Жкх как элемент городской инфраструктуры

Структура жилищно-коммунального хозяйства города.

По данным Минэконоразвития на 2010 г. в ЖКХ РФ функционировало более 34000 предприятий, на которых было занято 2,3 млн. чел., обслуживающих 1092 города и 1872 поселка.

ЖКК имеет довольно высокий удельный вес в основных фондах всей экономики (26%) – это третье место (1 – транспорт 29,5%, 2 – промышленность – 27,4%). Стоимость данных фондов превышает 5 трлн. руб., годовой оборот – более 100 млрд. долл.

По официальным данным, состояние основных фондов ЖКХ характеризуется довольно высоким износом, который составляет в среднем более 60 %, значительная часть фондов находится в аварийном или предаварийном состоянии: износ котельных 54,5%, коммунальных сетей водопровода — 65,5%, канализации — 62,5%, тепловых сетей — 62,8%, электрических сетей — 58,1%, насосных станций — 57,1%, очистных сооружений канализации — 56,2%.

В плачевном состоянии находится и лифтовое хозяйство. Из 360 тыс. лифтов 160 тыс. требуют замены. В то же время в стране практически свернуто производство лифтов.

Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. В нормально работающем хозяйстве цикл обновления подобного оборудования составляет 6-8 лет. Ситуация усугубляется использованием устаревших и неэффективных технологий.

По состоянию на 2010 г. в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60% основных фондов, достигая 70-80% в отдельных муниципальных образованиях.

К основным элементам ЖКХ относят:

Жилищный фонд включает недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, хозяйственные приусадебные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры и иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Выделяют следующие виды жилищного фонда:

– социальный – совокупность всех жилых домов, жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма

– индивидуальный – совокупность жилых домом, жилых помещений, используемых гражданами-собственниками для личного проживания, проживания членов их семей и других граждан

– коммерческий – совокупность жилых домом, жилых помещений, используемых для извлечения дохода и с этой целью передаваемых во владение и (или) использование на основании срочного возмездного договора коммерческого найма или аренды

– специализированный – совокупность всех жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан для постоянного или временного проживания (общежития, дома-интернаты, дома маневренного жилищного фонда).

По видам собственности жилищный фонд делится на 4 вида (таблица 10.).

Таблица 10 Виды жилищного фонда по видам собственности

Технологические фонды составляет коммунальная инженерная инфраструктура.

В ЖКХ входит порядка 30 видов деятельности: техническое обслуживание жилья; благоустройство; мостовое хозяйство; озеленение; санитарная очистка и утилизация отходов; бытовое обслуживание населения; ресурсоснабжение (тепло, вода, электричество, канализация, газ) и др.

Санитарно-технические предприятия – это предприятия по обслуживанию водопровода, канализации, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ, электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.

Транспортные предприятия – городской общественный транспорт, водный транспорт местного назначения.

Сооружения внешнего благоустройства – дороги, тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные пешеходные переходы и эстакады, сооружения ливневой канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, зеленые насаждения общего пользования и др.

Воздействие инженерной инфраструктуры на функционирование города аналогично роли транспорта. Например, нормальная жизнь современного города невозможна без системы электроснабжения. Наиболее высокая плотность потребления электроэнергии характерна для территорий городского каркаса, а сама электроэнергия производится в периферийной зоне города или поступает из отдаленных энергетических центров. Возникают мощные линии передач, идущие с периферии в центральные фокусы города. Энергообеспеченность того или иного участка города в существенной степени лимитирует возможности его дальнейшего хозяйственного освоения. Поэтому и процесс урбанизации периферийных территорий, и повышение уровня освоения городского пространства, связанное с развитием каркаса, требуют дальнейшего строительства высоковольтных линий электропередач и многочисленных энергоподстанций. Они играют роль, аналогичную транспортным магистралям и транспортным узлам соответственно.

Как и в случае с улично-дорожной сетью, в мегаполисах нередко наблюдается перегруженность этих линий и подстанций. Реконструкция устаревших систем, создание новых мощных линий требуют больших капиталовложений. Такое строительство рентабельно при достаточно высокой интенсивности энергопотока, что стимулирует градостроительную политику, ориентированную на повышение этажности, на создание новых фокусов деловой активности на уже застроенных территориях.

Этот комплекс проблем типологически вполне родственен проблемам транспорта. Аналогичная ситуация связана с системами тепло- и газоснабжения города, а также с городским водопроводом. Недостаточно высокий уровень функционирования этой структуры может заблокировать дальнейшее развитие города. Аналогичный комплекс проблем связан с системами канализации и удаления твердого мусора.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 669 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ЖКХ как элемент экономики.

По данным Владимирстата, в 2016 году в структуре регионального ВРП доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляла 4,8%. Учитывая то, что объем оказанных населению платных жилищных услуг почти в 3,5 раза меньше, чем объем оказанных коммунальных услуг, можно предположить, что соотношение этих видов экономической деятельности в структуре ВРП такое же.

Есть прямая зависимость уровня развития экономики от уровня состояния инфраструктуры. Например, рост уровня газификации сел ЦФО на 1% дает рост объёма продукции в среднем на 203,3 млн рублей в год.

На рынке ЖКХ теперь выделяют две отдельные отрасли: коммунальную и жилищную. И этот рынок — один из векторов развития всей экономики региона.

Во Владимирской области (предварительные данные Владимирстата и отчета АВО) по итогам 2017 года произошло падение объема оказанных населению платных услуг на 2,1%. А вот жилищные услуги в то же самое время показали очень большой рост – более чем на 45% (более 7 млрд рублей). Такую динамику трудно списать исключительно на инфляцию и рост тарифа.

— В структуре общего объема платных услуг населению, удельный вес услуг ЖКХ вырос не столь значительно, — комментирует руководитель Владимирстата Александр Быков. — Жилищные услуги выросли (по предварительным данным) с 7,6% до 10,3%, а коммунальные – с 28,2% до 31,1% (до 21,4 млрд рублей).

Частично на росте объемов жилищных услуг сказался перевод платы за ОДН из коммунальных в жилищные услуги. Плюс, важную роль в росте рынка играет ежегодное увеличение количества квартир, их общей площади, среднего размера квартиры, площади жилых помещений на одного жителя, повышение благоустроенности жилья.

Увеличение натуральных объемов рынка жилищных услуг (т.е. обслуживаемых помещений) отмечают в масштабах страны и эксперты. В компании Bussinesstat говорит: рост платных услуг ЖКХ в стране с 2012 по 2016 год вырос в 1,5 раза (до 2,4 трлн рублей). Прогнозы тоже оптимистичны: до 2021 года рынок продолжит расти в натуральном выражении на 4–6% ежегодно.

Сдерживают рост рынка жилищных услуг жесткое регулирование ценообразования со стороны государства. Но зато те же государственные и региональные программы содействия жилищному строительству и повышению уровня комфорта и качества жилья открывают дополнительные возможности для бизнеса в этой сфере.

И уже сегодня отрасль управления многоквартирными домами очень привлекательна для бизнеса. Сегодня в области лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД имеет 201 юридическое лицо, из которых 178 организаций — частные (89% от общего числа).

Правда, как показал мониторинг АВО, удовлетворенность населения региона-33 услугами ЖКХ довольно низкая — около 60% жителей недовольны ценами на услуги ЖКХ, 20% жителей отметили снижение качества услуг. А по показателю качества народ оценил работу ЖКХ на 2,03 балла по пятибалльной шкале.

Выше среднего, согласно мониторингу АВО, и оценка конкурентности на рынке коммунальных услуг (3,6 балла). Большинство владимирцев удовлетворены качеством услуг естественных монополий. Предприниматели в целом удовлетворены сроками получения доступа к услугам естественных монополий и числом процедур получения доступа к водоснабжению/водоотведению, электроснабжению и телефонной связи.

Больше всего недоволен бизнес вопросами газоснабжения и теплоснабжения, а также стоимостью подключения к услугам естественных монополий.

— Разрыв между положительными и отрицательными отзывами в ряде случаев минимален. Но все равно – это огромное поле работы для администрации области, — подчеркнул директор департамента ЖКХ АВО Глеб Серегин. — В нашем регионе для повышения его инвестиционной привлекательности реализуется дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Сформирован полный перечень административных процедур и процессов по технологическому присоединению к электросетям. Жестко регламентированы сроки подключения.

Меры, призванные активизировать деловую активность в регионе, позволили нашей области занять 8-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Но наряду с тарифным регулированием ужесточение административного контроля за деятельностью естественных монополий хоть и встречает одобрение у населения, но затрудняет извлечение прибыли коммунальными компаниями.

В июле 2017 года прошло заседание рабочей группы по подготовке президиума Госсовета на тему инвестиционной привлекательности ЖКХ. Там отмечались систематическая недофинансированность коммунального хозяйства страны и слабая инвестиционная активность отрасли. Результат — высокая степень износа инфраструктуры, рост аварийности, снижение качества услуг. Но в регионе-33 нашли оригинальный, инновационный подход к стимулированию инвестиций в коммунальную инфраструктуру.

— Инвестиционная привлекательность и стабильное развитие региона напрямую связаны с состоянием его инфраструктуры, — убеждена первый вице-губернатор Лидия Смолина. — Мы проводим масштабную работу по модернизации коммунального комплекса области, активно внедряем энергоэффективные технологии, привлекаем инвестиции, объем которых за последние 4 года составил более 10 млрд рублей. Даже в сложной экономической ситуации, без федеральных средств, из областного бюджета ежегодно выделяется по 160 млн рублей. Мы — один из немногих субъектов России, где предусмотрен механизм возмещения инвесторам до 40% стоимости приобретенного энергоэффективного оборудования. Это позволяет инвестору сократить срок возврата вложенных денег. За 2 года 13 хозяйствующим субъектам возмещено 177,4 млн рублей, реализовавшим 36 проектов в сфере теплоснабжения и уличного освещения.

Для привлечения инвестиций и облегчения тарифной нагрузки ресурсоснабжающих предприятий действует госпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры во Владимирской области на 2017-2019 годы». По ней хозяйствующим субъектам выделяют субсидию на возмещение части затрат за выполненные работы по строительству, реконструкции и капремонту систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности. В прошлом году по этой программе проложили канализационные коллекторы в Муроме на более чем 120 млн рублей.

В регионе реализуется 54 инвестиционные программы регулируемых ресурсоснабжающих организаций с объемом средств 3 млрд рублей. Внедряются прогрессивные формы кооперации с коммунальным бизнесом: привлекательные для инвесторов концессионные соглашения сроком до 25 лет (их сегодня в области — 26, объем инвестиций — 12,6 млрд рублей) и энергосервисные контракты (26 контрактов, объем инвестиций — 545,9 млн рублей).

— Мы активно сотрудничаем с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Используем все возможные инструменты и механизмы для проведения модернизации коммунального комплекса с привлечением средств Фонда, — сказала Смолина.

В 2016 году Владимирская область второй в России защитила заявку и первой получила финансовую поддержку Фонда — 25,4 млн рублей на строительство модульной котельной (7,5 МВт) в Киржаче. В 2017 году при финансовой поддержке Фонда (90,5 млн рублей) реализовано еще два инфраструктурных проекта — в Камешкове и Суздале. В Камешкове построена блочно-модульная котельная (11 МВт), реконструирована еще одна котельная (5,2 МВт), построены и реконструированы участки сетей теплоснабжения. А в Суздале построена блочно-модульная котельная мощностью 16 МВт.

И вот еще интересные данные — на каждый казенный рубль, инвестированный в развитие коммунальной инфраструктуры, частные инвесторы приносят семь своих рублей.

Влияние инфраструктуры сферы ЖКХ на качество жизни населения: современный аспект.

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.05.2016 2016-05-16

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Катина К. В. Влияние инфраструктуры сферы ЖКХ на качество жизни населения: современный аспект // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 725-727. — URL https://moluch.ru/archive/114/30147/ (дата обращения: 07.02.2019).

В современных условиях человек всё меньше задумывается о сфере и проблемах ЖКХ. Тем не менее это та проблемная среда, которая способна в корне поменять наш жизненный уклад, настрой, в случае, если какая-либо из составляющих её инфраструктуры выходит из строя.

Необходимо дать определение жилищно-коммунального хозяйства — это комплекс подотраслей, которые обеспечивают слаженное функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий и сооружений населенных пунктов [3, с. 13].

Данная инфраструктура призвана так же создавать удобства и комфорт для граждан, проживающих либо на определённой территории, либо внутри обособленного жилого массива.

Оглянувшись на опыт ряда зарубежных стран (США, Франция, Германия, КНР) можно увидеть, что для России сфера ЖКХ является достаточно убыточным сектором экономики и данный сектор является не только проблематичным для бюджета, но и чрезвычайно запущенным.

Вне всякого сомнения, упомянутая запущенность инфраструктур сферы ЖКХ негативно влияет на качество жизни населения, создавая ряд бытовых проблем. Сложившаяся ситуация требует повышенного внимания со стороны и органов местного самоуправления и органов государственной власти [5, с. 22].

Развитие российского уровня жилищной сферы совершенно не соответствует степени предъявляемых требований:

− задачи, необходимые для выполнения сферой ЖКХ, выполняются не в полной мере;

− состояние инфраструктурной составляющей требует огромных материальных затрат и в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения [1, с. 9].

В связи с этим видится необходимость реформирования составляющей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, так как негативные тенденции становятся одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России.

На необходимость реформ или внесения как либо изменений указывает, и мнение подавляющей части населения, которое сводится к тому что отсутствуют какие-либо существенные результаты, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Инфраструктура сферы ЖХК многоотраслевой комплекс народного хозяйства РФ, охватывающий производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Проанализируем распространение инфраструктур ЖКХ в контексте качества жизни населения более подробно.

Во-первых, жилище — это хоть недвижимость, а значит товар, который нельзя импортировать.

Во-вторых, жильё — это очень дорогостоящий товар (особенно в «новостройках») длительного пользования, приобретение которого чаще всего невозможно за счёт текущих доходов семей.

В-третьих, в современных городах это зачастую товар коллективного пользования, когда многие необходимые элементы благоустройства (лифты, вывоз мусора, охрана) находятся в общем пользовании и должны оплачиваться всеми жильцами. Здесь необходимо сотрудничества либо принуждение к исполнению обязательств.

В-четвёртых, важнейшие коммунальные услуги (газ, электричество, водоснабжение, канализация, отчасти теплоснабжение) абсолютно не эластичны в ценовом сегменте и являются продуктами естественной монополии, локальных или глобальных. Конкуренция за их поставку конкурентным домохозяйствам или жилым комплексам оказывается невозможной, что отодвигает их качество на дальний план [2, с. 40].

Возникает необходимость контроля и регулирования данного аспекта при участии государственных и муниципальных органов. Служащие последних также нуждаются в контроле, чтобы исключить конкуренцию и обеспечить необходимое качество публичных услуг качества бытовой жизни населения.

В-пятых, функционирование планируемого института контроля вообще может оказаться за приделами возможностей рынка, следовательно обосновывается необходимость в гражданской активности того или иного сообщества, прежде всего на низовом уровне, где находится ЖКХ [6, с. 85].

Кроме того, организации и предприятия, которые до последнего времени содержали на своем балансе жилые дома и жилищно-эксплуатационные участки, не могут в полном объёме финансировать эту убыточную сферу и пытаются избавиться от неё.

Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для обслуживания жилищно-коммунальной инфраструктуры очень мала и рассчитана лишь на 40 % основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования и в принципе не готова принять дополнительные работ и оказывать качественные услуги.

Учитывая возрастающий уровень требований к качеству, с одной стороны, а финансовый кризис и скачки цен — с другой, инфраструктуре сферы ЖКХ в целом требуются значительные дотации, на покрытие которых средств ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет.

Преобладающее большинство предприятий сферы ЖКХ находятся в государственной или муниципальной собственности, что влечет за собой проблемы не эффективности инфраструктуры.

Одним из методов устранения проблем в указанной сфере видится развитие государственно-частного партнёрства. Не исключается и тот факт, что именно сотрудничество с компаниями, которые осуществляют свою деятельность в данной сфере будет повышено как качество инфраструктуры, так и качество жизни населения. Такой оптимистический прогноз видится по причине следующего: компания будет стараться обслуживать вверенную инфраструктуру ЖКХ, чтобы не уступить место конкурентам.

К слову, государственно-частное партнерство в ЖКХ — это инвестиционные проекты по созданию объектов газо-, водо-, тепло- и энергоснабжения, водоотведения, учета, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, осуществляемых в интересах городского и отраслевого развития и реализуемый с привлечением частного финансирования, которое может быть обосновано окупаемостью за счет доходов, получаемых частным партнером в рамках проекта, за счет коммерческой эксплуатации объекта или оплаты услуг, производимых с его использованием публичным заказчиком [7, с. 19].

Указанный расклад событий, да и само определение государственно-частного партнёрства существенно повысило бы качество жизни населения, в контексте упомянутой инфраструктуры ЖКХ, но на сегодня в 100 процентном исполнении данное не возможно.

Сегодня не мало объектов инфраструктуры ЖКХ находятся на балансе государства или муниципалитета, и приватизировать данные объекты не видится возможным. Тем не менее, они нуждаются в постоянном финансировании. И затрата денежных средств отнюдь не малая.

Видится выход, что передача муниципальной собственности инфраструктуры ЖКХ в делегированное управление фирмам-операторам, должна осуществляться на конкурсной основе. Фирма-оператор, занимаясь на основе договора о делегированном управлении с органами местного самоуправления комплексным обслуживанием населения, будет заинтересована в обеспечении бесперебойной работы и модернизации коммунальных систем инфраструктуры ЖКХ.

Рентабельность такой операции будет не только в повышении качества жизни населения района или муниципалитета, оплата коммунальных услуг населением станет самим источником возврата вложенных средств. Таким образом, приведение в действие механизма делегированного управления муниципальной собственностью способно привести к повышению качества и надежности коммунального обслуживания потребителей, резко уменьшить объем средств, выделяемых на ликвидацию постоянных аварий на муниципальных инженерных сетях.

Помощью в данном вопросе может стать создание Управляющих компаний на территории. Подобная компания станет не только субъектом рыночных отношений, но и так называемым «разрушителем» монополизма в инфраструктуре сферы ЖКХ.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные проблемы инфраструктуры сферы ЖХК, влияние этих проблем на качество жизни населения и предложены пути решения указанной проблемы.

  1. Щур Д. Л. Товарищество собственников жилья: ТСЖ: практическое пособие/ Д. Л. Щур. – М.: Дело и Сервис (ДиС), 2012. – 315 с.
  2. Атаманенко С. А. Справочник бухгалтера ТСЖ и управляющей компании/ С. А. Атаманенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 412 с.
  3. Матеров Л. Н. Кондоминиум. Как зарегистрировать Товарищество собственников жилья в городе/ Л. Н. Матеров. — М.: ГЦЖС-ПРЕСС, 2012. — 268 с.
  4. Кравченко А. В. ТСЖ — оптимальная форма управления жильем/ А. В. Кравченко // ЖКХ. — 2014. — № 6. С. 44–49.
  5. Бобович Р. Е. Объединения жителей многоквартирных домов / Р. Е. Бобович. — М.: Ассоциация ТСЖ, 2012. — 237 с.
  6. Вагин В. В. Городская социология / В. В. Вагин. — М.: ГроссМедиа, 2012. — С. 84–98.
  7. Васильева В. В. Юридические аспекты деятельности товарищества собственников жилья/ В. В. Васильева. – М.: ГроссМедиа, 2011. – 311 с.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector