Жкх как социальная проблема

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Важным направлением проводимых в России преобразований является совершенствование системы управления, вызванное необходимостью стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Одним из показателей стабильности и благополучия жизнедеятельности общества является эффективное функционирование жилищно-коммунальной сферы, которая на современном этапе характеризуется институциализацией новых управленческих практик и социальных взаимодействий.

В условиях по-прежнему высокого уровня монополизации в системе ЖКХ, неопределенности ценовой политика на услуги, неэффективности системы управления, непрозрачности принимаемых решений и бесконтрольности со стороны муниципальных властей, призванных обеспечить надлежащее функционирование жилищно-коммунального комплекса создается благоприятная почва для многочисленных злоупотреблений, совершения преступлений и нарушения прав граждан в этой области общественных отношений.

Жилищно — коммунальная сфера — наиболее сложная и важная часть городского хозяйства, деятельность которой направлена на предоставление жителям региона услуг по техническому и санитарному обслуживанию зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, обеспечение необходимыми ресурсами (вода, газ, электрическая и тепловая энергия) для создания комфортных условий проживания и работы.

Даже незначительный сбой в их работе сразу становится социальной проблемой в жизни области, города, района или отдельного многоквартирного дома. Любая авария, связанная с подачей горячей или холодной воды ставит под угрозу жизнь и здоровье многих людей. Однако власти всех уровней упорно не желают признавать, что сфера ЖКХ — это основа для развития инфраструктуры каждого города России, основа экономического и социального развития, основа политической стабильности.

Качество предоставляемых жилищно-коммунальным комплексом услуг и расходованием средств в этой сфере должно находиться под постоянным контролем региональных властей, а не становиться предметом дискуссий после очередного гнева жителей, обращенных на чиновников, исполнителей услуг, которые в очередной раз что-то недоделали или не отремонтировали в нужные сроки.

К сожалению, никому неизвестно, где и когда в очередной раз даст сбой российская система коммунального хозяйства и когда же здесь будет наведен порядок. Одной из причин создавшегося положения является то, что огромное количество потребителей услуг ЖКХ ограничены в доступе к полной информации об условиях и порядке предоставляемых услуг, о том, кто отвечает и должен нести ответственность за качество их предоставления. Большинство жителей многоквартирных домов в российских городах так и не могут понять:

почему растут тарифы, а качество услуг ухудшается с каждым годом?

почему реформа ЖКХ воспринимается народом России, как национальное бедствие, а народными избранниками и чиновниками как позитивное развитие?

Ещё с советских времён жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу. С переходом страны к рыночной экономике проблемам ЖКХ также не уделялось особого внимания. Чиновники занимались переделом собственности — делили природные ресурсы и промышленность. В результате чего ЖКХ пришло в запустение и сегодня мы имеем катастрофический износ большинства элементов инфраструктуры — городских сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, городских дорог и тротуаров, сотни километров трубопроводов, дорожного покрытия и большое число объектов коммунального назначения. На замену старых, сохранившихся в регионах еще с советских времен, коммуникаций требуются миллиарды рублей. В бюджетах регионов этих денег нет, и коммунальные службы обречены на непрерывное латание дыр и локальные «раскопки» в местах очередных аварийных разрывов. И число аварий, очевидно, с каждым годом, будет возрастать. Перекладывать вину полностью на коммунальные службы, где большинство работников самоотверженно, за низкую плату работают в режиме аврала, было бы несправедливым.

Практически весь государственный жилищный фонд достался населению в результате долгожданной приватизации квартир. В действующем Жилищном Кодексе РФ законодатель мудро и расчетливо переложил все проблемы с содержанием жилья, капитальным ремонтом многоквартирных домов на плечи собственников квартир и встроенных помещений, зная, что дома не ремонтировались десятки лет. Собственникам тяжело смириться с мыслью, что ржавые трубы и текущие кровли — это их коллективные проблемы. На капитальный ремонт типовой пятиэтажки требуются миллионы рублей. Понятно, что в карманах собственников жилья таких денег нет, а соответственно и решить эту проблему за свой счет, практически не возможно.

Жилищный Кодекс РФ, в рамках проводимых реформ ЖКХ и для целей эффективного управления и обеспечения жизненоважными аспектами проживания и работы в социуме, предоставил гражданам возможность определиться с формой управления многоквартирными домами — Управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Граждане, выбирая способ управления, должны иметь и возможность реализовать его, путем принятия соответствующего решения и подписания договора управления с выбранной управляющей компанией. Что же происходит в реальности?

Как свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ, нововведения обернулись многочисленными нарушениями, фактами хищений и злоупотребления, по сути дела, появились новые возможности и условия для коррупции.

Так, в результате проверок было выявлено, что многие многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводились, а бюллетени заочного голосования подписаны третьими лицами [1]. В результате бесконтрольности со стороны государственных и муниципальных органов, бездействия компетентных правоохранительных органов деятельность по созданию и функционированию управляющих компаний была пущена на самотёк. Основным результатом созданных управляющих компаний стало не оказание населению качественных жилищно-коммунальных услуг, а эффективная деятельность по растрате оставшихся материальных ресурсов и получаемых денежных средств. Среди наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний называют:

Заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой. При этом работы зачастую не выполняться, а составляются фиктивные акты выполненных работ. Нарушается порядок начисления платы за капитальный ремонт. Перечень ремонтных работ, стоимость и сроки проведения, как правило, не утверждается общим собранием собственников. Нарушается порядок начисления платы за содержание и ремонт жилья, а отсутствие структуры платы за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность. Имеют место и другие негативные факторы.

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности ТСЖ. Особо следует отметить отсутствие четких продуманных эффективных механизмов для решения, значимых вопросов. Например, обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но почему за это должны нести наказание те, кто своевременно выполняет свои обязанности не понятно.

Для власти — ТСЖ удобна тем, что с чиновников полностью снимается ответственность за ситуацию в домах управляемых товариществом. Но это вовсе не означает, что их деятельность не нужно контролировать.

Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ со стороны граждан, то в соответствии с правилами оказания коммунальных услуг, Жилищным кодексом РФ, у собственников есть право, в случае если какая-то из услуг не оказывается, либо оказывается ненадлежащим образом потребовать произведения перерасчета и не оплачивать некачественно оказанные услуги. К сожалению, многие потребители этих услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.

Динамика правонарушений, выявленных в сфере ЖКХ, свидетельствует о том, что тенденция снижения качества оказываемых коммунальных услуг продолжается, отсутствует контроль за обоснованностью и достоверностью повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию соответствующих услуг населению, ветшают и приходят в негодность жилые помещения и другие объекты коммунального хозяйства. И все это остается безнаказанным.

«ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели — повышение качества жизни людей» [3]. «Ситуация в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии. К сожалению, это очень сильно дестабилизирует ситуацию. Надо действовать по всем случаям вымогательства, взяточничества, причем невзирая на лица, что называется»сказал Президент Российской Федерации.

Самые острые проблемы ЖКХ по мнению Россиян.

31 марта в пресс-центре издательского дома «Комсомольская правда» (г.Москва) в рамках «круглого стола» на тему «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева представила итоги I квартала 2015 года. Рейтинг составлялся на основании анализа обращений, поступивших в приемную НП «ЖКХ контроль» и общественные приемные региональных центров общественного контроля. Всего было проанализировано 7685 обращений из 71 региона России.

Топ 10 выглядит следующим образом:

Позиция в рейтинге

Тематика проблем, волнующих граждан

% от количества обращений

Уверенно лидирует тема непрозрачности начислений за ЖКУ, — подчеркнула Разворотнева. – Люди не понимают, как производятся начисления. Серьезное беспокойство граждан продолжают вызывать начисления за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды. По этому вопросу в общественные приемные обращается каждый десятый. Несмотря на то что, в соответствии с 344 Постановлением Правительства РФ, большинство субъектов ввело ограничения на величину платы за ОДН, остроту проблемы это не сняло.

Проблема капитального ремонта вышла в лидеры в конце 2014 года, когда в большинстве субъектов РФ начался «запуск» региональных программ капитального ремонта и с тех пор уверенно удерживает второе место.

Проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, непростые взаимоотношения собственников и управляющих организаций, «двойные квитанции», фальсифицированные решения общего собрания также остаются в тройке лидеров на протяжении длительного периода. К сожалению, начавшийся процесс лицензирования ситуацию пока не изменил.

В целом же приоритеты рейтинга по сравнению с 2014 годом практически не изменились (см. презентацию).

После представления итогов рейтинга состоялась оживленная экспертная дискуссия: можно ли изменить ситуацию в отрасли и как это сделать?

В обсуждении участвовали заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Сучков, директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая, руководители Центров общественного контроля в сфере ЖКХ Нижегородской, Костромской, Ярославской, Тверской, Тульской и Тамбовской областей.

Павел Качкаев отметил, что в России сегодня 50 млн. квартиросъемщиков. Конечно же, им не обойтись без общественного контроля в данной сфере, но жилищное законодательство за последние годы сильно продвинулось и строится в первую очередь на праве собственника решать свои проблемы: «Закон принять мало. Мы его начинаем критиковать еще до того, как он начал работать. А надо бы его соблюдать, осознав свою ответственность и обязательства». По его словам сейчас во втором чтении находится проект изменений в ЖК, в котором, в частности, предложен ряд мер по укреплению платежной дисциплины. «Долги за ЖКУ достигли уже почти 100 млрд рублей, — отметил Павел Качкаев, — в то время как мы спешно ищем 250 млрд, чтобы начать капремонт». Таже депутат отметил, что «среди 5% неплательщиков только 1,5% малоимущих граждан. Остальные – 3,5 это «вполне состоятельные разгильдяи». В связи с этим, Качкаев призвал россиян «несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнулась наша страна, менять отношение к ЖКХ в более позитивную сторону».

Подробно об основных проблемах ремонта МКД в масштабах всей страны рассказал Сергей Сучков.

Татьяна Вепрецкая внесла ряд предложений по улучшению качества управления МКД.

Александр Рыжов привел в пример опыт Нижегородской области, которой удалось стимулировать УК изменить практику управления жильем в лучшую сторону.

Татьяна Бородина, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, рассказала как «грамотные» платежные документы подняли платежную дисциплину в регионе. И одновременно пожаловалась на «Сбербанк», который, оперируя платежами за ЖКУ, регулярно допускает технические сбои, что ведет к постоянному нарастанию долгов.

Сергей Захарцев, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области, указал, что решение проблемы низкой собираемости платежей за капремонт лежит на поверхности. Как только этот сбор включается в общую платежку (или, к примеру, объединяется с платой за электричество), собираемость его приближается к 90 %. Но подчеркнул, что аварийные дома, представляющие историческую ценность, требуют отдельного подхода в вопросе финансирования капремонта.

Елена Юлегина , руководитель тверского областного центра общественного контроля в сфере ЖКХ, отметила, как разъяснительная работа с населением и распространение лучших практик помогают завоевать доверие людей на местах и сменить их настрой: когда жалобы начинают превращаться в вопросы по применению действующего законодательства.

Андрей Пинчуков, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Костромской области, рассказал, как научить жителей МКД не просто проводить капремонты, но и зарабатывать прибыль за счет качественных улучшений собственных домов. А также остановился на важной теме: возможности возврата собственникам имущества их МКД — чердаков и подвалов.

Анастасия Дементьева, руководитель тульского центра и координатор проекта «Народный контроль ЖКХ» сообщила об областных программах и грантах, направленных на поддержку инициатив жителей по благоустройству домов и придомовых территорий. Такой подход позволяет не только улучшить состояние жилфонда, но и снять социальную напряженность.

Для справки:

НП «ЖКХ Контроль» осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В настоящее время в 81 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан. В центрах действуют общественные приемные и открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляют прием обращений и жалоб от граждан. Так, за 2014 год в региональные общественные приемные поступило более 35 тыс. обращений. Информация по обращениям из субъектов РФ направляется в НП «ЖКХ Контроль», который проводит их анализ. На основе полученных данных с 2014 года НП «ЖКХ контроль» формирует ежеквартальный рейтинг проблем в сфере ЖКХ.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в России и пути их решения.

Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, создающего, необходимые условия для жизнедеятельности человека является средним из приоритетных направлений социально-экономических преобразований в стране. На сегодняшний день в данной сфере накопилось множество проблем, вызывающих споров и суждений, что накладывает существенный отпечаток на состояние жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего потребительским требованиям, для значительной части населения, а также дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием эффективной жилищной политики, несвоевременном проведении капитального и текущего ремонта и т.д. Реформа жилищно-коммунального хозяйства как острая и социальная проблема современной России продолжается более десяти лет и, на наш взгляд, не принесла каких-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В последнее время проблеме формирования эффективного конкурентного экономического механизма развития ЖКК уделяется существенное внимание как со стороны зарубежной, так и отечественной науки. Вместе с тем на уровне местного самоуправления представляется полностью не изученной. Практически отсутствует учет территориальных особенностей, проявляется недостаток методик оценки эффективности инвестиционных проектов и анализа рисков и психологическая не готовность горожан к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Все это обуславливает необходимость обобщения результатов ранее выполненных исследований и определения новых направлений в рассматриваемой области

Организация органами местного самоуправления полноценного учета территориальных особенностей при разработке и реализации экономического механизма развития жилищно-коммунальной сферы требует разработки комплекса мер с их стороны, направленных на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы и использования методов оценки эффективности, позволяющих определить эффект от реализации проекта.

Таким образом, жилищная проблема является актуальной, требующей значительных усилий по ее решению. Как известно, решение одной и той же задачи может быть осуществлено различными способами: поиск и привлечение централизованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья, т.е. разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного или массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах; повышение доступности жилья для широких слоев населения, т.е. создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказании реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирования развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов; совершенствование систем обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения, т.е. разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья; повышения качества эксплуатации жилищного фонда, т.е. существенное улучшения содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирования снижения издержек и повышения качеств жилищно-коммунальных услуг, развития систем самоорганизации граждан; совершенствование градостроительных, архитектурно- планировочных подходов к формированию благоприятной жилой среды, т.е. развитие качественной малоэтажной смешанной застройки, переход от типовых проекторов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территорий; создание консультационных центров для населения; пропаганда и разъяснительная работа среди населения по основным направлениям развития ЖКХ; мониторинг общественного мнения о результатах осуществления мероприятий по развитию ЖКХ; правовое обеспечение разработки концепций, стратегических планов и целей программ развития ЖКХ.

Таким образом, современный экономический механизм развития ЖКХ должен быть ориентирован на укрепление экономической самостоятельности и значимости муниципальных образований, на повышение эффективности и комплексности развития их территорий, на создание благоприятных условий для коренного функционирования рыночных структур и привлечение ресурсов. Программа развития ЖКХ должна быть взаимосогласованной с программами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, так как от состояния ЖКХ зависит качество жизни населения и потенциал развития территории муниципального образования.

Список литературы: Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие Под ред. д.э.н. профессор Ю. Ф. Симионова Москва – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ» Аболин А.А. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг// Жилищно-коммунальное хозяйство: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2006. — №4, часть 2 — с.4-6. Всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России» 2001 года// Жилищно-коммунальное хозяйство: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2002. — №10, часть 1 — с.3-22. Денисов Н. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция реформирования// Экономист. — 2007. — №5 — с.71-75. Егоров А.Л. Реформа ЖКХ: успехи, неудачи, перспективы// Жилищно-коммунальное хозяйство: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2002. -№11, часть 1 — с.43-49. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 №131-Ф3. Закон РФ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ» от 19.06.1996 №78-ФЗ (ред. От 2.01.2000). Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.97 №126-ФЗ (ред. от 09.07.1999).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector