение восстановлено.

— Установка в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии значительно уменьшает размер платы за теплоснабжение. Но нередки случаи «простоя» счетчика, не введенного в эксплуатацию или не прошедшего очередную поверку. Как повлиять на ситуацию?

— Обращения такого рода достаточно часто поступают в нашу приемную. В одном из обращений граждане сообщали о почти годичном «простое» общедомового счетчика. Коммунальная организация, установившая это оборудование, не удосужилась ввести его в эксплуатацию. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», приборы учета энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки. А применение оборудования должно начаться при осуществлении расчетов не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Прокуратурой внесено представление в адрес руководства компании с требованием устранить нарушения. Его неисполнение также грозит привлечением к административной ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ.

— Как быть жильцам многоквартирного дома, которые хотят экономить, используя общедомовой прибор учета тепловой энергии, но делят инженерные сети с другим домом? Можно ли добиться отсоединения от системы теплоснабжения второго дома, возведенного позже?

— В такой ситуации собственникам квартир обоих домов необходимо искать выход совместно с поставщиком ресурса, управляющими компаниями, рассматривая альтернативные технические возможности. Скажу лишь, что решение собственников одного из многоквартирных домов об отключении от теплоснабжения второго дома будет противоречить действующему жилищному законодательству, а его реализация может даже повлечь за собой административную (по ст. 19.1 КоАП РФ) или уголовную (по ст. 330 УК РФ) ответственность за самоуправство. К слову, от такого намерения прокуратура официально предостерегла председателя одного из товариществ собственников жилья в Екатеринбурге.

— Жительница Верхней Пышмы обратилась за перерасчетом платы за горячее водоснабжение и с удивлением узнала, что вносит плату за ГВС не поставщику, а сторонней организации. Женщина просит проверить законность получения денежных средств организацией-агентом.

— В этом случае нарушений не выявлено. Договорные отношения по предоставлению услуг горячего водоснабжения существуют между потребителем и поставщиком коммунальной услуги, поставщик на законных основаниях передал обязанности по начислению и взиманию платы за оказанную услугу другой организации, заключив с ней агентский договор. Согласия потребителя коммунальных услуг на такое делегирование полномочий не требуется. Но в случае сомнений любой собственник вправе обратиться за разъяснениями в управляющую компанию или к поставщику коммунальных услуг.

— Какие есть гарантии того, что гражданин, обратившийся в управляющую или ресурсоснабжающую компании, получит исчерпывающий ответ?

— В Российской Федерации правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». И если до 2013 года закон распространялся только на должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, то после внесения в него изменений к ответу за ненадлежащее рассмотрение обращения можно призвать также должностных лиц, осуществляющих публично значимые функции государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и их должностных лиц. В этот круг попадают организации, осуществляющие полномочия в сфере оказания коммунальных услуг населению.

За нарушение порядка рассмотрения обращений статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

Временная приемная Генерального прокурора России по вопросам жилищно-коммунального хозяйства расположена по адресу: Екатеринбург, ул. Пушкина, 3. Часы приема: с 9 до 18 часов.

(интервью подготовлено при содействии пресс-службы управления Генеральной прокуратуры РФ в УрФО)

Администрация муниципального района город Нея и Нейский район .

Прокуратура

Исходя из изложенной в Постановлении Конституционного Суда от 18 июля 2012 года № 19-П правовой позиции, управляющие компании относятся к организациям, осуществляющим публично значимые функции по управлению эксплуатацией жилого фонда, предоставлению жилищно-коммунальных услуг неопределенному кругу граждан, заключивших с указанной управляющей организацией договор управления.

Таким образом, на управляющие организации распространяется действие Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При проведении проверки установлено, ООО «Нейское ЖКХ» не направлялись ответы на ряд обращений жителей г. Неи.

По результатам проверки в отношении директора ООО «Нейское ЖКХ» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ — нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения дела судом руководителю управляющей организации назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

УК не ответила на ваше обращение? Это нарушение!.

В соответствии с п.3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

По выявленным нарушениям прокуратурой Заводского района г. Новокузнецка в адрес управляющей компании внесено представление об устранении выявленных нарушений и недопущении их впредь в дальнейшей работе.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Федерального закона).

Управляющие компании осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

Управляющая организация — это юридическое лицо, созданное для управления многоквартирным домом, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, учредительным договором и Уставом.

Исходя из вышеизложенной в Постановлении Конституционного Суда от 18 июля 2012 года № 19-П правовой позиции, управляющие компании относятся к организациям, осуществляющим публично значимые функции по управлению эксплуатацией жилого фонда, предоставлению жилищно-коммунальных услуг неопределенному кругу граждан, заключивших с указанной управляющей организацией договор управления, который в силу ст. 426 ГК РФ, ст. 162 ЖК РФ является публичным договором. В соответствии со ст. 20 ЖК РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, в том числе в области предоставления гражданам услуг управляющими организациями.

Таким образом, на управляющие организации распространяется действие Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Ненаправление ответа должностными лицами управляющей компании на обращение гражданина, является нарушением требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предусматривает административную ответственность в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector